Вводная часть
Одной из основных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является не менее важной и объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. С началом проведения Специальной Военной Операции (СВО) по защите русскоязычного населения выявили ряд трудных задач, стоящих перед государством. К основной численности инвалидов страны прибывает немаловажная часть людей с военными увечьями, вернувшихся с СВО. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов. Всего в России насчитывается больше 11 млн инвалидов, а численность инвалидов трудоспособного возраста составила порядка 4,3 млн человек. Из них работает 1,2 млн, это 28,6%, при этом общий уровень безработицы в стране составляет 2,4%. То есть более 3 млн инвалидов являются безработными, и это огромная масса нереализованного человеческого потенциала. Численность граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости за 2024 год, составила более 100 тыс. человек, из них, только 58% трудоустроилось [2, 4], и порядка 90% всех обратившихся инвалидов прошли перепрофилирование в Службе занятости.
Основная часть
На 01.01.2025 г. детей с ОВЗ до 18 лет в Российской Федерации – 779308 человек, это 7% от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет. Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Для любого человека образование – это способ, который позволяет приобрести не только знания и опыт в различных областях науки, но и обрести стабильный доход, социальные блага и новые возможности. Получения инклюзивного образования не только детьми-инвалидами, но и молодёжью с ОВЗ можно назвать основной проблемой современного общества. Образовательная среда инклюзивного образования предполагает равноправное и равноценное общение детей-инвалидов со своими ровесниками с целью полноценного личностного развития и социализации.
Исследованию системы инклюзивного образования посвящено множество научных школ и трудов [5, с. 116-126; 6; 8; 11]. Многие образовательные учреждения сталкиваются с различными проблемами, связанными с организацией инклюзивной образовательной среды. А обсуждение внедрения инклюзивных подходов должно происходить на различных уровнях и включать теоретическое изучение этого вопроса. Наше исследование позволило систематизировать следующие проблемы инклюзивной образовательной среды и разделить на две группы, внутренние и внешние:
1. Внутренние проблемы адаптации студентов с инвалидностью и учащихся с ОВЗ к профессиональному обучению в высших учебных заведениях:
- социальная адаптация представляет собой серьезную проблему, так как у многих людей с ОВЗ недостаточно развиты навыки общения, они испытывают трудности с выражением своих мыслей и отстаиванием своих интересов;
- неадекватное самовосприятие, не имеют четкого представления о своих способностях и ограничениях, не умеют объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, что существенно затрудняет выбор профессии и в последствии построение карьеры, часто не знают, какие профессии им доступны, какие навыки требуются и какие возможности существуют для людей с ОВЗ;
- боятся столкнуться с реальностью своей инвалидности, не готовы к возможным трудностям и стрессу, связанным с обучением, дальнейшим поиском работы и адаптацией на новом месте;
- недостаточное информирование о возможностях обучения, о мерах государственной поддержки в целях развития профессиональных навыков граждан, получения ими профессии, востребованной на региональном рынке труда;
- не сформировано понимание трудовой деятельности, готовности к труду, абсолютно некомпетентны в трудовом законодательстве (многие даже не знают о таких документах, как трудовая книжка, трудовой договор, должностная инструкция и должностные обязанности).
2. Внешние проблемы, которые определяются множеством характеристик архитектурной инфраструктуры образовательной среды, окружающей среды, в которой проходит учебная деятельность:
- недостаточная подготовленность педагогов к принятию студентов с различными ограничениями здоровья, педагогический состав часто не обладает достаточными знаниями и навыками для работы;
- недостаточная готовность предприятий города сотрудничать с учреждением образования в части трудоустройства студентов с ОВЗ, отсутствие достаточного количества вакантных квотируемых рабочих мест в ЦЗН;
- недостаток ресурсов для организации инклюзивного образования, отсутствуют ассистенты учителей, специальные технические средства, адаптированные материалы, что затрудняет процесс обучения и ограничивает возможности успешной интеграции;
- стереотипы и предвзятость, общество в целом и даже образовательные учреждения могут иметь предвзятые взгляды на детей с особенностями развития, что может привести к отказу в доступе к образованию, социальной изоляции и даже дискриминации (буллингу);
- архитектурная инфраструктура инклюзивной образовательной среды предполагает создание доступного или безбарьерного пространства учебного заведения (оборудованные пандусы, яркая разметка для слабовидящих, обычно в виде ярких линий жёлтого или красного цвета, которые наносятся на столы, двери, углы, перила и ступеньки лестниц, лифтовые кнопки с шифром Брайля, резиновые вставки на краях ступенек, чтобы слабовидящие могли сориентироваться, где заканчивается ступенька, и не поскользнуться на краю, специальная мебель для слабовидящих, например, столы со скошенными краями, а также парты с «бортиками»).
Одним из способов системного решения указанных проблем выступает созданная, на базе российский вузов, сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), которая функционирует в рамках госпрограммы «Доступная среда». Она включает более 590 вузов и филиалов. Цель ресурсных центров - обеспечение в вузах страны условий, способствующих поступлению людей с ограниченными возможностями здоровья на программы высшего образования, их успешному обучению и трудоустройству по выбранной специальности.
Анализ материалов СМИ и полевое исследование автора по методу включенного наблюдения (2024-2025 гг.), а также интервьюирование студентов университета дало возможность выявить основные особенности инклюзивной образовательной среды в ФГБОУ ВО Государственном Университете Управления в содержании публикаций официальных источников (Министерства науки и высшего образования РФ, Портал Правительства Москвы, ГУУ, РУМЦ), интернет-источников, посвящённых инклюзивному образованию (Инклюзивноеобразование.рф, Агентство Социальной информации), в социальных сетях («ВКонтакте» и «Телеграмм»).
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Государственного университета управления (ГУУ) создан в 2017 году для содействия развитию инклюзивного образования в вузах России. За Университетом закреплены следующие регионы: г. Москва, Московская область и Орловская область [10]. Вот основной комплекс мер инклюзивной инфраструктуры, реализованной в РУМЦ ГУУ:
- В ГУУ и приемной комиссии предусмотрены особые условия для получения высшего образования для людей с инвалидностью и ОВЗ в рамках программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. При необходимости обеспечивается сопровождение волонтерами, и во время консультаций обязательно участвует юрист;
- В кампусе университета осуществляется условия, позволяющие адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную жизнь, решать проблему дефицита общения, организуют досуг, создают условия для приобщения к мировым художественным ценностям, развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения, для инвалидов различных категорий предусмотрены специальные рабочие места, где их дефекты не являются препятствием для выполнения трудовых функций;
- Для удобного, безопасного и свободного передвижения маломобильных студентов было создано безбарьерное архитектурное пространство, которое учитывает потребности людей с разными формами инвалидности, а также частично обеспечена доступность библиотечных ресурсов. Ведется постоянное совершенствование архитектурной инфраструктуры (подъёмные устройства, пандусы с плавными заездами и входами на уровне земли, лифты, тротуары со специальным покрытием, широкие дверные проёмы или расширение мест для парковки, тактильными мнемосхемами, и возможно, звуковыми ориентирами, бордюров или тактильных направляющих для незрячих и слабовидящих посетителей, светофоров со звуком и специального освещения). Для комфортного передвижения по территории кампуса на сайте ГУУ опубликованы рекомендованные маршруты;
- Столовая и буфеты, способные обслуживать более 1116 посетителей, предлагают питание студентам, преподавателям и сотрудникам, обеспечивая при этом доступную безбарьерную архитектуру;
- Содействие в трудоустройстве осуществляется программой постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в «Атласе Вакансий», создан «Атласа профессий», где можно ознакомиться с особенностью будущей работы, узнать среднюю заработную плату и изучить открытые вакансии. Постоянно организуются стажировки «Безграничные возможности для всех», профессиональный конкурс «Путь к карьере» и сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра»;
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в ГУУ осуществляется бесплатно в двух медицинских кабинетах врачами высшей и первой квалификационной категории, а медицинские сестры обладают большим опытом работы;
- Систематическое проведение консультаций и вебинаров по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов;
- Разработка образовательных программ, учитывающих индивидуальные потребности обучающихся различных нозологических групп, адаптированных учебно-методических материалов для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- Организован и проводится мониторинг социально-психологического благополучия студентов, обучающихся в инклюзивных группах. Психологическая служба осуществляет социально-исследовательскую деятельность, психологическое просвещение, проводятся тематические тренинги, социометрические исследования и заполнения психологических опросников. Психологом предоставляется практическая и консультативная помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ;
- Проведение профориентационных мероприятий в рамках чемпионатного движения «Абилимпикс», а также профориентационное индивидуальное онлайн консультирование для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Заключительная часть
Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с комплексом серьёзных проблем, препятствующих их успешной интеграции в общество и трудовую деятельность. Следовательно, нужно не просто сопровождение, а сопровождение индивидуальное, которое начинается на стадии профориентационной работы. Это означает глубокое изучение индивидуальных возможностей и потребностей каждого человека, разработку индивидуальных программ обучения и профессиональной подготовки, активное содействие в поиске подходящей работы, помощь в адаптации на рабочем месте и обеспечение необходимой социальной поддержки. Только такой комплексный подход, учитывающий все аспекты проблемы, может обеспечить реальную интеграцию людей с ОВЗ в общество и позволить им реализовать свой потенциал. Необходимо предоставить доступ к широкому спектру информации о вакансиях, требованиях работодателей, о мерах государственной поддержки и профессиональной переподготовке, а также обеспечить психологическую поддержку и помощь в развитии необходимых социальных навыков.
Инклюзивная система образования сегодня представляет собой стадию формирования. Внедрение и расширение инклюзии в России – это долгий и постепенный процесс. Формирование инклюзивной образовательной среды является значительным вызовом для образовательных учреждений, так как требует учета множества факторов и анализа различных групп инвалидности и их потребностей. Правильная реализация организации обучения также требует внимательного контроля и постоянного совершенствования. Однако самое главное – помнить, что инклюзия является процессом, к созданию общества, где у каждого есть возможность раскрывать свой потенциал, участвовать в повседневных действиях и удовлетворять свои желания и нужды.