Главная
АИ #20 (255)
Статьи журнала АИ #20 (255)
Вопросы организации инклюзивной образовательной среды в Государственном универси...

Вопросы организации инклюзивной образовательной среды в Государственном университете управления

Рубрика

Социология

Ключевые слова

инвалид
инклюзивное образование
ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ)
инклюзивная образовательная среда
образовательное учреждение

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу актуальных проблем организации инклюзивного образовательного процесса в ГУУ, изучение инклюзивной образовательной среды как равного доступа к получению образования для всех студентов. Выявление основных проблем инклюзивного образования и пути их решения.

Текст статьи

Вводная часть

Одной из основных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является не менее важной и объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. С началом проведения Специальной Военной Операции (СВО) по защите русскоязычного населения выявили ряд трудных задач, стоящих перед государством. К основной численности инвалидов страны прибывает немаловажная часть людей с военными увечьями, вернувшихся с СВО. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов. Всего в России насчитывается больше 11 млн инвалидов, а численность инвалидов трудоспособного возраста составила порядка 4,3 млн человек. Из них работает 1,2 млн, это 28,6%, при этом общий уровень безработицы в стране составляет 2,4%. То есть более 3 млн инвалидов являются безработными, и это огромная масса нереализованного человеческого потенциала. Численность граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости за 2024 год, составила более 100 тыс. человек, из них, только 58% трудоустроилось [2, 4], и порядка 90% всех обратившихся инвалидов прошли перепрофилирование в Службе занятости.

Основная часть

На 01.01.2025 г. детей с ОВЗ до 18 лет в Российской Федерации – 779308 человек, это 7% от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет. Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.

Для любого человека образование – это способ, который позволяет приобрести не только знания и опыт в различных областях науки, но и обрести стабильный доход, социальные блага и новые возможности. Получения инклюзивного образования не только детьми-инвалидами, но и молодёжью с ОВЗ можно назвать основной проблемой современного общества. Образовательная среда инклюзивного образования предполагает равноправное и равноценное общение детей-инвалидов со своими ровесниками с целью полноценного личностного развития и социализации.

Исследованию системы инклюзивного образования посвящено множество научных школ и трудов [5, с. 116-126; 6; 8; 11]. Многие образовательные учреждения сталкиваются с различными проблемами, связанными с организацией инклюзивной образовательной среды. А обсуждение внедрения инклюзивных подходов должно происходить на различных уровнях и включать теоретическое изучение этого вопроса. Наше исследование позволило систематизировать следующие проблемы инклюзивной образовательной среды и разделить на две группы, внутренние и внешние:

1. Внутренние проблемы адаптации студентов с инвалидностью и учащихся с ОВЗ к профессиональному обучению в высших учебных заведениях:

  • социальная адаптация представляет собой серьезную проблему, так как у многих людей с ОВЗ недостаточно развиты навыки общения, они испытывают трудности с выражением своих мыслей и отстаиванием своих интересов;
  • неадекватное самовосприятие, не имеют четкого представления о своих способностях и ограничениях, не умеют объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, что существенно затрудняет выбор профессии и в последствии построение карьеры, часто не знают, какие профессии им доступны, какие навыки требуются и какие возможности существуют для людей с ОВЗ;
  • боятся столкнуться с реальностью своей инвалидности, не готовы к возможным трудностям и стрессу, связанным с обучением, дальнейшим поиском работы и адаптацией на новом месте;
  • недостаточное информирование о возможностях обучения, о мерах государственной поддержки в целях развития профессиональных навыков граждан, получения ими профессии, востребованной на региональном рынке труда;
  • не сформировано понимание трудовой деятельности, готовности к труду, абсолютно некомпетентны в трудовом законодательстве (многие даже не знают о таких документах, как трудовая книжка, трудовой договор, должностная инструкция и должностные обязанности).

2. Внешние проблемы, которые определяются множеством характеристик архитектурной инфраструктуры образовательной среды, окружающей среды, в которой проходит учебная деятельность:

  • недостаточная подготовленность педагогов к принятию студентов с различными ограничениями здоровья, педагогический состав часто не обладает достаточными знаниями и навыками для работы;
  • недостаточная готовность предприятий города сотрудничать с учреждением образования в части трудоустройства студентов с ОВЗ, отсутствие достаточного количества вакантных квотируемых рабочих мест в ЦЗН;
  • недостаток ресурсов для организации инклюзивного образования, отсутствуют ассистенты учителей, специальные технические средства, адаптированные материалы, что затрудняет процесс обучения и ограничивает возможности успешной интеграции;
  • стереотипы и предвзятость, общество в целом и даже образовательные учреждения могут иметь предвзятые взгляды на детей с особенностями развития, что может привести к отказу в доступе к образованию, социальной изоляции и даже дискриминации (буллингу);
  • архитектурная инфраструктура инклюзивной образовательной среды предполагает создание доступного или безбарьерного пространства учебного заведения (оборудованные пандусы, яркая разметка для слабовидящих, обычно в виде ярких линий жёлтого или красного цвета, которые наносятся на столы, двери, углы, перила и ступеньки лестниц, лифтовые кнопки с шифром Брайля, резиновые вставки на краях ступенек, чтобы слабовидящие могли сориентироваться, где заканчивается ступенька, и не поскользнуться на краю, специальная мебель для слабовидящих, например, столы со скошенными краями, а также парты с «бортиками»).

Одним из способов системного решения указанных проблем выступает созданная, на базе российский вузов, сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), которая функционирует в рамках госпрограммы «Доступная среда». Она включает более 590 вузов и филиалов. Цель ресурсных центров - обеспечение в вузах страны условий, способствующих поступлению людей с ограниченными возможностями здоровья на программы высшего образования, их успешному обучению и трудоустройству по выбранной специальности.

Анализ материалов СМИ и полевое исследование автора по методу включенного наблюдения (2024-2025 гг.), а также интервьюирование студентов университета дало возможность выявить основные особенности инклюзивной образовательной среды в ФГБОУ ВО Государственном Университете Управления в содержании публикаций официальных источников (Министерства науки и высшего образования РФ, Портал Правительства Москвы, ГУУ, РУМЦ), интернет-источников, посвящённых инклюзивному образованию (Инклюзивноеобразование.рф, Агентство Социальной информации), в социальных сетях («ВКонтакте» и «Телеграмм»).

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Государственного университета управления (ГУУ) создан в 2017 году для содействия развитию инклюзивного образования в вузах России. За Университетом закреплены следующие регионы: г. Москва, Московская область и Орловская область [10]. Вот основной комплекс мер инклюзивной инфраструктуры, реализованной в РУМЦ ГУУ:

  • В ГУУ и приемной комиссии предусмотрены особые условия для получения высшего образования для людей с инвалидностью и ОВЗ в рамках программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. При необходимости обеспечивается сопровождение волонтерами, и во время консультаций обязательно участвует юрист;
  • В кампусе университета осуществляется условия, позволяющие адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную жизнь, решать проблему дефицита общения, организуют досуг, создают условия для приобщения к мировым художественным ценностям, развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения, для инвалидов различных категорий предусмотрены специальные рабочие места, где их дефекты не являются препятствием для выполнения трудовых функций;
  • Для удобного, безопасного и свободного передвижения маломобильных студентов было создано безбарьерное архитектурное пространство, которое учитывает потребности людей с разными формами инвалидности, а также частично обеспечена доступность библиотечных ресурсов. Ведется постоянное совершенствование архитектурной инфраструктуры (подъёмные устройства, пандусы с плавными заездами и входами на уровне земли, лифты, тротуары со специальным покрытием, широкие дверные проёмы или расширение мест для парковки, тактильными мнемосхемами, и возможно, звуковыми ориентирами, бордюров или тактильных направляющих для незрячих и слабовидящих посетителей, светофоров со звуком и специального освещения). Для комфортного передвижения по территории кампуса на сайте ГУУ опубликованы рекомендованные маршруты;
  • Столовая и буфеты, способные обслуживать более 1116 посетителей, предлагают питание студентам, преподавателям и сотрудникам, обеспечивая при этом доступную безбарьерную архитектуру;
  • Содействие в трудоустройстве осуществляется программой постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в «Атласе Вакансий», создан «Атласа профессий», где можно ознакомиться с особенностью будущей работы, узнать среднюю заработную плату и изучить открытые вакансии. Постоянно организуются стажировки «Безграничные возможности для всех», профессиональный конкурс «Путь к карьере» и сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра»;
  • Оказание первичной медико-санитарной помощи в ГУУ осуществляется бесплатно в двух медицинских кабинетах врачами высшей и первой квалификационной категории, а медицинские сестры обладают большим опытом работы;
  • Систематическое проведение консультаций и вебинаров по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов;
  • Разработка образовательных программ, учитывающих индивидуальные потребности обучающихся различных нозологических групп, адаптированных учебно-методических материалов для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • Организован и проводится мониторинг социально-психологического благополучия студентов, обучающихся в инклюзивных группах. Психологическая служба осуществляет социально-исследовательскую деятельность, психологическое просвещение, проводятся тематические тренинги, социометрические исследования и заполнения психологических опросников. Психологом предоставляется практическая и консультативная помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ;
  • Проведение профориентационных мероприятий в рамках чемпионатного движения «Абилимпикс», а также профориентационное индивидуальное онлайн консультирование для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Заключительная часть

Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с комплексом серьёзных проблем, препятствующих их успешной интеграции в общество и трудовую деятельность. Следовательно, нужно не просто сопровождение, а сопровождение индивидуальное, которое начинается на стадии профориентационной работы. Это означает глубокое изучение индивидуальных возможностей и потребностей каждого человека, разработку индивидуальных программ обучения и профессиональной подготовки, активное содействие в поиске подходящей работы, помощь в адаптации на рабочем месте и обеспечение необходимой социальной поддержки. Только такой комплексный подход, учитывающий все аспекты проблемы, может обеспечить реальную интеграцию людей с ОВЗ в общество и позволить им реализовать свой потенциал. Необходимо предоставить доступ к широкому спектру информации о вакансиях, требованиях работодателей, о мерах государственной поддержки и профессиональной переподготовке, а также обеспечить психологическую поддержку и помощь в развитии необходимых социальных навыков.

Инклюзивная система образования сегодня представляет собой стадию формирования. Внедрение и расширение инклюзии в России – это долгий и постепенный процесс. Формирование инклюзивной образовательной среды является значительным вызовом для образовательных учреждений, так как требует учета множества факторов и анализа различных групп инвалидности и их потребностей. Правильная реализация организации обучения также требует внимательного контроля и постоянного совершенствования. Однако самое главное – помнить, что инклюзия является процессом, к созданию общества, где у каждого есть возможность раскрывать свой потенциал, участвовать в повседневных действиях и удовлетворять свои желания и нужды.

Список литературы

  1. Официальный интернет-портал правовой информации // Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038362 (дата обращения 18.12.2024).
  2. Официальный сайт Министерство Труда и Социальной зашиты // Министерство Труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ Минтруда России № 777 от 09.11.2017 г. // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URLhttps://mintrud.gov.ru/docs/1273 (дата обращения 20.04.2025).
  3. Официальный интернет-портал правовой информации // Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074279 (дата обращения 25.12.2024).
  4. Федеральная служба государственной статистики // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://rosstat.gov.ru/search?q=инвалид&smart_search=on&date_from=&content=on&date_to=&search_by=all&sort=date (дата обращения 25.03.2025).
  5. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 116-126. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2021260509.
  6. Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. – Москва: МГППУ, 2023. – 320 с. ISBN 978-5-94051-303-2.
  7. Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации практические подходы, учебное пособие для студентов высших учебных заведений // – Челябинск: Цицеро, 2017. – 109 с. ил., табл.; 21. – ISBN 978-5-91283-869-9.
  8. Кожанова Н.С., Болгарова М.А., Панкратьева О.С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // ПНиО. 2019. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obespecheniya-psihologicheski-komfortnoy-i-bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-inklyuzivnom-obrazovanii (дата обращения: 12.04.2025).
  9. Международное некоммерческое движение «Абилимпикс» // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://abilympics-russia.ru/about/development-centers/redy- (дата обращения: 02.04.2025).
  10. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Государственного университета управления // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://румц.рф/ (дата обращения: 02.04.2025).
  11. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. – Москва: МГППУ, 2022. ‒ 151 с. ISBN 978-5-94051-243-1
  12. Социальный фонд России // Минтруд сообщил, что в России трудоустроены почти треть людей с инвалидностью / официальный сайт – Москва. – URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news~2023/10/10/255563 / (дата обращения: 18.03.2025).
  13. Сетевое издание Агентство социальной информации // официальный сайт – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://asi.org.ru/about/ (дата обращения: 02.03.2025).

Поделиться

92

Коростелева Т. В., Дякин А. М. Вопросы организации инклюзивной образовательной среды в Государственном университете управления // Актуальные исследования. 2025. №20 (255). URL: https://apni.ru/article/12066-voprosy-organizacii-inklyuzivnoj-obrazovatelnoj-sredy-v-gosudarstvennom-universitete-upravleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#21 (256)

Прием материалов

24 мая - 30 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

18 июня