Дистанционные уроки по хореографии: плюсы и минусы

Статья посвящена анализу дистанционного обучения по хореографии. Автором отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе хореографа. Предлагаются виды онлайн-занятий для улучшения качества дистанционного образования по хореографии.

Аннотация статьи
дистанционное обучение
хореография
танец
удаленная работа
онлайн-занятие
интернет-ресурсы
Ключевые слова

Не так давно появились понятия «дистанционное обучение» и «удаленная работа». Концепцию удаленной работы разработал американец Джек Ниллес. Удаленная работа – форма занятости, при которой работодатель и наёмный работник (или заказчик и исполнитель) находятся на значительном расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи [7].

Дистанционное обучение – это демократичная и свободная система обучения. Сейчас она активно используется в России для получения дополнительного образования [7].

Для некоторых профессий такой вид деятельности уже давно стал неотъемлемой частью. И таких профессий становится все больше с каждым годом. В 2020 году все образование стало временно дистанционным. Естественно большинство учителей и преподавателей, так же как ученики и воспитанники были не готовы перейти на удаленную работу. Технологии постоянно совершенствуются, но обеспечить полноценную замену преподаванию «вживую» пока не смогли.

Интернет-ресурсы среди детей и подростков очень популярны, поэтому дистанционное обучение многие из них восприняли позитивно и с удовольствием откликнулись на предложение включиться в работу.

Хотелось бы отметить, что танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство, как самих участников, так и зрителей. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Отметим, что хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. Χορεία – хороводная пляска, хоровод + γράφω – записывать, писать) – искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение – искусство записи танца балетмейстера [7].

На данный момент существует три вида онлайн-занятий, подходящих хореографам:

  • прямые трансляции,
  • кейс-уроки,
  • конференции онлайн.

Предлагается более подробно рассмотреть каждый из видов.

Прямые трансляции – один из самых простых в подключении видов дистанционного обучения доступный во многих соцсетях (instagram, vk.com, facebook live и д.р.).

Плюсы:

  • простое подключение;
  • легкое отслеживание посещений;
  • не нужно ничего устанавливать;
  • возможность заниматься по расписанию.

Минусы:

  • не видно, что делают ученики;
  • работа только по системе «делай как я»;
  • регистрация в соцсетях;
  • работа не в паре.

Кейс-уроки  подготовленные заранее разного рода задания (обучающее видео, тесты, задачи и т.д.). Преимущество таких уроков в том, что ученики могут выполнять их в любое удобное время. Для подтверждения выполнения заданий воспитанники могут присылать видео, фото и письменный отчеты. Кейс-уроки можно использовать, как дополнительные задания, так и основные. Еще такой вид дистанционного обучения рекомендуется для тех, кто не имеет возможности посещать прямые трансляции или конференции.

Плюсы:

  • выполняется в любое время;
  • возможность проверять выполнение заданий;
  • не зависит от стабильности и скорости интернета.

Минусы:

  • подготовка, выполнение и проверка уроков занимают очень много времени у всех;
  • отсутствует возможность делать замечания и исправления в реальном времени.

Онлайн конференции – возможность проводить занятия в режиме реального времени. Значительным отличием от других видов дистанционного обучения является моментальная (в момент выполнения задания) обратная связь. Таким образом, создается атмосфера урока, максимально приближенная к оригинальной.

Плюсы:

  • программу можно установить на компьютер, планшет и смартфон;
  • возможность поправлять ошибки у воспитанников на уроке;
  • возможность видеть и общаться с группой учеников в режиме реального времени;
  • занятия по расписанию.

Минусы:

  • необходима установка приложения и регистрация;
  • изучение программы для конференций;
  • возможно зависание видео-трансляции, отставание звука;
  • возможно плохое качество видео или аудио передачи;
  • прерывание урока из-за программных или сетевых ошибок.

Перечисленные формы дистанционного (удаленного) обучения могут дополнять как онлайн-обучение, так и традиционную форму с присутствием реального педагога в классе. Для более эффективного обучения все используемые материалы должны быть систематизированы в порядке последовательного их усвоения в соответствии с учетом хореографической логики подачи учебных и творческих заданий. Стоит отметить, что важным условием для эффективного удаленного обучения в любой из представленных форм является осознанный подход учащихся к образованию и самообразованию. Но, и не стоит забывать, что эффективность применения форм удаленного обучения напрямую зависит от качества технических средств – скорости передачи данных, освещенности помещений, размещения устройств видеосъемки [3].

Нужно отметить, что проведение дистанционных уроков может отнимать больше времени, сил и энергии у педагогов. Плюс ко всему отдача от учеников намного меньше, чем на обычных занятиях.

Таким образом, продолжать занятия по хореографии удаленно возможно. Конечно, заменить обычные занятия не получится, но использовать такие методы обучения при форс-мажорных обстоятельствах вполне уместно.

Текст статьи
  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996
  2. Захаров Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1989.
  3. Каратаев, А.А. Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий [Электронный ресурс] / А.А. Каратаев. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/92/19859/ (дата обращения: 23.09.2020).
  4. Каратаева, Н. А. Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 118 с.
  5. Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства / А.А. Сапогов. – М.: Лань, Планета музыки, 2014. – 264 c.
  6. Чистякова, В. В мире танца / В. Чистякова. – М.: Искусство, 2017. – 180 c.
  7. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/
Список литературы