Сегодня образование в области кибербезопасности на всех уровнях продолжает нуждаться в поддержке и применении инновационных методов и гибких подходов к обучению. Кибербезопасность – это быстро развивающаяся сфера, за которой необходимо следить. Знания в этой области играют важную роль в цифровом обществе и требуют внимания для формирования навыков кибербезопасности у всех граждан.
Эксперты, занимающиеся вопросами экономического развития, подчеркивают необходимость овладения навыками кибербезопасности, поскольку успех в цифровой экономике будет определяться именно этими навыками. Современные инструменты, видео и электронные платформы, разработанные для обучения кибербезопасности на уровне средней школы, позволяют передавать необходимые знания с самого начала образовательного процесса, так как молодежь ежедневно сталкивается с интернет-угрозами в личной и профессиональной жизни.
Например, в 2021 году команда Центра компетенции Concordia провела исследование состояния образования в области кибербезопасности среди молодежи в ЕС – масштабный опрос в средних школах, чтобы определить значимые области кибербезопасности, которые можно включить в учебные программы [1]. Опрос охватил более 366 участников из девяти стран Евросоюза, включая учителей, учеников и родителей. Исследовательские вопросы включали:
- В какой степени темы кибербезопасности включены в школьные программы?
- Какие темы отсутствуют для повышения навыков кибербезопасности?
- Насколько старшеклассники осведомлены о кибербезопасности?
- Какие методы обучения предпочитают старшеклассники?
- Как проверить эффективность учебной программы?
Рис. 1
Результаты показали, что многие учащиеся не уверены в своих знаниях кибербезопасности и нуждаются в дополнительном обучении. Учителя также отметили недостаток знаний в этой области, что указывает на необходимость повышения их квалификации [1].
Рис. 2
К тому же интеграция кибербезопасности в среднее образование предоставит множество преимуществ, включая возможность большему числу молодых людей начать карьеру в этой области, что поможет сократить нехватку кибернавыков и квалифицированной рабочей силы. Однако внедрение программ по кибербезопасности в средние школы потребует значительных временных и ресурсных затрат со стороны всех заинтересованных сторон [1].
Кибербезопасность уже не просто техническая дисциплина, а стратегическая концепция, неотъемлемая часть национальных стратегий безопасности. Отдельные европейские страны уже разработали стратегии кибербезопасности, направленные на повышение устойчивости к киберугрозам и обеспечение граждан и компании надежными цифровыми сервисами и инструментами. В этом участвует широкий круг участников из государственного и негосударственного секторов. Однако для эффективного управления рисками в этой сфере необходимо увеличивать число квалифицированных специалистов. Крайне важно придерживаться развития образования в этой области для устранения существующих рисков. Главную роль в подготовке специалистов играют как школы, так и университеты. Образовательные учреждения должны адаптировать свои программы, чтобы готовить студентов к реальным вызовам кибербезопасности и обеспечивать им необходимые знания и навыки. Создание штата специалистов по кибербезопасности, включающего экспертов в различных областях, является важным шагом к достижению киберсамодостаточности любой страны.
К примеру, обзор курсов по кибербезопасности в финских университетах показал, что основные темы включают технические и технологические аспекты, управление кибербезопасностью, а также социальные и человеческие факторы. Большинство курсов (более 60%) сосредоточено на технических навыках, что помогает студентам получить глубокие знания в этой области. Темы управления кибербезопасностью также важны, но вопросы, связанные с социальной и человеческой перспективами, рассматриваются реже. Анализ по Европейской таксономии кибербезопасности показал, что курсы охватывают 14 из 15 областей знаний, кроме стеганографии и водяных знаков. Часто в одном курсе объединяются несколько тем. Однако в 29 курсах внимание уделяется только одной области [2, с. 371-378].
Рис. 3
Поэтому, для подготовки нового поколения специалистов в области кибербезопасности важно найти баланс между техническими навыками и более широкими аспектами, включая управление и социальные факторы.
Спрос на специалистов по кибербезопасности растет из-за увеличения цифровизации общества и расширения числа потенциальных целей для кибератак. Однако, несмотря на эту необходимость, наблюдается значительный дефицит кадров и несоответствие между навыками, приобретаемыми в процессе обучения, и теми, которые требуются в профессиональной среде.
Используя PESTLE-анализ (политический, экономический, социальный, технологический, правовой и экологический) факторов, влияющих на образование в сфере кибербезопасности в Европе, исследователям удалось классифицировать факторы, влияющие на образование и навыки в области кибербезопасности, что позволяет специалистам оценить их значимость на национальном и европейском уровнях. Результаты этого исследования показали, что недостаточная осведомленность общества о кибербезопасности и отсутствие сертификации на уровне ЕС являются серьезными проблемами в образовании. Также выявлены значительные различия между странами в факторах, влияющих на образование в этой сфере, что подчеркивает необходимость поиска локальных решений [3, с. 1-12].
Для подготовки нового поколения специалистов в области кибербезопасности необходимо внедрение концепции продвинутого образования, основанной на современных технологиях, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные и Интернет вещей. Эти технологии способствуют повышению персонализации и вовлеченности в процесс обучения, что является основным для формирования квалифицированных кадров. Важно учитывать, что с увеличением объема данных и взаимосвязанностью устройств возникают новые вызовы в сфере кибербезопасности, включая риски утечки информации и уязвимость к кибератакам. Поэтому образовательные программы должны не только обучать техническим навыкам, но и развивать критическое мышление и способность к быстрому реагированию на угрозы.
В рамках этого образования следует акцентировать внимание на разработке инновационных решений в области кибербезопасности, что поможет обучающимся не только осваивать теорию, но и применять знания на практике. Это может включать создание симуляций кибератак, участие в конкурсах по кибербезопасности и использование геймификации для повышения вовлеченности. И также необходимо активно повышать осведомленность о кибербезопасности среди школьников и студентов, включая темы защиты данных и киберугроз в учебные планы. Важным аспектом является сотрудничество с индустрией для обеспечения актуальности учебных программ и подготовки специалистов, готовых к вызовам современного цифрового мира [4].
Таким образом, успешная подготовка нового поколения специалистов в области кибербезопасности требует комплексного подхода, который включает современные технологии, практическое обучение и сотрудничество с индустрией. Это обеспечит соответствие образовательных программ реальным вызовам и потребностям рынка.