Главная
АИ #20 (255)
Статьи журнала АИ #20 (255)
Кибербезопасность и образование: как подготовить новое поколение специалистов

Кибербезопасность и образование: как подготовить новое поколение специалистов

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

кибербезопасность
образование
анализ
цифровизация
обучение
инновации

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается текущее состояние образования в области кибербезопасности в Европе и необходимость подготовки нового поколения специалистов для эффективного противодействия киберугрозам. Основные цели исследования заключаются в анализе факторов, влияющих на образование в этой сфере, и в выявлении пробелов в знаниях среди студентов и преподавателей. Выявленные в исследовании недостаточная осведомленность общества о кибербезопасности и отсутствие сертификации на уровне ЕС можно обозначить как серьезные проблемы. Также исследование подчеркивает важность интеграции концепции продвинутого образования, основанной на современных технологиях, для повышения вовлеченности обучающихся и адаптации учебных программ к требованиям цифрового мира. Практическое применение результатов исследования заключается в разработке инновационных образовательных решений и повышении квалификации преподавателей, что поможет создать квалифицированные кадры, готовые к вызовам кибербезопасности.

Текст статьи

Сегодня образование в области кибербезопасности на всех уровнях продолжает нуждаться в поддержке и применении инновационных методов и гибких подходов к обучению. Кибербезопасность – это быстро развивающаяся сфера, за которой необходимо следить. Знания в этой области играют важную роль в цифровом обществе и требуют внимания для формирования навыков кибербезопасности у всех граждан.

Эксперты, занимающиеся вопросами экономического развития, подчеркивают необходимость овладения навыками кибербезопасности, поскольку успех в цифровой экономике будет определяться именно этими навыками. Современные инструменты, видео и электронные платформы, разработанные для обучения кибербезопасности на уровне средней школы, позволяют передавать необходимые знания с самого начала образовательного процесса, так как молодежь ежедневно сталкивается с интернет-угрозами в личной и профессиональной жизни.

Например, в 2021 году команда Центра компетенции Concordia провела исследование состояния образования в области кибербезопасности среди молодежи в ЕС – масштабный опрос в средних школах, чтобы определить значимые области кибербезопасности, которые можно включить в учебные программы [1]. Опрос охватил более 366 участников из девяти стран Евросоюза, включая учителей, учеников и родителей. Исследовательские вопросы включали:

  • В какой степени темы кибербезопасности включены в школьные программы?
  • Какие темы отсутствуют для повышения навыков кибербезопасности?
  • Насколько старшеклассники осведомлены о кибербезопасности?
  • Какие методы обучения предпочитают старшеклассники?
  • Как проверить эффективность учебной программы?

image.png

Рис. 1

Результаты показали, что многие учащиеся не уверены в своих знаниях кибербезопасности и нуждаются в дополнительном обучении. Учителя также отметили недостаток знаний в этой области, что указывает на необходимость повышения их квалификации [1].

image.png

Рис. 2

К тому же интеграция кибербезопасности в среднее образование предоставит множество преимуществ, включая возможность большему числу молодых людей начать карьеру в этой области, что поможет сократить нехватку кибернавыков и квалифицированной рабочей силы. Однако внедрение программ по кибербезопасности в средние школы потребует значительных временных и ресурсных затрат со стороны всех заинтересованных сторон [1].

Кибербезопасность уже не просто техническая дисциплина, а стратегическая концепция, неотъемлемая часть национальных стратегий безопасности. Отдельные европейские страны уже разработали стратегии кибербезопасности, направленные на повышение устойчивости к киберугрозам и обеспечение граждан и компании надежными цифровыми сервисами и инструментами. В этом участвует широкий круг участников из государственного и негосударственного секторов. Однако для эффективного управления рисками в этой сфере необходимо увеличивать число квалифицированных специалистов. Крайне важно придерживаться развития образования в этой области для устранения существующих рисков. Главную роль в подготовке специалистов играют как школы, так и университеты. Образовательные учреждения должны адаптировать свои программы, чтобы готовить студентов к реальным вызовам кибербезопасности и обеспечивать им необходимые знания и навыки. Создание штата специалистов по кибербезопасности, включающего экспертов в различных областях, является важным шагом к достижению киберсамодостаточности любой страны.

К примеру, обзор курсов по кибербезопасности в финских университетах показал, что основные темы включают технические и технологические аспекты, управление кибербезопасностью, а также социальные и человеческие факторы. Большинство курсов (более 60%) сосредоточено на технических навыках, что помогает студентам получить глубокие знания в этой области. Темы управления кибербезопасностью также важны, но вопросы, связанные с социальной и человеческой перспективами, рассматриваются реже. Анализ по Европейской таксономии кибербезопасности показал, что курсы охватывают 14 из 15 областей знаний, кроме стеганографии и водяных знаков. Часто в одном курсе объединяются несколько тем. Однако в 29 курсах внимание уделяется только одной области [2, с. 371-378].

image.png

Рис. 3

Поэтому, для подготовки нового поколения специалистов в области кибербезопасности важно найти баланс между техническими навыками и более широкими аспектами, включая управление и социальные факторы.

Спрос на специалистов по кибербезопасности растет из-за увеличения цифровизации общества и расширения числа потенциальных целей для кибератак. Однако, несмотря на эту необходимость, наблюдается значительный дефицит кадров и несоответствие между навыками, приобретаемыми в процессе обучения, и теми, которые требуются в профессиональной среде.

Используя PESTLE-анализ (политический, экономический, социальный, технологический, правовой и экологический) факторов, влияющих на образование в сфере кибербезопасности в Европе, исследователям удалось классифицировать факторы, влияющие на образование и навыки в области кибербезопасности, что позволяет специалистам оценить их значимость на национальном и европейском уровнях. Результаты этого исследования показали, что недостаточная осведомленность общества о кибербезопасности и отсутствие сертификации на уровне ЕС являются серьезными проблемами в образовании. Также выявлены значительные различия между странами в факторах, влияющих на образование в этой сфере, что подчеркивает необходимость поиска локальных решений [3, с. 1-12].

Для подготовки нового поколения специалистов в области кибербезопасности необходимо внедрение концепции продвинутого образования, основанной на современных технологиях, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные и Интернет вещей. Эти технологии способствуют повышению персонализации и вовлеченности в процесс обучения, что является основным для формирования квалифицированных кадров. Важно учитывать, что с увеличением объема данных и взаимосвязанностью устройств возникают новые вызовы в сфере кибербезопасности, включая риски утечки информации и уязвимость к кибератакам. Поэтому образовательные программы должны не только обучать техническим навыкам, но и развивать критическое мышление и способность к быстрому реагированию на угрозы.

В рамках этого образования следует акцентировать внимание на разработке инновационных решений в области кибербезопасности, что поможет обучающимся не только осваивать теорию, но и применять знания на практике. Это может включать создание симуляций кибератак, участие в конкурсах по кибербезопасности и использование геймификации для повышения вовлеченности. И также необходимо активно повышать осведомленность о кибербезопасности среди школьников и студентов, включая темы защиты данных и киберугроз в учебные планы. Важным аспектом является сотрудничество с индустрией для обеспечения актуальности учебных программ и подготовки специалистов, готовых к вызовам современного цифрового мира [4].

Таким образом, успешная подготовка нового поколения специалистов в области кибербезопасности требует комплексного подхода, который включает современные технологии, практическое обучение и сотрудничество с индустрией. Это обеспечит соответствие образовательных программ реальным вызовам и потребностям рынка.

Список литературы

  1. Blažič A.J., Jerman B. Teaching and learning cybersecurity for European youth by applying interactive technology and smart education. Education and Information Technologies, 2024.
  2. Perälä P., Lehto M. Educating Cybersecurity Experts: Analysis of Cybersecurity Education in Finnish Universities. European Conference on Cyber Warfare and Security 23(1): P. 371-378, 2024.
  3. Ricci S., Parker S., Jerabek J., Danidou Y. Understanding Cybersecurity Education Gaps in Europe. IEEE Transactions on Education PP(99): P. 1-12, 2024.
  4. Dhingra M., Goyal R., Goyal S.J. Cybersecurity Challenges and Opportunities in Education 4.0. Intelligent Systems Modeling and Simulation III, 2024.

Поделиться

106

Лебедев Ф.. Кибербезопасность и образование: как подготовить новое поколение специалистов // Актуальные исследования. 2025. №20 (255). URL: https://apni.ru/article/12070-kiberbezopasnost-i-obrazovanie-kak-podgotovit-novoe-pokolenie-specialistov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#21 (256)

Прием материалов

24 мая - 30 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

18 июня