Формирование коммуникативных умений и навыков у дошкольников через конструирование
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (21), сентябрь '20

Формирование коммуникативных умений и навыков у дошкольников через конструирование

В статье представлена система работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в процессе организации конструктивной деятельности.

Аннотация статьи
конструирование
коммуникативные умения
Ключевые слова

Формирование коммуникативных навыков дошкольников определяется социальным заказом общества.

Коммуникативные навыки позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Формировать коммуникативные навыки у дошкольников возможно в процессе организации конструктивной деятельности.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Оно играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление.

Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками, так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Дошкольный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.).

Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития коммуникативных навыков.

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные навыки необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает конструирование, которое даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Применение комплексного подхода в работе по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством конструирования помогает:

  • формировать умение описывать схемы, образцы, объекты, конструкции, свои постройки;
  • развивать способность воспринимать информацию, выражать собственные эмоции;
  • развивать умение комментировать свои действия, рассказывать о своей деятельности.

При организации образовательной деятельности с детьми использовался технический тип детского конструирования. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет его в своем воображении.

В ходе конструирования дети познакомились с основными деталями конструктора (назначением, особенностями); простейшими основами механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); названиями деталей конструктора; технологической последовательностью изготовления несложных конструкций.

Во время конструирования у детей развивалась сложная координация движений кисти рук, формировалась способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить, а главное комментировать действия с элементами конструктора, выполнять словесные инструкции.

Дети с интересом обсуждали постройки, распределяли обязанности в команде (кто что строит и к чему присоединяет), анализировали результаты коллективного конструирования.

У ребят появилась самостоятельность при решении творческих задач, развилась гибкость мышления, сформировались коммуникативные навыки.

Дети научились пояснять и объяснять свои действия. Увеличилось количество детей, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.

Работа невозможна без тесной связи с семьями воспитанников.

Привлечение родителей к участию в конструировании способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию и укреплению единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.

В результате целенаправленной системы работы по конструированию удалось развить коммуникационные навыки детей. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствовали расширению пассивного и активного словаря. У детей появилось больше поводов для общения.

Вовлечение детей в конструирование способствовало развитию коммуникативных навыков, расширению социальных контактов.

Таким образом, планомерная систематическая работа показала, что одним из эффективных подходов к формированию коммуникативных навыков можно считать использование организованной конструктивной деятельности.

Текст статьи
  1. Гербова, В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/В.В. Глебова - М.: Просвещение, 2013.
  2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.
  3. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. /Л. Дубинина - Волгоград: Учитель, 2015 – 136с.
  4. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.
  5. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 384 с.
  6. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  7. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 392 с.
  8. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с.
  9. Полякевич, Ю.В., Осинина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет/Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осина - Волгоград: Учитель, 2012-185с.
  10. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Диагностический комплекс «Определение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками по методике «Картинки»»
  11. Тарловская Н.Ф., Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994. - 215 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря