Формирование коммуникативных навыков дошкольников определяется социальным заказом общества.
Коммуникативные навыки позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Формировать коммуникативные навыки у дошкольников возможно в процессе организации конструктивной деятельности.
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Оно играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление.
Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками, так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Дошкольный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.).
Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития коммуникативных навыков.
Для того чтобы развивать у детей коммуникативные навыки необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает конструирование, которое даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
Применение комплексного подхода в работе по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством конструирования помогает:
- формировать умение описывать схемы, образцы, объекты, конструкции, свои постройки;
- развивать способность воспринимать информацию, выражать собственные эмоции;
- развивать умение комментировать свои действия, рассказывать о своей деятельности.
При организации образовательной деятельности с детьми использовался технический тип детского конструирования. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет его в своем воображении.
В ходе конструирования дети познакомились с основными деталями конструктора (назначением, особенностями); простейшими основами механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); названиями деталей конструктора; технологической последовательностью изготовления несложных конструкций.
Во время конструирования у детей развивалась сложная координация движений кисти рук, формировалась способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить, а главное комментировать действия с элементами конструктора, выполнять словесные инструкции.
Дети с интересом обсуждали постройки, распределяли обязанности в команде (кто что строит и к чему присоединяет), анализировали результаты коллективного конструирования.
У ребят появилась самостоятельность при решении творческих задач, развилась гибкость мышления, сформировались коммуникативные навыки.
Дети научились пояснять и объяснять свои действия. Увеличилось количество детей, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.
Работа невозможна без тесной связи с семьями воспитанников.
Привлечение родителей к участию в конструировании способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию и укреплению единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.
В результате целенаправленной системы работы по конструированию удалось развить коммуникационные навыки детей. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствовали расширению пассивного и активного словаря. У детей появилось больше поводов для общения.
Вовлечение детей в конструирование способствовало развитию коммуникативных навыков, расширению социальных контактов.
Таким образом, планомерная систематическая работа показала, что одним из эффективных подходов к формированию коммуникативных навыков можно считать использование организованной конструктивной деятельности.