Согласно требованиям ФГОС НОО, ученик должен уметь: делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения; сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; выделять главную мысль прочитанного произведения; определять тему произведения; высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию [4]. Именно работа над композицией литературного произведения позволяет развить у ученика такие умения.
В нашей статье мы рассмотрели различные методы и приемы, которые помогут рационализировать работу над композицией литературного произведения. Композиция – это построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В узком смысле композиция – организованный автором словесный ряд произведения т.е. организация произведения как речевого высказывания [3, c.45].
Нами были изучены работы таких методистов как В.Г. Горецкий, М.А. Рыбников, О.В. Сосновская, и М.Р. Львов, которые несомненно соответствуют психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста: эмоционально-образное мышление, неустойчивость восприятия, кратковременность внимания, основа запоминания- наглядность.
Предлагаем разобрать актуальные методы при изучении композиции на материале сказки Х. К. Андерсена «Принцесса на горошине». Данное произведение в настоящее время изучается во 2 классе по таким программам, как «Школа России» и «Начальная школа XXI века» [1, c.197].
Композиция сказки Х. К. Андерсена «Принцесса на горошине»:
- Экспозиция
- Завязка
- Кульминация
- Развязка.
Воспользуемся путем анализа композиции «Вслед за автором» в ходе которого ученики классом по цепочке читают художественный текст и после каждой прочитанной части учитель организует работу по его анализу.
Экспозиция – первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта [3, c.52]. Для отделения экспозиции от основного произведения используется метод постановки вопроса к событию: С какой целью принц объехал весь свет? Почему принцу не удалось найти настоящую принцессу? Как принц отнесся к тому что не нашел настоящую принцессу?
Завязка действия – начало действия, исходного момента сюжета, с нее начинается развитие действия во времени, поэтому часто формальным признаком завязки становятся слова обстоятельства времени: раз, однажды, как-то [3, c.52]. В нашем случае это выражение «Однажды вечером», которое сопровождается необычными метеорологическими явлениями и появлением принцессы. Важно обратить внимание детей на эти формальные признаки завязки посредством постановки следующих вопросов: Когда появляется впервые принцесса? Как выглядела принцесса? Какая была погода сопровождала появление принцессы?
Развитие действия- ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение [3, c.52]. Для того что бы вычленить события, развивающие сюжет можно воспользоваться одним из следующих методических приемов:
- выполнение рисунка к эпизоду (промокшая принцесса; недоверчивая королева, кладущая горошину; ночь принцессы).
- выписывание ключевых слов к каждому событийному эпизоду (непогода, постучали, принцесса, подумала королева, уложили, спросили).
- постановка вопроса к событию:
• Как старая королева решила проверить утверждение девушки о ее происхождении?
• Сколько тюфяков и сколько перин положила на горошину старая королева?
• Для чего королева постелила на горошину 12 тюфяков и 12 перин?
Изображение модели-схемы действий и связей между ними (рис.1)
Рис. 1. Модель-схема
Кульминация. Высшей точкой развития сюжета стал монолог принцессы о том, как плохо ей спалось. Для выделения этого элемента композиции возможны вопросы:
- Как чувствовала себя принцесса после ночи на 12 тюфяках и 12 перинах?
- В какой момент все поняли, что перед ними настоящая принцесса?
Развязка – разрешение конфликта, итог развития сюжета или эпизод, после которого устанавливается новое равновесие в предметном мире произведения [3, c.52]. Итогом развития сюжета и стала находка той самой настоящей принцессы, которую искал принц в экспозиции, таким образом замкнулось композиционное кольцо сказки.
Чем закончилась сказка, в которой принц искал себе в жены настоящую принцессу?
Все эти предложенные традиционные методы и приемы, при верном, профессионально грамотном руководстве учителя безусловно имеют большое значение для обучения, развития и воспитания детей. Но мы считаем возможным их объединить и использовать новый, синтезирующий прием, условно названный нами «комикс» (рис. 2), который предполагает использование технических средств обучения и позволяет увидеть сюжет с его динамической стороны, что является основой при изучении композиции эпических произведений.
Рис. 2. Комикс
Составление данного «комикса» может проводиться коллективно во внеурочной деятельности «Информатика и ИКТ» организация составления такого «комикса» может быть различной, учитель может скачать иллюстрации сказки, или организовать поисковую, а далее и коллективную деятельность учащихся. А также составить «комикс» можно и без использования технических средств обучения, например, на уроках или во внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Как форму организации коллективной деятельности уместно использовать, совместно-взаимодействующую, которая предполагает, что каждый ученик выполняет иллюстрацию, которая на завершающем этапе становится частью композиции.
Такая инновационная, образно-картинная и игровая форма поможет наилучшим образом запомнить ведущие эпизоды, ключевые слова и выражения, позволяющие детям легко, с большим интересом осваивать методику и технологические приемы построения художественного текста.