Главная
АИ #18 (21)
Статьи журнала АИ #18 (21)
Формирование понятия «композиция литературного произведения» в начальной школе

Формирование понятия «композиция литературного произведения» в начальной школе

Автор(-ы):

Михайлюкова Валерия Сергеевна

Ефричева Ольга Юрьевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

младшие школьники
литературное чтение
композиция произведения
методы и приемы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются различные методы и приемы работы над композицией литературного произведения в начальной школе на материале сказки Х.К. Андерсена «Принцесса на горошине».

Текст статьи

Согласно требованиям ФГОС НОО, ученик должен уметь: делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения; сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; выделять главную мысль прочитанного произведения; определять тему произведения; высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию [4]. Именно работа над композицией литературного произведения позволяет развить у ученика такие умения.

В нашей статье мы рассмотрели различные методы и приемы, которые помогут рационализировать работу над композицией литературного произведения. Композиция – это построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В узком смысле композиция – организованный автором словесный ряд произведения т.е. организация произведения как речевого высказывания [3, c.45].

Нами были изучены работы таких методистов как В.Г. Горецкий, М.А. Рыбников, О.В. Сосновская, и М.Р. Львов, которые несомненно соответствуют психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста: эмоционально-образное мышление, неустойчивость восприятия, кратковременность внимания, основа запоминания- наглядность.

Предлагаем разобрать актуальные методы при изучении композиции на материале сказки Х. К. Андерсена «Принцесса на горошине». Данное произведение в настоящее время изучается во 2 классе по таким программам, как «Школа России» и «Начальная школа XXI века» [1, c.197].

Композиция сказки Х. К. Андерсена «Принцесса на горошине»:

  1. Экспозиция
  2. Завязка
  3. Кульминация
  4. Развязка.

Воспользуемся путем анализа композиции «Вслед за автором» в ходе которого ученики классом по цепочке читают художественный текст и после каждой прочитанной части учитель организует работу по его анализу.

Экспозиция – первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта [3, c.52]. Для отделения экспозиции от основного произведения используется метод постановки вопроса к событию: С какой целью принц объехал весь свет? Почему принцу не удалось найти настоящую принцессу? Как принц отнесся к тому что не нашел настоящую принцессу?

Завязка действия – начало действия, исходного момента сюжета, с нее начинается развитие действия во времени, поэтому часто формальным признаком завязки становятся слова обстоятельства времени: раз, однажды, как-то [3, c.52]. В нашем случае это выражение «Однажды вечером», которое сопровождается необычными метеорологическими явлениями и появлением принцессы. Важно обратить внимание детей на эти формальные признаки завязки посредством постановки следующих вопросов: Когда появляется впервые принцесса? Как выглядела принцесса? Какая была погода сопровождала появление принцессы?

Развитие действия- ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение [3, c.52]. Для того что бы вычленить события, развивающие сюжет можно воспользоваться одним из следующих методических приемов:

  • выполнение рисунка к эпизоду (промокшая принцесса; недоверчивая королева, кладущая горошину; ночь принцессы).
  • выписывание ключевых слов к каждому событийному эпизоду (непогода, постучали, принцесса, подумала королева, уложили, спросили).
  • постановка вопроса к событию:

• Как старая королева решила проверить утверждение девушки о ее происхождении?

• Сколько тюфяков и сколько перин положила на горошину старая королева?

• Для чего королева постелила на горошину 12 тюфяков и 12 перин?

Изображение модели-схемы действий и связей между ними (рис.1)

Рис. 1. Модель-схема

Кульминация. Высшей точкой развития сюжета стал монолог принцессы о том, как плохо ей спалось. Для выделения этого элемента композиции возможны вопросы:

  • Как чувствовала себя принцесса после ночи на 12 тюфяках и 12 перинах?
  • В какой момент все поняли, что перед ними настоящая принцесса?

Развязка – разрешение конфликта, итог развития сюжета или эпизод, после которого устанавливается новое равновесие в предметном мире произведения [3, c.52]. Итогом развития сюжета и стала находка той самой настоящей принцессы, которую искал принц в экспозиции, таким образом замкнулось композиционное кольцо сказки.

Чем закончилась сказка, в которой принц искал себе в жены настоящую принцессу?

Все эти предложенные традиционные методы и приемы, при верном, профессионально грамотном руководстве учителя безусловно имеют большое значение для обучения, развития и воспитания детей. Но мы считаем возможным их объединить и использовать новый, синтезирующий прием, условно названный нами «комикс» (рис. 2), который предполагает использование технических средств обучения и позволяет увидеть сюжет с его динамической стороны, что является основой при изучении композиции эпических произведений.

Рис. 2. Комикс

Составление данного «комикса» может проводиться коллективно во внеурочной деятельности «Информатика и ИКТ» организация составления такого «комикса» может быть различной, учитель может скачать иллюстрации сказки, или организовать поисковую, а далее и коллективную деятельность учащихся. А также составить «комикс» можно и без использования технических средств обучения, например, на уроках или во внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Как форму организации коллективной деятельности уместно использовать, совместно-взаимодействующую, которая предполагает, что каждый ученик выполняет иллюстрацию, которая на завершающем этапе становится частью композиции.

Такая инновационная, образно-картинная и игровая форма поможет наилучшим образом запомнить ведущие эпизоды, ключевые слова и выражения, позволяющие детям легко, с большим интересом осваивать методику и технологические приемы построения художественного текста.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М.: Просвещение, 2012 – 244 с.
  2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий., О.В. Сосновская - М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 464 с.
  3. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности /О.В. Сосновская - М.: Академия, 2008 - 109 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

Поделиться

3624

Михайлюкова В. С., Ефричева О. Ю. Формирование понятия «композиция литературного произведения» в начальной школе // Актуальные исследования. 2020. №18 (21). С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/1209-formirovanie-ponyatiya-kompozitsiya-literat

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая