В условиях современного экономического развития, особого внимания заслуживает применение специальных налоговых режимов, которые позволяют снизить налоговые платежи и тем самым повысить производительность субъектов налоговых правоотношений, стимулировать их конкурентоспособность.
Специальные налоговые режимы (СНР) представляют собой инструменты, позволяющие снизить налоговую нагрузку и упростить ведение бухгалтерского учёта, их правовая основа заключается прежде всего в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Основные виды налоговых режимов включают общий, упрощённый, патентный и специальные режимы для сельхозпроизводителей. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе подходящего варианта налогообложения.
Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.
С 01.01.2021 начала действовать новая редакция второй части Налогового кодекса РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»». Были скорректированы ограничения по доходам и численности работников для применения УСН – со 150 до 200 млн руб. и со 100 до 130 человек, соответственно.
В соответствии с п. 1.1, 2.1 ст. 346.20 НК РФ, изложенными в новой редакции, если доходы налогоплательщика за налоговый период превысят 150 млн руб., но останутся меньше 200 млн руб. и (или) численность сотрудников превысит 100 человек, но будет меньше 130 человек, то должны применяться повышенные налоговые ставки – 8% для объекта «доходы» и 20% для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» [1].
Внедрение упрощенной системы налогообложения в России позволяет малым предприятиям, например, в сфере услуг и торговли, значительно сократить временные и финансовые затраты на бухгалтерский учет и налогообложение. Например, предприятия малого и среднего бизнеса, использующие СНР, освободились от сложной отчетности, что позволило им сосредоточиться на улучшении качества обслуживания и расширении ассортимента, что в итоге положительного влияет на их уровень доходов.
Кроме того, ещё одним ключевым достоинством УСН является снижение налоговой нагрузки. Налогоплательщики могут выбрать один из двух вариантов: уплату налога на основе доходов или доходов, уменьшенных на расходы. Это позволяет предпринимателям оптимизировать свои налоговые обязательства в зависимости от специфики их деятельности.
Упрощенная система налогообложения также предполагает более простую процедуру бухгалтерского учета и отчетности. Упрощенные формы отчетности требуют значительно меньше времени и ресурсов, что особенно важно для небольших компаний с ограниченными штатами. Это позволяет предпринимателям сосредоточиться на основном бизнесе, а не на налоговые обязательства [2, с. 14-24].
Еще одним важным преимуществом является возможность снижения административных расходов. Упрощение отчетности и отсутствие необходимости в сложных проверках и расчетах позволяют предпринимателям сэкономить время и деньги, которые они могут направить на развитие бизнеса.
Кроме того, переход на УСН способствует выходу бизнеса из тени. Упрощенные налоговые условия стимулирует предпринимателей регистрироваться официально, что повышает уровень налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения предоставляет многочисленные преимущества, влияющие на эффективность ведения бизнеса. Снижение налоговой нагрузки, упрощение бухгалтерского учета, возможность избежать уплаты НДС и снижение административных расходов способствуют росту и развитию субъектов экономических отношений, что, в свою очередь, положительно сказывается на экономике в целом.
При применении упрощенной системы налогообложения возникает множество проблем и трудностей, поэтому многие практики называют ее не «упрощенкой», а «усложненкой». Вопросы начинают появляться уже с момента принятия решения о переходе на данный режим налогообложения.
Самая явная и популярная проблема, с которой сталкиваются «упрощенщики» – освобождение от уплаты НДС. Сущность проблемы заключается в том, что организация (или ИП) на УСН не является плательщиком НДС. Если предприятие или индивидуальный предприниматель планирует работать с налогоплательщиками, освобожденными от уплаты НДС, то проблем при этом возникать не будет, другое дело, если его «коллегами по бизнесу» будут являться плательщики НДС [3].
В таком случае предпринимателю грозит потеря части своих «покупателей», поскольку им необходимо принять к вычету НДС, плательщиком которого предприниматель на упрощенной системе налогообложения не является. Таким образом, проблема налогоплательщиков, применяющих УСН, заключается в невыгодном положении в цепочке НДС. Эта проблема касается не только упрощенной системы налогообложения, но также и других налоговых режимов, используемых организациями и индивидуальными предпринимателями малого бизнеса [4].
Следующая проблема, возникающая в процессе применения УСН, связана с постоянным контролем критериев, ограничивающих право применения данного режима налогообложения. При превышении установленных Налоговым Кодексом ограничений, налогоплательщику придется исчислить и уплатить в бюджет все те налоги, от которых он был освобожден на «упрощенке»: НДС, налог на прибыль организаций (или НДФЛ – у предпринимателей), налог на имущество; с первого числа квартала, в котором возникло такое превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Особенно неприятны ситуации, когда такое превышение произошло в последние дни отчетного периода. В связи с этим упрощенная система налогообложения вынуждает быть особо бдительными в отношении объема выручки и среднесписочной численность работающих, дабы не упустить момент, когда право на применение УСН будет утрачено в связи с превышением этих критериев.
Трудности при применении УСН также могут возникнуть при возникновении фактов необоснованного обогащения и получения налоговой выгоды при проверке налоговыми органами отнесения к расходам стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных у поставщиков, которые не зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, то есть у «несуществующих организаций». Такие затраты не могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой базы по единому налогу, поскольку при этом отсутствует факт документального подтверждения таких расходов. В целях избегания таких ситуаций налогоплательщик должен обязательно проводить проверку своих поставщиков на предмет их регистрации, и делать это необходимо до совершения сделки.
Как показывает практика, множество споров в процессе применения упрощенной системы налогообложения возникают в части документального оформления расходов, связанных с использованием автотранспорта, расходов на проведение ремонтных работ и их экономического обоснования, а также в части установления норм расходования горюче-смазочных материалов, норм расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного транспорта и др. [5].
Таким образом, в процессе применения упрощенной системы налогообложения возникают трудности и проблемы, зависящие от многих факторов, таких как вид предпринимательской деятельности, отрасль, сезонность, регулярность заключения сделок, объем поставляемых товаров, оказываемых работ и услуг. Выше мы перечислили наиболее общие и часто возникающие сложности при применении данного режима налогообложения. Упрощенная система налогообложения на протяжении последних лет постоянно реформируется, однако в процессе устранения одних противоречий и сложностей непременно возникают другие, что еще раз подтверждает несовершенство налогового законодательства в отношении упрощенной системы налогообложения.