Политическая сфера – это одна из важнейших составляющих функционирования общества. В современной политической коммуникации есть несколько способов воздействия на адресата: речевые стратегии и информационные технологии. Все способы имеют тенденцию воздействия на избирателя, его убеждения и принятия решения, необходимого для субъекта политической кампании.
Очень часто в политических технологиях используется такой приём, как фрейминг – повышение значимости определенных вопросов. Благодаря нему формируется образ политика за счет сложившихся в обществе стереотипов и остросоциальных проблем [1, с.56].
Например, медиаобраз Сарданы Авксентьевой, мэра г. Якутск, стал популярным благодаря противопоставлению ее радикальных управленческих решений клишированным поступкам чиновников в представлении массовой аудитории. Основным фактором, повлиявшим на рост внимания общественности к личности мэра, стали социальные сети, где имидж сформировался с помощью всестороннего освещения деятельности, поступков и заявлений социального субъекта.
Мы рассмотрели аккаунты Сарданы Авксентьевой в социальных сетях, так как страница политика также является отражением его личности, точнее, сформированного имиджа. Как оказалось, мэр Якутска ведет страницы, размещенные в соцсетях Instagram, ВКонтакте, Facebook собственноручно, без помощи имиджмейкеров и политтехнологов. Свои профили в соцсетях мэр зарегистрировала ровно за месяц до начала выборов (9 сентября 2018 г.): Instagram – 10 августа 2018 г., ВКонтакте – 25 ноября 2018г., Facebook – 16 августа 2018 г.
Instagram у политика насчитывает большую пользовательскую аудиторию в сравнении с другими соцсетями (92 900 подписчиков). Это объясняется тем, что Instagram является вторым по популярности приложением (на первом месте мессенджер WhatsApp) среди населения Якутии, в частности г. Якутска. Однако в данном случае учитывается, что не все профили подписчиков являются реальными, поскольку в Instagram больше всего фейковых страниц. Далее по численности читателей страниц следует аккаунт в Facebook (3 168 подписчиков) и страница в ВКонтакте (3 103 подписчиков). Данные отображены в диаграмме (рисунок).
Рис. Подписчики С. Аксентьевой
При рассмотрении аккаунтов Сарданы Авксентьевой в социальных сетях в ходе анализа был выявлен какой тип контента она использует (табл. 1). По степени активности ведения страниц в социальных сетях С. Авксентьева наиболее часто публикует посты в профиле ВКонтакте. Публикации на платформах Instagram и Facebook появляются периодичностью 1-2 раза в неделю. Помимо отчетов о встречах, работы с обращениями населения, она, как и обычный пользователь социальных сетей публикует личные фотографии, а также делится фотоснимками подписчиков. К примеру, в посте от 18 августа 2018 г. в Instagram, С. Авксентьева поделилась фотографией из личного архива, на котором она с мужем были на свадьбе дочери: «17 августа в нашей семье произошло важное событие. Моя единственная любимая дочь Наталья вышла замуж» [2]. Эффект «личного присутствия» и близости к народу находит весомый отклик в виде положительных комментариев и отметок «нравится» от подписчиков.
Таблица
Результаты контент-анализа страниц Сарданы Авксентьевой в социальных сетях
№ |
Публикации/соцсети |
|
ВКонтакте |
|
1 |
Общее кол-во публикаций (записей), размещенных на странице, шт. |
141 |
233 |
109 |
2 |
Текстовые материалы (без визуального контента), шт. |
0 |
6 |
3 |
3 |
Фото, шт. |
283 |
3 |
239 |
4 |
Видео, шт. |
18 |
42 |
10 |
5 |
Репосты без комментариев, шт. |
0 |
3 |
7 |
6 |
Репосты с комментариями, шт. |
7 |
108 |
37 |
Отметим, что публикации, размещенные на страницах в Instagram и Facebook, практически дублируют друг друга за исключением некоторых фото и видеоматериалов. На странице ВКонтакте помимо собственного контента представлены репосты с собственными комментариями. Как видно из таблицы подобные записи составляют практически половину публикаций в данной соцсети. Однако, мы не можем назвать это механическим мультиплицированием постов, поскольку мэр обогащает репосты собственными замечаниями и суждениями. Таким примером является пост от 28 февраля 2019 г., в котором мэр отреагировала на заявление депутата Пермской городской думы от партии «Единая Россия» о предложении расчистить снег и наледь самим жителям Перми ответным фото, в котором убирает снег с собственного двора [3].
Пост от 7 сентября 2018 г., опубликованный на странице в Facebook, вызвал общественный резонанс в связи с хулиганским покушением на Сардану Авксентьеву, которая участвовала в проведении городского субботника. Сардану облил краской неизвестный мужчина и тут же скрылся [5]. «Я думала обратиться в правоохранительные органы и это было бы уже третье заявление от меня и сотрудников моего штаба о попытках запугать и дезориентировать. Решила не тратить на это силы. <…> Раз мы настолько неудобны, значит вероятность честных выборов высока», – написала на странице Facebook С. Авксентьева [4]. Публикация вызвала бурную реакцию среди подписчиков, при этом негативные комментарии были адресованы, как оппонентам, так и самой обладательнице страницы с упреками на постановочные кадры [4].
Проанализировав личные аккаунты Сарданы Авксентьевой в социальных сетях: ВКонтакте, Instagram, Facebook, выявлено, что мэр ведет страницы, размещенные в социальных сетях лично, активно использует визуальный контент, как и обычные пользователи. Публикации для размещения глава городского округа выбирает высокого качества, материалы на страницах являются первичными. На личных аккаунтах мэра имеет место высокая активность со стороны подписчиков, их активность в комментариях к публикациям демонстрирует интерес к профессиональной деятельности и самой персоне.
Немаловажное влияние соцсети оказывают и на формирование имиджа политического деятеля, тем самым определяет для электората медиаобраз избираемой кандидатуры. Свойства и возможности Интернет-технологий несоизмеримы, а значит, они усиливают манипуляционный потенциал методов воздействия на сознание, что ведет к повсеместному масштабу их использования в сети. Использование социальных сетей с существующими типами контента эффективно для формирования имиджа политического деятеля в глазах аудитории.
Таким образом, использование сетевой коммуникации стимулирует активное создание и продвижение медийного образа публичных личностей, в частности политических деятелей с помощью перенесения реальных социальных связей в Интернет, копирования и моделирования общественной структуры в сетевом пространстве.