В современном обществе в эпоху глобализации большое внимание уделяется воспитанию толерантности к другим культурам у подрастающего поколения. Как достичь более весомых результатов в этой сфере? Как лучше организовать работу на уроках, чтобы формировать все виды компетенций во взаимосвязи? Как формировать социокультурную компетенцию в рамках преподавания конкретных предметов? Эти вопросы задают себе все практикующие педагоги. Тут в большей степени повезло учителям иностранного языка, поскольку посредством его обучения легче всего формировать социокультурную компетентность. На уроках английского языка неотъемлемой частью становится изучение истории, традиций, культуры страны изучаемого языка. Так на уроках иностранного языка учащиеся изучают литературу, образцы фольклора, языковые особенности и этикет англоязычных стран. Также внимание уделяется культурному невербальному поведению, что также является частью культуры англоязычного народа. На уроках иностранного языка с помощью изучения другой культуры учащиеся получают возможность оценить достижения родной культуры, что способствует формированию чувства гордости и патриотизма.
В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий [1, с. 3].
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка вовлекает учащихся в диалог культур, знакомит с достижениями иноязычной национальной культуры и дает возможность сравнить их с достижениями своей родной культуры. Так, например, на уроках, посвященных Великобритании, США, Австралии, учащиеся знакомятся с географическим положением этих стран, их общественным устройством, изучают их культуру. На уроках проходят знакомства с историей страны изучаемого языка, с выдающимися писателями, поэтами и учеными, проводятся параллели с историей и культурой родной страны, ее выдающимися деятелями и писателями.
Следует отметить, что основным инструментом для формирования социокультурной компетенции является все-таки работа с текстом. При этом тексты могут быть тематические, страноведческие, художественные, а также это могут быть стихи, песни, письма, аудиотексты с носителями языка, диалоги и полилоги.
Эффективным средством формирования социокультурной компетенции является литература стран изучаемого языка. Художественная англоязычная литература является богатым источником социокультурной и исторической информации. Английская художественная литература отражает реальную действительность своего народа в определенный период времени. В процессе чтения образцов художественной литературы на занятиях по английскому языку в целях развития социокультурной компетенции учащиеся получают знания об эстетике, художественной культуре, искусстве, о жизни и творчестве выдающихся классических и современных деятелей искусства. В рамках этого вида работы невозможно обойти стороной проектную деятельность учащихся по изучению творчества англоязычных поэтов и писателей. Дети самостоятельно подбирают образцы иностранной художественной литературы, изучают их, представляют свое видение этих произведений и свое впечатление от них. Конечно, такая форма работы формирует не только социокультурную компетенцию, но и мотивирует детей к дальнейшему изучению английского языка.
Англоязычный фольклор также является интересным и действенным способом формирования социокультурной компетенции. Изучение и заучивание фразеологизмов, идиом, пословиц создает огромную мотивацию для учащихся. С помощью изучения фольклора учащимся легче строить свое иноязычное общение, а также это помогает мотивировать их к дальнейшему изучению языка. Только лишь с помощью изучения фольклора учащиеся могут узнать фразеологические единицы, смысл которых понятен только носителю языка, и таким образом стать ближе к носителям языка, понять их мировоззрение. Также дети имеют возможность провести сравнительный анализ своего родного фольклора с фольклором страны изучаемого языка. Изучаемые образцы могут быть использованы в различных формах организации работы на уроках: диалоги, ролевые игры, полилоги, дискуссии.
Особого внимания заслуживает развитие социокультурной компетенции посредством использования видеоматериалов и аудиоматериалов на уроках иностранного языка. Самым эффективным способом развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в атмосферу иноязычной культуры. Но так как не всегда учащиеся могут себе это позволить, на уроках эффективным является использование видеофильмов и аутентичных аудиотекстов [2, с.2]. Видео является одним из самых эффективных способов обучения, поскольку наглядный материал легче запоминается и воспринимается.
Далее следует обратить внимание на речевой этикет, поскольку он является выражением культуры речи. Речевой этикет в англоязычных странах отличается от нашего родного этикета и по этой причине его изучению уделяется немало времени на уроках иностранного языка. Основными видами деятельности при отработке речевого этикета являются диалоги, ролевые игры и дискуссии. Здесь особо хорошо закрепляются использование клише, устойчивых фраз и фразеологических оборотов.
Обратим внимание на использование ролевых игр для формирования социокультурной компетенции. Проведение на уроках иностранного языка ролевых игр развивает положительную мотивацию к обучению. Во время проведения ролевых игр учащиеся отрабатывают навыки ведения бесед в повседневной жизни, а именно: как сходить в магазин, как поговорить о погоде, как узнать дорогу и т.д. Также формируется навык общения в условиях дефицита языковых средств.
Таким образом, на уроках иностранного языка учащиеся приобщаются к культуре и традициям страны изучаемого языка, погружаются в диалог культур. Способы формирования социокультурной компетенции являются многообразными. Аутентичные тексты, фольклор, видеоматериалы, литература англоязычных стран и речевой этикет помогают учащимся погружаться в культуру страны изучаемого языка, тем самым мотивируя их к изучению этого языка.