На сегодняшний день, несмотря на остроактуальную проблему распространения теневой экономики и ее системный характер, сколько-нибудь определенного программного документа и структуры контроля безопасности институциональной среды не существует. Отдельным направлением выступает противодействие коррупции [1], но это не дает возможности выявлять угрозы в экономической сфере, приводящие к правонарушениям.
Масштабы российского теневого бизнеса всегда оценивались отечественными и зарубежными экономистами как весьма значительные [4, 6]. Так, по расчетам экспертов Росстата и Росфинмониторинга в 2019 году объем теневой экономики России составил 20,5 трлн. руб., что составляет 19,6 % ВВП РФ, который в 2019 году превысил 100 трлн. руб. [7, 8] (рисунок 1).
Рис. 1. Масштабы российского теневого бизнеса в 2015-2020 гг. [3, 7, 8]
Статистические данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют, что за последние 5 лет доля теневой экономики в объеме ВВП сократилась на 9,4 п. п., что в большей степени связано с ростом размера ВВП [2]. В 2019 году произошло значительное снижение доли неучтенного дохода в общей экономике страны. Эксперты считают, что это связано не только с реальным сокращением объема теневой экономики, но и с изменениями законодательства и методики оценки, поэтому часть теневого сектора перестала быть таковой. Помимо этого, в последние годы снизился объём нелегально поступающих в страну денежных средств из-за рубежа, а также сократилась доля «теневых» финансовых потоков из России в банки других стран, что в первую очередь связанно с санкционной политикой Западных стран против России. Таким образом, количественный показатель теневой экономики в 2019 г. сократился по сравнению с 2015 г. и составил 20,5 трлн. руб. [9]
По данным Росстата, в теневом секторе экономики РФ сосредоточена значительная часть занятого населения (рисунок 2).
Рис. 2. Доля занятых в неформальном секторе экономике [7]
Как следует из данных на рисунке 2, в российской экономике по состоянию на конец 2019 года доля работающих неофициально выросла почти на 1,5 млн человек и составила 21,3% от общей численности занятых. А по итогам карантина сократилась в июне 2020 г. до 13,57 млн человек, что составляет 19,4% от общей численности занятых. В марте, до распространения пандемии коронавируса в России и введения жестких экономических и социальных ограничений, неформально занятых было на 925 тыс. человек больше - 20,3% от всех трудящихся. Работа вне корпоративного сегмента особенно распространена в небогатых регионах юга и Кавказа с низкими доходами населения и высокой безработицей.
Одной из основных причин перехода населения из формального сектора экономики в теневой является недостаточный уровень доходов, получаемый официально трудоустроенными гражданами, вследствие чего многие из них вынуждены поддерживать тесную связь с теневым рынком труда. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция сокращения реальных доходов населения [10].
Сокращение неформальной занятости можно было бы только приветствовать, если бы работники переходили в официальный корпоративный сектор, и в экономике создавались новые рабочие места. Отчасти обеление именно теневой неформальной занятости уже начало происходить благодаря антикризисным мерам поддержки бизнеса и снижению ставки страховых взносов для малых и средних предприятий - занятость в малом бизнесе несколько выросла даже при общем сокращении числа МСП. Однако в нынешних условиях с учетом роста явной и скрытой безработицы уменьшение неформальной занятости скорее демонстрирует, что работы в России – как в белой экономике, так и в условной "тени" - стало меньше [3].
В настоящее время эффективность экономической политики, которая ориентирована на снижение уровня теневой экономики, предполагает определение системы взаимосвязей между органами государственной власти, а также разработку комплекса административных и экономических мер, которые способствовали осуществлению процессов реализации эффективной экономической политики в отношении сектора теневой экономики.
Проблемы российской экономической политики в отношении теневой экономики могут быть решены с помощью разработки комплексного плана государственной политики в отношении сектора теневой экономики за счёт реализации административных и экономических мер, направленных на сокращение уровня теневой экономики, а также закрепления за конкретными органами государственной власти (законодательной и исполнительной) ответственности за реализацию предложенных мер (рисунок 3).
Рис. 3. Направления государственной «антитеневой» политики (составлено автором)
Реализация комплексной государственной «антитеневой» политики должна иметь устойчивую и единую нормативно-правовую основу, опираться на комплекс мероприятий, сформированный по программно-целевому принципу. Указанные направления государственной «антитеневой» политики могут стать примером разработки методики мониторинга уровня теневой экономики и безопасности институциональной среды как интегративного детерминанта роста ее масштабов.
Предложенные пути решения поставленной задачи могут быть использованы при разработке реальных мероприятий по сокращению доли теневого сектора и устранению основных причин его становления и развития. Проведение данных мероприятий позволит не только решить проблемы, связанные с теневым сектором экономики в России, но и поддержать национальную безопасность на должном уровне, обеспечить устойчивое экономическое развитие страны.