Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.
Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
по источникам передачи и характеру восприятия информации:
- словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
- наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
- практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);
по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный метод,
- репродуктивный метод,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый или эвристический метод,
- исследовательский метод;
по основным компонентам деятельности преподавателя:
- методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
- методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
- методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и
- дифференцированный, текущий и итоговый);
по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения):
по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный);
по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);
по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).
Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности
Условия, для проявления познавательной деятельности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,
- воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Способы активизации обучения
- проблемный способ обучения
- проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)
- опережающее обучение (доклады)
- постановка вопроса, на который надо ответить в конце занятия
- составление опорного конспекта и плана лекций
- визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы
- интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретическое обучение)
- приглашение на занятие компетентного специалиста
- эвристическая беседа.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь занятия, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.
Важное значение имеет и применение на занятии наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.