Главная
АИ #18 (21)
Статьи журнала АИ #18 (21)
Использование мультимедийных средств в работе учителя изобразительного искусства

Использование мультимедийных средств в работе учителя изобразительного искусства

Авторы:

Шопина Александра Вячеславовна

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

мультимедийные технологии
учитель
образовательный процесс
школа

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы современного образовательного процесса учителей изобразительного искусства, использование мультимедийных технологий и влияние их на образовательный процесс.

Текст статьи

С появлением мультимедийных средств в общеобразовательной школе стало проще воздействовать на сознание детей. С помощью графики, звука и фото-видео материалов преподаватель находит больше эмоционального отклика у детей. Мультимедийные средства повышают эффективность работы учителя и ученика.

Мультимедийные технологии позволяют повысить мотивацию школьников и интенсификацию школьного обучения. Не стали исключениями и уроки изобразительного искусства: показ иллюстраций; виртуальное путешествие по музеям и галереям; посещение конференций в настоящем времени; просмотры фильмов о создании картин – это, и многое другое стало подвластно учителю изобразительного искусства с развитием мультимедийных средств.

Не всегда у преподавателя была возможность предоставить наглядный материал, особенно важно это было на уроках изобразительного искусства. Сейчас же, чтобы показать архитектурные стили или сводить класс в музей необязательно покидать пределы школы. Виртуальное путешествие по музеям мира, видеофильмы об искусстве и энциклопедии живописи – это, и многое другое дают нам информационные технологии.

Изобразительное искусство это предмет, в котором без наглядностей не обойтись. Раньше это были в основном печатные материалы, или подделки, изготовленные учителем, которые быстро изнашивались, и занимали много места. Нередко в кабинетах изобразительного искусства можно было наблюдать завалы на шкафах, а это не только не эстетично, но и не безопасно. Еще сложнее приходилось учителям изобразительного искусства, у которых не было кабинетов. Поскольку школы обычно не выделяют помещение под наглядности, учителя хранили свой демонстрационный материал в подсобных помещениях, или готовить к каждом уроку новый. С появлением кабинета проекторов, компьютеров, интерактивных досок эта проблема была решена. Наглядности, конечно, остались, но не в таком объеме.

Современному учителю стало намного проще готовиться к урокам, и сами уроки стили более красочные и насыщенные. Можно показать не только скульптуру, например, но и музей, в котором она стоит, место, где она была сделана и многое другое. Урок получается более полный и живой.

Мультимедийные средства позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, и подавать информацию в удобной для него форме. Так же мультимедийные технологии помогают учиться детям, которые удалены от школы.

Важным умением педагога на уроках изобразительного искусства является возможность сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности. И если ее нет, то пробудить, а затем и развить творческую активность каждого ученика.

Я провела небольшой эксперимент, в результате которого обнаружила, что 100 процентов детей лучше усваивают информацию, предоставленную на уроке с помощью мультимедийных технологий.

Ненужно забывать, что современный школьник – это ребенок, нацеленный на лучшее усвоение материала, передаваемого мультимедийными средствами. Ни для кого не секрет, что мы живем во времена массой компьютеризации. Сейчас сложно найти дом, в котором нет компьютера, поэтому нет ничего удивительного, что ребенок лучше усваивает информацию в привычной для него форме.

Целью педагогической деятельности это - обеспечение положительной динамики творческой активности учащихся, в результате применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства.

Современная школа дает практически безграничные возможности работы с информационными технологиями. В своей практике я стараюсь пользоваться как можно более разнообразными технологиями. На своих уроках я пользовалась LED доской, 3D проектором, 3D ручкой, столом для рисования песком с камерой трансляции, разнообразными компьютерными программами. Данные компоненты не только развивают творческое мышление детей, но и дают более точное представление о мире, и в частности о мире искусства. Помогают понять, как перенести объем на плоскость, видеть линейную перспективу и многое другое.

Так же я провожу уроки с компьютерной поддержкой, например изучая композицию картины в 6 классе, ученики работали за компьютером. На экране в программе Microsoft Publisher уже были подобраны индивидуальные заготовки фонов и предметов. Учащиеся должны были правильно определить центр композиции и скомпоновать предметы в картину учитывая размеры и удаленность.

Можно использовать ИКТ и для подведения итогов знаний учеников. Особенно это актуально на уроках изобразительного искусства, так как большинство вопросов визуализированы.

Работая с мультимедийными технологиями, учитель учит не только искусству, но и показывает, как о нем узнать в современном мире. К сожалению, библиотеки теряют свою значимость, на смену приходит интернет, виртуальное пространство. Ученики учатся получать информацию с помощью мультимедийных средств.

Говорить о возможных применениях мультимедийных средств можно бесконечно. Использование их средств в школе помогает учителю повысить интерес учащихся и приводит к ряду положительных последствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
  • обогащает учащихся знаниями в их образной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Но не стоит забывать, что основную роль на уроке отводится учителю. Мультимедийные средства должны только дополнять педагогическую деятельность, а не замещать. Грамотное составление учебного плана – основа хорошей работы учителя.

Я провела небольшой эксперимент на 3 школах своего района. В общей сложности были протестированы 97 человек. Оказалось, что 3% учителей вообще не умеют пользоваться компьютером, 84% пользуются только основными программами (Microsoft Word, Microsoft Office PowerPoint) и только 13% учителей используют в своей работе дополнительные программы.

Конечно, самая распространенная программа Microsoft Office PowerPoint. В ней создаются презентации. Презентация – один из самых удобных методов преподношения информации. В ней может быть размещены текстовые, фото, музыкальные, видео-файлы. Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; - повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
  • экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.

Конечно, работая с презентацией, не надо забывать, что главный на уроке – учитель, она лишь помощник. Технология учителя при работе с презентацией должна быть следующей:

  • нужно комментировать информацию, появляющуюся на экране;
  • при необходимости давать дополнительные разъяснения к данной информации; делать записи у доски.

Так же тест оказал, что более 70% учителей хотели бы освоить новые компьютерные программы, которые помогли бы им в работе. Но, к сожалению, у них нет такой возможности.

Данные числа меня очень удивили. Возможности мультимедийных технологий безграничны, нужно уметь пользоваться ими в своей работе.

Опираясь на новые Стандарты, Государство позаботилось об оснащении кабинетов мультимедийными средствами. Во всех школах почти каждом кабинете стоит компьютер, проектор или интерактивная доска.

Учитывая все вышеперечисленное, я считаю, что главной проблемой образовательного процесса в современной школе, оснащенной мультимедийными технологиями, является не совершенная система повышения квалификации учителей, которая не успевает за темпами развития технологий. Изучение и применение мультимедийных средств позволяет получить навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современной школе.

Мультимедийные средства позволяют не только подготовить хороший урок, но и повышать свою педагогическую компетентность. Быть в курсе новых требований, стандартов, изучать новые программы и передавать свой опыт детям. Информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности. И применять его, в нашем случае на уроках искусства, которые на прямую связаны с культурой человека. Они помогут в достижении цели: создать условия для активного освоения социально-культурного опыта человечества, применения его эмоционально-ценностных отношений при выстраивании собственной жизненной концепции.

Информационные технологии не должны «вытеснять» учителя на уроке, а должны быть помощниками при донесении информации. Я считаю, что успех учителя заключается именно в грамотном сочетании всех методов обучения.

Конечно, компьютер не решает всех проблем, но это хороший помощник учителю и ученику. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что уроки с использованием мультимедийных технологий больше запоминаются учениками.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. 447 с.
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  4. Ломов С.П., В.С. Кузин. Эксперимент: новое содержание общего образования. Искусство. М.: Просвещение, 2002. 368 с.

Поделиться

4368

Шопина А. В. Использование мультимедийных средств в работе учителя изобразительного искусства // Актуальные исследования. 2020. №18 (21). С. 96-98. URL: https://apni.ru/article/1221-ispolzovanie-multimedijnikh-sredstv-v-rabote

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая