Главная
Конференции
Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты
Двигательная активность как фактор успешности в учебной и игровой деятельности

Двигательная активность как фактор успешности в учебной и игровой деятельности

Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

двигательная активность
дети дошкольного возраста
биологические факторы
социальные факторы
гигиенические факторы
физическое развитие

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимосвязь двигательной активности с учебной и игровой деятельностью детей дошкольного возраста. Анализируется многоаспектное влияние физической активности на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и социальном уровнях. Подчеркивается значимость двигательной активности для успешности обучения, развития социальных навыков, творческого потенциала и формирования позитивного настроя.

Текст статьи

Вхождение в школьную жизнь – сложный этап, требующий от ребенка физической зрелости [3, с. 112]. Развитие двигательных навыков, особенно координации и мелкой моторики, создает фундамент для здоровья и успешной учебы. Учебная и игровая деятельность тесно связаны с двигательной активностью, которая многосторонне влияет на развитие ребенка [1, с. 35].

Физические игры снижают стресс, улучшают настроение и общее самочувствие. Двигательная активность стимулирует кровоток в мозге, развивает нервную систему, тренирует внимание, улучшает память, снижает тревожность, развивает коммуникативные навыки и повышает самооценку [2, с. 22].

Дети с высокой физической активностью лучше учатся, меньше устают и более дисциплинированы [5, с. 67]. Развитая двигательная сфера обогащает игру, улучшает взаимодействие и развивает творческий потенциал. Дошкольный возраст – период бурного развития двигательных способностей.

Обеспечение достаточной двигательной активности должно быть приоритетом для семьи, образовательных учреждений и общества [4, с. 78].

В исследовании приняли участие дети подготовительной группы МБДОУ д/с № 34 г. Белгорода: 1 группа «Затейники»: 10 человек; 2 группа «Смышленыши»: 10 человек. Общее число испытуемых составило 20 человек.

Эмпирическое исследование проводилось с помощью методик: Беседа «Определение эмоционального отношения ребенка к двигательной деятельности» А. А. Ошкина, Опрос «Предрасположенность к двигательной деятельности» А. А. Ошкина.

При помощи первой методики «Определение эмоционального отношения ребенка к двигательной деятельности» (беседа А. А. Ошкина) удалось определить уровень эмоционального отношения детей к двигательной активности.

image.png

Рис. 1. Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровням двигательной активности, группа «Затейники»

image.png

Рис. 2. Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровням двигательной активности, группа «Смышленыши»

Обратимся к результатам проведенного диагностического задания:

  • Высокий уровень у 3 ребенка (30%).
  • Средний уровень в группе показали 5 детей (50%).
  • Низкий уровень показали 2 детей (20%).

Высокий уровень показали те дети, которые считают, что бегать, прыгать это весело, позитивно и гораздо интереснее, чем сидеть и ничего не делать. Низкий уровень показали те дети, которые считают, что лучше посидеть и не напрягаться. У остальных детей желания двигаться зависят от настроения, но, в целом, отношения к двигательной деятельности позитивное.

Проведя исследование, мы можем подвести итоги данных, полученных на первом этапе исследования:

  1. Большая часть испытуемых склонна к среднему уровню двигательной активности;
  2. Детей с высоким уровнем двигательной активности больше, чем с низким.

Следующая была проведена методика «Предрасположенность к двигательной деятельности» (опрос, А. А. Ошкина). Она показывала нам какой уровень двигательной активности у детей. Результаты данного исследования приведены в диаграмме на рисунке 3 и 4.

image.png

Рис. 3. Результаты предрасположенности к двигательной активности в группе «Затейники»

Также представим результаты предрасположенности к двигательной активности в группе «Смышленыши».

image.png

Рис. 4. Результаты предрасположенности к двигательной активности в группе «Смышленыши»

Обратимся к результатам проведенного диагностического задания. В первой группе 4 детей, что составляет 40% от числа всех испытуемых, во второй группе 5 детей, что составляет 50% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень предрасположенности к двигательной деятельности. Так, например, некоторые дети после некоторых раздумий и колебаний решил, что поиграть в компьютерные игры интереснее, чем бегать во дворе с друзьями, объясняя свои действия, называет какие–то свои недостатки и промахи в подвижных играх с друзьями в прошлом, и считают, что лучше посидеть дома. Средний уровень сформированности предрасположенности к двигательной деятельности наблюдался у 6 детей (60%) в первой группе, и у 5 детей (50%) во второй. У детей наблюдается желание заниматься статичными видами деятельности за счет двигательных. Высокий уровень в двух группах не был выявлен.

В заключение, обобщенные данные, полученные в результате использования диагностических заданий, позволяют не только оценить текущий уровень развития мотивации к двигательной деятельности у детей 6-7 лет, но и спрогнозировать его дальнейшую динамику при условии сохранения аналогичных подходов к воспитанию.

Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений:

Организация развивающей предметно-пространственной среды:

  1. Создание в группе и на участке детского сада условий для разнообразной двигательной деятельности (спортивный уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр с двигательным содержанием, наличие спортивного инвентаря).
  2. Обеспечение доступности спортивного оборудования и стимулирование детей к самостоятельной двигательной активности.

Интеграция двигательной активности в образовательный процесс:

  1. Включение подвижных игр и физических упражнений в различные виды образовательной деятельности (например, в занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром).
  2. Использование физкультминуток и физкультпауз во время занятий для снятия напряжения и повышения работоспособности.

Организация физкультурных занятий:

  1. Проведение физкультурных занятий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
  2. Использование игровых методов и приемов, чтобы сделать занятия интересными и увлекательными для детей.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его физических возможностей и потребностей.
  4. Включение в занятия элементов закаливания (например, ходьба босиком по траве или воде).

Организация двигательной активности во время прогулок:

  1. Обеспечение достаточного времени для прогулок на свежем воздухе.
  2. Организация подвижных игр, эстафет, соревнований, направленных на развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание).
  3. Использование природного материала (камни, шишки, ветки) для создания полосы препятствий и других двигательных заданий.

Взаимодействие с семьей:

  1. Проведение консультаций для родителей по вопросам организации двигательной активности детей дома.
  2. Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду.
  3. Разработка буклетов, памяток и других информационных материалов для родителей о важности двигательной активности и способах ее организации.

Список литературы

  1. Логвина Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности детей в зависимости от их возраста. Минск: Вышэйшая школа, 1991. – 183 с.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  3. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Федорова, 2000. – 128 с.
  4. Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А. и др. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2012. – 208 с.

Поделиться

89

Степанова П. С. Двигательная активность как фактор успешности в учебной и игровой деятельности // Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12230-dvigatelnaya-aktivnost-kak-faktor-uspeshnosti-v-uchebnoj-i-igrovoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня