Вхождение в школьную жизнь – сложный этап, требующий от ребенка физической зрелости [3, с. 112]. Развитие двигательных навыков, особенно координации и мелкой моторики, создает фундамент для здоровья и успешной учебы. Учебная и игровая деятельность тесно связаны с двигательной активностью, которая многосторонне влияет на развитие ребенка [1, с. 35].
Физические игры снижают стресс, улучшают настроение и общее самочувствие. Двигательная активность стимулирует кровоток в мозге, развивает нервную систему, тренирует внимание, улучшает память, снижает тревожность, развивает коммуникативные навыки и повышает самооценку [2, с. 22].
Дети с высокой физической активностью лучше учатся, меньше устают и более дисциплинированы [5, с. 67]. Развитая двигательная сфера обогащает игру, улучшает взаимодействие и развивает творческий потенциал. Дошкольный возраст – период бурного развития двигательных способностей.
Обеспечение достаточной двигательной активности должно быть приоритетом для семьи, образовательных учреждений и общества [4, с. 78].
В исследовании приняли участие дети подготовительной группы МБДОУ д/с № 34 г. Белгорода: 1 группа «Затейники»: 10 человек; 2 группа «Смышленыши»: 10 человек. Общее число испытуемых составило 20 человек.
Эмпирическое исследование проводилось с помощью методик: Беседа «Определение эмоционального отношения ребенка к двигательной деятельности» А. А. Ошкина, Опрос «Предрасположенность к двигательной деятельности» А. А. Ошкина.
При помощи первой методики «Определение эмоционального отношения ребенка к двигательной деятельности» (беседа А. А. Ошкина) удалось определить уровень эмоционального отношения детей к двигательной активности.
Рис. 1. Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровням двигательной активности, группа «Затейники»
Рис. 2. Распределение детей младшего дошкольного возраста по уровням двигательной активности, группа «Смышленыши»
Обратимся к результатам проведенного диагностического задания:
- Высокий уровень у 3 ребенка (30%).
- Средний уровень в группе показали 5 детей (50%).
- Низкий уровень показали 2 детей (20%).
Высокий уровень показали те дети, которые считают, что бегать, прыгать это весело, позитивно и гораздо интереснее, чем сидеть и ничего не делать. Низкий уровень показали те дети, которые считают, что лучше посидеть и не напрягаться. У остальных детей желания двигаться зависят от настроения, но, в целом, отношения к двигательной деятельности позитивное.
Проведя исследование, мы можем подвести итоги данных, полученных на первом этапе исследования:
- Большая часть испытуемых склонна к среднему уровню двигательной активности;
- Детей с высоким уровнем двигательной активности больше, чем с низким.
Следующая была проведена методика «Предрасположенность к двигательной деятельности» (опрос, А. А. Ошкина). Она показывала нам какой уровень двигательной активности у детей. Результаты данного исследования приведены в диаграмме на рисунке 3 и 4.
Рис. 3. Результаты предрасположенности к двигательной активности в группе «Затейники»
Также представим результаты предрасположенности к двигательной активности в группе «Смышленыши».
Рис. 4. Результаты предрасположенности к двигательной активности в группе «Смышленыши»
Обратимся к результатам проведенного диагностического задания. В первой группе 4 детей, что составляет 40% от числа всех испытуемых, во второй группе 5 детей, что составляет 50% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень предрасположенности к двигательной деятельности. Так, например, некоторые дети после некоторых раздумий и колебаний решил, что поиграть в компьютерные игры интереснее, чем бегать во дворе с друзьями, объясняя свои действия, называет какие–то свои недостатки и промахи в подвижных играх с друзьями в прошлом, и считают, что лучше посидеть дома. Средний уровень сформированности предрасположенности к двигательной деятельности наблюдался у 6 детей (60%) в первой группе, и у 5 детей (50%) во второй. У детей наблюдается желание заниматься статичными видами деятельности за счет двигательных. Высокий уровень в двух группах не был выявлен.
В заключение, обобщенные данные, полученные в результате использования диагностических заданий, позволяют не только оценить текущий уровень развития мотивации к двигательной деятельности у детей 6-7 лет, но и спрогнозировать его дальнейшую динамику при условии сохранения аналогичных подходов к воспитанию.
Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений:
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
- Создание в группе и на участке детского сада условий для разнообразной двигательной деятельности (спортивный уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр с двигательным содержанием, наличие спортивного инвентаря).
- Обеспечение доступности спортивного оборудования и стимулирование детей к самостоятельной двигательной активности.
Интеграция двигательной активности в образовательный процесс:
- Включение подвижных игр и физических упражнений в различные виды образовательной деятельности (например, в занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром).
- Использование физкультминуток и физкультпауз во время занятий для снятия напряжения и повышения работоспособности.
Организация физкультурных занятий:
- Проведение физкультурных занятий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Использование игровых методов и приемов, чтобы сделать занятия интересными и увлекательными для детей.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его физических возможностей и потребностей.
- Включение в занятия элементов закаливания (например, ходьба босиком по траве или воде).
Организация двигательной активности во время прогулок:
- Обеспечение достаточного времени для прогулок на свежем воздухе.
- Организация подвижных игр, эстафет, соревнований, направленных на развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание).
- Использование природного материала (камни, шишки, ветки) для создания полосы препятствий и других двигательных заданий.
Взаимодействие с семьей:
- Проведение консультаций для родителей по вопросам организации двигательной активности детей дома.
- Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду.
- Разработка буклетов, памяток и других информационных материалов для родителей о важности двигательной активности и способах ее организации.