Главная
АИ #18 (21)
Статьи журнала АИ #18 (21)
Общая историко-педагогическая характеристика дореволюционных лицеев в России

Общая историко-педагогическая характеристика дореволюционных лицеев в России

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

лицей
образование
дореволюционная Россия
развитие
педагогика

Аннотация статьи

Появление лицейского образования в дореволюционной России было взаимосвязано с глубокими политическими и государственными преобразованиями в стране. Актуальность статьи обусловлена поиском новых моделей образовательных учреждений, соответствующих требованиям реформируемого общества. Развитие лицейского образования в дореволюционной России имело сложную структуру, в которой можно выделить пять периодов: 1803-1815 гг. (становление); 1815-1855 гг.; 1855-1866 гг.; 1866-1881 гг.; V- й, заключительный период – (1881-1918 гг.).

В развитии лицеев в дореволюционной России можно выявить противоречивые и сложные тенденции, выражающиеся в появлении прогрессивной педагогической линии, гуманизацией образовательного процесса с одной стороны, и проявлении нарастания консерватизма, с другой стороны. В статье затронуты вопросы тенденций развития лицейского образования в дореволюционный период России, а также дана общая историко-педагогическая характеристика лицеев того времени.

Текст статьи

Естественным ответом на новые требования российского общества в сфере образования и профессиональной подготовки государственных чиновников, а также деятелей социальной и культурной сфер в дореволюционной России стало возникновение и развитие системы лицейского образования.

Предпосылкой возникновения элитного лицейского образования в дореволюционной России являлась острая необходимость в подготовке преданных, надежных трону слуг для укрепления основы самодержавия, в связи с чем, выпускники лицея назначались на высшие военные и гражданские службы.

Лицейское образование, прежде всего, характеризовалось тем, что в лицей принимались лишь дети дворянского сословия, с прекрасными характеристиками, здоровые и высоконравственные.

Задуманное как узко сословное, элитарное учреждение высшего образования закрытого типа, непосредственным куратором которого являлся Император, лицей предоставлял великолепное образование воспитанникам и представлял собой средство сохранения государственно-монархической системы, что, однако, постепенно приводило к усилению консервативного элемента в образовании.

Основными педагогическими идеями, лежащими в основе организации лицейского образования, являлись идеи развития творческой самодеятельности учащихся, гуманизации, учета индивидуальных и возрастных особенностей, а также единства духовного и интеллектуального развития.

В древнегреческом языке слово Λύκειον – Ликей являлся названием одного из гимнасиев за восточной окраиной Афин (в котором учителем был Аристотель, внедривший, в том числе, и лекционные занятия, тем самым реализовывая идею системного преподавания). Ликей приобрел свое название от имени соседнего храма Аполлона Ликейского и представлял собой заведение высшего образования для молодежи. По своей этимологии слово Λύκειος - Ликейский – можно перевести как «Истребитель волков» (древнегреческий λύκος - волк). В русский язык понятие «лицей» пришло через немецкий язык (от нем. Lyzeum), в немецкий из латыни (лат. Lусеum), а в латинский из древнегреческого (древнегреч. Λύκειον) [1, с. 72].

Развитие лицейского образования в дореволюционной России имело сложную структуру, в которой можно выделить пять периодов:

  • 1803-1815 гг. (становление);
  • 1815-1855 гг.;
  • 1855-1866 гг.;
  • 1866-1881 гг.);
  • заключительный период – (1881-1918 гг.).

Становление лицейского образования в I период отличалось преобладанием демократических основ, гуманизации и новаторства, влияющих на развитие индивидуальности лицеистов, их творчества. II-й период развития лицейского образования в дореволюционной России можно разделить на 2 этапа, один из которых характеризовался нарастанием консервативных процессов (1815-1825 гг.), и иным (1825-1855 гг.), когда в области просвещения наступает время преобладания реакции. III-й этап – «оттепель» – (1855-1866 гг.) отличался возрождением первоначальных принципов лицейского образования, однако последующие процессы, происходившие в период 1866–1881 гг., вновь усилили элементы регресса и консерватизма, что со временем привело к реорганизации и закрытию многих лицеев; и, наконец, заключительный этап развития лицейского образования в дореволюционный период (конец ХIХ–1918г.) можно охарактеризовать противоборством лицеистов с усиливающейся реакционностью царского правительства в области образования [3, с. 159]. К сожалению, возрождения общедемократических и гуманистических традиций первого периода на этом этапе так достигнуть и не удалось.

На протяжении длительного времени, в эпоху расцвета религиозного образования само явление и понятие «лицей» отсутствовали. Интерес к лицейскому образованию возник лишь в XVI веке, в эпоху Возрождения, в таких европейских странах как Германия и Франция. В этот период времени во Франции лицей представлял собой среднее учебное заведение, образование в котором было доступно как для юношей, так и для девушек, в Германии же лицей являлся учреждением высшего образования.

Позднее, возвращение к античному термину «Ликейон» для обозначения нового типа высших учебных учреждений для светских людей, произошло лишь в эпоху Просвещения (в конце XVIII века, в 1781 году) во Франции.

По указу Наполеона I, с 1802 года на территории Франции стали открываться лицеи как закрытые учебные заведения, в которых получаемое образование было практически идентичным по содержанию с гимназическим: естественные науки, математика, география, история, различные языки, в том числе древние и рисование.

В дореволюционной России появление лицейского образования было взаимосвязано, прежде всего, с глубокими политическими и государственными преобразованиями в стране.

В России первый лицей, как высшее учреждение образования гуманитарной направленности, появился 19 октября 1811 года в Царском Селе, благодаря распоряжению императора Александра I. Несмотря на то, что первоначально лицей предназначался для обучения братьев Александра I Михаила и Алексея, М.М. Сперанский убедил государя превратить лицей в особое высшее образовательное учреждение для подготовки политической и культурной элиты к службе государству. В связи с этим, несмотря на то, что учебный план подлежал неоднократному изменению, гуманитарно-юридическая направленность образования сохранялась. Первый лицей государства стал основоположником фундаментальных традиций лицейского образования в России.

С помощью М.М. Сперанского, в Царскосельском лицее была разработана шестилетняя программа обучения (два курса по 3 года, с 1836 г. – 4 класса по полтора года), ориентированная на подготовку государственных чиновников высших рангов. Один раз в три года в образовательное учреждение принимали детей возрастом с десяти лет. Особый статус лицею придавало и то, что на экзаменах присутствовал министр Министерства народного просвещения, которому подчинялось данное образовательное учреждение. Однако, в 1822 году лицей стал подведомственным Военному ведомству и переведен в Санкт-Петербург.

В программу обучения входили следующие дисциплины:

  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (риторика, российская, французская, немецкая, латинская словесность и языки);
  • исторические (физическая география, всеобщая и российская история);
  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (фехтование, плавание, верховая езда, чистописание, рисование, а также танцы) [2, с. 3].

Одной из отличительных черт лицейского образования являлось признание индивидуальности и достоинства каждого лицеиста, что выражалось в том числе, в запрете телесных наказаний, которое было закреплено в уставе.

Необходимо отметить, что лицейское образование в дореволюционной России было приравнено к университетскому. Выпускники лицеев получали гражданские чины 14 - 9-го классов.

Всего в дореволюционной России (с 1811 года до революции) существовало 7 лицеев: Рижский Императорский лицей (1733 - 1802); Ришельевский лицей (1817 - 1862); Волынский (Кременецкий) лицей (1819 - 1833); Нежинский юридический лицей (1832 - 1875); Демидовский юридический лицей (1833 - 1919); Лицей в память цесаревича Николая (1868 - 1918).

На основе анализа деятельности лицеев дореволюционной России можно выделить основные принципы лицейского образования, присущие тому времени: неразрывность образования и воспитания, уважение к собственному достоинству, гуманность, нравственность, патриотизм, свобода мысли, творчество, дух независимости, дружба, лицейское братство, уважение к личности, сообразность возрасту, осознанность слов и ясность идей, элитарность, равноправие, образование как образ жизни, разносторонность развития, традиции и новации, наставничество и другие.

По мнению Обухова А.С., основные координаты лицейских ценностей можно рассматривать «между полюсами «будущее» и «прошлое» (идея обучения на лучших образцах прошлого для движения к лучшему будущему) и между «мир» и «Отечество» (знакомство со всем миром для лучшего понимания своего Отечества и привнесения в него блага)» [2, с. 4].

Еще одной ярко выраженной чертой в лицейском образовании стала принципиальная значимость личностного начала в преподавательской деятельности. Многие преподаватели проводили свои занятия согласно авторским курсам, а также своим личным примером, прививая ценности стремления к знаниям и саморазвития.

Таким образом, лицеи в дореволюционной России предназначались, главным образом, для подготовки государственных чиновников и определялись как привилегированные учебные заведения для высших слоев населения.

Историческое развитие требовало образованных чиновников, политической и культурной элиты государства. Это предопределило реформирование системы образования, а также поиск нового типа образовательного учреждения, каким и стал Лицей.

В развитии лицеев в дореволюционной России можно выявить противоречивые и сложные тенденции, выражающиеся в появлении прогрессивной педагогической линии, с одной стороны, непосредственно связанной с гуманизацией образовательного процесса, и проявлении нарастания консерватизма в лицейском образовании, которое становится все более очевидным в начале XX века, с другой стороны.

Несмотря на это, лицейское образование, предоставляемое на базе лицеев, стало образцом, ориентиром образования, которое дало государству многих великих деятелей того времени, внесших существенный вклад в культурную и политическую жизнь России.

Список литературы

  1. Засорин С.А. Сравнительная история лицейского образования – яркий гибрид политики и культуры // Ценности и смыслы. 2016. №4 (44). – С. 71-79.
  2. Обухов А.С. Лицейское образование в России истоки и перспективы // Исследователь/Researcher. 2013. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/litseyskoe-obrazovanie-v-rossii-istoki-i-perspektivy (дата обращения: 18.03.2020).
  3. Полякова Л.В. Развитие лицейского образования в России в XIX - начале ХХ вв. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 1997. - 162 с. : ил.

Поделиться

4770

Казымова Л. С. Общая историко-педагогическая характеристика дореволюционных лицеев в России // Актуальные исследования. 2020. №18 (21). С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/1226-obshchaya-istoriko-pedagogicheskaya-kharakter

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря