Читательская компетенция учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Это способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.
В первом классе осуществляется систематическая и целенаправленная работа по формированию навыка чтения. Во 2–4 классах осуществляется совершенствование навыка чтения. Для развития читательской компетентности необходимо применять эффективные методы и приёмы работы на уроках и во внеурочной деятельности.
На уроках литературного чтения педагогу необходимо применять различные методы и приемы работы. Важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой учащихся. Учитывается небольшой запас жизненных представлений младших школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений. На уроках применяются различные виды бесед: в разговоре о прочитанном произведении обращается внимание детей на то, что относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения; мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать. Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух названа беседой-дискуссией. В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора. Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение, словом, настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать элементы драматизации. Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.