Главная миссия центров образования «Точка роста» – предоставить детям равные возможности для того, чтобы получить качественное образование вне зависимости от места их проживания. Это пространство, где дети могут развиваться, улучшать свои таланты, учиться новому и воплощать свои идеи.
Главное вектор работы центров естественно-научной направленности – увеличение перспектив обучающихся в постижении учебных предметов «Химия», «Биология», «Физика и, помимо этого, ещё и практической отработки учебного материала по этим предметам.
Центры «Точка Роста» оснащены профильным комплектом оборудования для овладения предметами естественно-научной направленности.
Специализированный набор оборудования обеспечивает качественное достижение образовательных результатов обучающимися по программам естественно-научной направленности, осуществление углублённого изучения биологии, химии и физики на всех уровнях образования, включая формирование изобретательского, креативного, критического мышления, развитие функциональной естественно-научной грамотности обучающихся.
Традиционное школьное оборудование не позволяет провести исследования по причине ограничений требований техники безопасности. Также длительность проведения многих исследований по предметам естественно-научного цикла не всегда согласуется с длительностью учебных занятий. Цифровые лаборатории представляют собой новое, современное оснащение для того, чтобы проводить разнообразные школьные исследования естественно-научного направления. Благодаря им возможно проведение работ, которые входит в школьную программу, а также новые исследования.
Цифровые лаборатории по биологии, химии и физике полностью меняют методику и содержание экспериментальной деятельности и позволяют вести длительный эксперимент в заданных условиях.
Благодаря цифровой лаборатории возможно проводить эксперимент без присутствия экспериментатора. Наряду со всем вышесказанным измеряемые данные и результаты их обработки отображаются напрямую на дисплее компьютера.
Во процессе формирования экспериментальных умений обучающийся наблюдает за информацией в 4 видах:
- вербальный вид информации: обучающийся описывает эксперимент, фиксирует интерес на контролируемых физических величинах, терминологии;
- табличный вид информации: обучающийся учится формировать таблицы данных, которые стоят у истоков построения графиков;
- графический вид информации: обучающийся учится строить графики по табличным данным;
- аналитический вид информации: обучающийся приводит математическое описание взаимосвязи физических величин.
В образовательных центрах «Точка роста» обучающиеся с использованием оборудования готовятся к участию в конкурсах, интеллектуальных выставках, квестах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня, работают над индивидуальными и групповыми проектами, участвуют в профориентационных мероприятиях, знакомятся с миром профессий. Такие мероприятия ведут к повышению мотивации у обучающихся к процессу обучения, а также росту качества образования.
Педагоги в рамках предметных уроков, занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественно-научного направления, программам внеурочной деятельности получили возможность проводить лабораторные и практические работы, опыты, наблюдения по физике, химии, биологии, экологии.
Экспериментальные сведения, которые обучающиеся получают на уроках физики, когда выполняют количественные опыты, помогают им самостоятельно делать выводы и определять закономерности.
Кроме этого, программа по физике направлена на формирование видения о значимости предмета в понимании живого мира и в жизни человека, а главный акцент ставится сущности физических явлений, процессов и методам их изучения [1, с. 4].
Современные экспериментальные исследования по биологии уже трудно представить без использования цифровых измерительных приборов. Обучающиеся с большим интересом применяют данное оборудование на уроках биологии и в проектно-исследовательской деятельности. Обучающиеся имеют возможность выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе на уровне основного общего и среднего общего образования по всем разделам биологии [2, с. 5].
В обучении химии огромное место занимает эксперимент.
Размышляя над результатами проведённых опытов на уроках химии, обучающиеся склоняются к тому, что различные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Непосредственно осуществляя химический эксперимент, допустимо рассмотреть достоверность прогнозов, полученных на основании теории. В ходе экспериментальной работы обучающиеся получают опыт познания реальности, который является главным этапом формирования у обучающихся убеждений, которые лежат в основе научного мировоззрения. На основании полученных экспериментальных данных, обучаемые самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, учатся выявлять закономерности, это содействует повышению мотивации обучения школьников.
Изучая тему «Электролиты и неэлектролиты», используя датчик электропроводности из комплекта цифровой лаборатории, обучающиеся имеют возможность убедиться в том: является ли тот или иной раствор электролитом или неэлектролитом [3, с. 6].
Изучая тему «Гидролиз солей» обучающиеся, используя определённый датчик, могут проверить РН среды раствора.
Применение цифровых лабораторий широко применяется при подготовке обучающихся к выполнению практической части КИМов при сдаче ОГЭ по предметам естественно-научного цикла.
Занятия с использованием цифровых лабораторий проходят с неподдельным интересом, ведь можно, именно на практике провести любое исследование. Как знать, может среди тех, кто сегодня делает первые шаги в освоении естественно-научных знаний, завтра появится знаменитый учёный.
В заключение хочется отметить, что реализуемый проект по созданию центров «Точка роста» очень важный и инновационный. Он открывает новые подходы в современном образовании, к которому в настоящее время предъявляются не те требования, которые были вчера.
Прописная истина: для обучающихся качественное образование – реальная путёвка в жизнь, поэтому даже само название «Точка Роста» определяет основные цели, задачи и содержание деятельности организованных центров образования «Точка роста».