Главная
Конференции
Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты
Реализация образовательных программ естественно-научной направленности с использ...

Реализация образовательных программ естественно-научной направленности с использованием оборудования центра «Точка роста»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

естественно-научная направленность
центры образования «Точка роста»
цифровые лаборатории

Аннотация статьи

Постоянное увеличение масштаба знаний, мгновенное устаревание имеющейся информации, необходимость ориентироваться в прогрессивном потоке информации подталкивают человека искать ресурс новых знаний в рамках образовательного процесса. Авторы статьи затрагивают актуальную на сегодняшний день тему реализации образовательных программ естественно-научной направленности с использованием оборудования центра «Точка роста».

Текст статьи

Главная миссия центров образования «Точка роста» – предоставить детям равные возможности для того, чтобы получить качественное образование вне зависимости от места их проживания. Это пространство, где дети могут развиваться, улучшать свои таланты, учиться новому и воплощать свои идеи.

Главное вектор работы центров естественно-научной направленности – увеличение перспектив обучающихся в постижении учебных предметов «Химия», «Биология», «Физика и, помимо этого, ещё и практической отработки учебного материала по этим предметам.

Центры «Точка Роста» оснащены профильным комплектом оборудования для овладения предметами естественно-научной направленности.

Специализированный набор оборудования обеспечивает качественное достижение образовательных результатов обучающимися по программам естественно-научной направленности, осуществление углублённого изучения биологии, химии и физики на всех уровнях образования, включая формирование изобретательского, креативного, критического мышления, развитие функциональной естественно-научной грамотности обучающихся.

Традиционное школьное оборудование не позволяет провести исследования по причине ограничений требований техники безопасности. Также длительность проведения многих исследований по предметам естественно-научного цикла не всегда согласуется с длительностью учебных занятий. Цифровые лаборатории представляют собой новое, современное оснащение для того, чтобы проводить разнообразные школьные исследования естественно-научного направления. Благодаря им возможно проведение работ, которые входит в школьную программу, а также новые исследования.

Цифровые лаборатории по биологии, химии и физике полностью меняют методику и содержание экспериментальной деятельности и позволяют вести длительный эксперимент в заданных условиях.

Благодаря цифровой лаборатории возможно проводить эксперимент без присутствия экспериментатора. Наряду со всем вышесказанным измеряемые данные и результаты их обработки отображаются напрямую на дисплее компьютера.

Во процессе формирования экспериментальных умений обучающийся наблюдает за информацией в 4 видах:

  • вербальный вид информации: обучающийся описывает эксперимент, фиксирует интерес на контролируемых физических величинах, терминологии;
  • табличный вид информации: обучающийся учится формировать таблицы данных, которые стоят у истоков построения графиков;
  • графический вид информации: обучающийся учится строить графики по табличным данным;
  • аналитический вид информации: обучающийся приводит математическое описание взаимосвязи физических величин.

В образовательных центрах «Точка роста» обучающиеся с использованием оборудования готовятся к участию в конкурсах, интеллектуальных выставках, квестах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня, работают над индивидуальными и групповыми проектами, участвуют в профориентационных мероприятиях, знакомятся с миром профессий. Такие мероприятия ведут к повышению мотивации у обучающихся к процессу обучения, а также росту качества образования.

Педагоги в рамках предметных уроков, занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественно-научного направления, программам внеурочной деятельности получили возможность проводить лабораторные и практические работы, опыты, наблюдения по физике, химии, биологии, экологии.

Экспериментальные сведения, которые обучающиеся получают на уроках физики, когда выполняют количественные опыты, помогают им самостоятельно делать выводы и определять закономерности.

Кроме этого, программа по физике направлена на формирование видения о значимости предмета в понимании живого мира и в жизни человека, а главный акцент ставится сущности физических явлений, процессов и методам их изучения [1, с. 4].

Современные экспериментальные исследования по биологии уже трудно представить без использования цифровых измерительных приборов. Обучающиеся с большим интересом применяют данное оборудование на уроках биологии и в проектно-исследовательской деятельности. Обучающиеся имеют возможность выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе на уровне основного общего и среднего общего образования по всем разделам биологии [2, с. 5].

В обучении химии огромное место занимает эксперимент.

Размышляя над результатами проведённых опытов на уроках химии, обучающиеся склоняются к тому, что различные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Непосредственно осуществляя химический эксперимент, допустимо рассмотреть достоверность прогнозов, полученных на основании теории. В ходе экспериментальной работы обучающиеся получают опыт познания реальности, который является главным этапом формирования у обучающихся убеждений, которые лежат в основе научного мировоззрения. На основании полученных экспериментальных данных, обучаемые самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, учатся выявлять закономерности, это содействует повышению мотивации обучения школьников.

Изучая тему «Электролиты и неэлектролиты», используя датчик электропроводности из комплекта цифровой лаборатории, обучающиеся имеют возможность убедиться в том: является ли тот или иной раствор электролитом или неэлектролитом [3, с. 6].

Изучая тему «Гидролиз солей» обучающиеся, используя определённый датчик, могут проверить РН среды раствора.

Применение цифровых лабораторий широко применяется при подготовке обучающихся к выполнению практической части КИМов при сдаче ОГЭ по предметам естественно-научного цикла.

Занятия с использованием цифровых лабораторий проходят с неподдельным интересом, ведь можно, именно на практике провести любое исследование. Как знать, может среди тех, кто сегодня делает первые шаги в освоении естественно-научных знаний, завтра появится знаменитый учёный.

В заключение хочется отметить, что реализуемый проект по созданию центров «Точка роста» очень важный и инновационный. Он открывает новые подходы в современном образовании, к которому в настоящее время предъявляются не те требования, которые были вчера.

Прописная истина: для обучающихся качественное образование – реальная путёвка в жизнь, поэтому даже само название «Точка Роста» определяет основные цели, задачи и содержание деятельности организованных центров образования «Точка роста».

Список литературы

  1. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/User/Desktop/статья/статья%203%20зима%202025/Точка%20роста/fizika.pdf (дата обращения: 16.05.2025).
  2. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/User/Desktop/статья/статья%203%20зима%202025/Точка%20роста/ТР_Биология.pdf (дата обращения: 16.05.2025).
  3. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/User/Desktop/статья/статья%203%20зима%202025/Точка%20роста/химия.pdf (дата обращения: 16.05.2025).

Поделиться

136

Александрова О. Ю., Литовкина Л. С. Реализация образовательных программ естественно-научной направленности с использованием оборудования центра «Точка роста» // Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12288-realizaciya-obrazovatelnyh-programm-estestvenno-nauchnoj-napravlennosti-s-ispolzovaniem-oborudovaniya-centra-tochka-rosta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля