Особенности психических состояний подростков с девиантным поведением
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (21), сентябрь '20

Особенности психических состояний подростков с девиантным поведением

В статье рассматриваются особенности психических состояний подростков с девиантным поведением. Подростковый возраст является одним из самых сложный периодов в жизни человека. Именно в это время в связи с физиологическими и психическими изменениями формируются индивидуально-нравственные нормы поведения, девиация.

Аннотация статьи
девиация
психология
девиантное поведение
психические состояния
подростки
Ключевые слова

Изучение психических состояний современной психологии особо остро рассматривается в настоящее время и занимает значительное место среди актуальных проблем современной педагогики. Актуальность рождена самой жизнью.

Впервые понятие «психическое состояние» сформулировал Н.Д. Левитов, который дал ему следующее определение: «Психическое состояние» – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Н.Д. Левитов раскрывает сущность понятия «психическое состояние», а также подчеркивает зависящие ситуации для человека (переживание, деятельность), которые влияют на это состояние. В развитии каждого ребенка наблюдаются те или иные сложности:

  • интеллектуальные (недостаточная память, неуспеваемость, невнимательность, рассеянность и другие);
  • связанные с поведением (агрессивность, упрямство, грубость и другие);
  • эмоциональные (страх, гнев, грусть, тревога, паника, тоска и другие);
  • связанные с общением (вражда, смущение, обидчивость, замкнутость);
  • связанные с чувствами и настроениями (ненависть, возмущение и другие);
  • связанные с волевой составляющей характера (утомление, лень, нерешимость, застенчивость и другие).

Однако самым сложным и проблемным периодом является именно подростковый период (от 11-12 до 15 лет).

Именно в этот период ребенок сталкивается с физиологическими особенностями (рост, половое созревание, которые формируют психику); психологическими трудностями (сильно выражаются потребностями в самопознании и самоопределении, нет уверенности в себе, нет жесткой стойкости характера, так как личность еще находится на стадии развития); социально-психологические трудности (желание быть взрослым, умение взаимодействовать с различными социальными группами и другие).

Цель исследования: сравнить особенности психических состояний у подростков общеобразовательных школ и подростков с девиантным поведением.

Объект исследования: подростки с девиантным поведением.

Предмет исследования: особенности психических состояний подростков с девиантным поведением.

Гипотезой исследования является предположение о том, что подростки с девиантным поведением характеризуются наличием ярко выраженных акцентуаций характера высоким уровнем тревожности, враждебности, агрессивности.

База исследования: МБОУ СОШ № 29 Чувашской Республики, подростки общеобразовательной школы 13-15 лет, в количестве 12 человек и подростки с девиантным поведением в количестве 12 человек. Выборка для исследования была сделана на основе личных дел учащихся, находящихся на учете в школе, как употребляющие алкоголь и т. п., выявленных социальным педагогом.

Сложность подросткового возраста характеризуется опасным и трудным переходом ребенка от детства к отрочеству, от отрочества к юности, когда идет формирование его, как личности, формирование всех жизненно важных процессов, формирование всех индивидуально-нравственных норм поведения, а также девиации.

В психологии термин «девиация» означает отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе.

Именно в подростковом периоде, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым, наблюдается девиантное поведение: курение; употребление алкоголя, наркотиков; воровство; бродяжничество; ранняя половая жизнь; преступные деяния и другие.

Надо понимать, что причинами отклонений от норм поведения подростков могут быть следующие обстоятельства:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильное воспитание;
  • воспитание в неполной семье;
  • конфликты в семье, ссоры;
  • недостаточное участие в воспитании ребенка;
  • воспитание ребенка в условиях сильного подчинения;
  • недостаточный контроль со стороны родителей;
  • нарушение работы центрально-нервной системы;
  • гормональный фон;
  • некорректная работа педагогов;
  • психологические проблемы
  • другие.

Таким образом, в основе девиантного поведения подростков лежат условия воспитания, физическое развитие и социальное окружение.

Девиантное поведение, являясь поведением, отклоняющимся от нормы, само по себе носит ущербный характер, как самой личности, так и окружающим людям: причинение морального, материального ущерба, физическое насилие, причинение боли, вред здоровью.

Разные формы девиантного поведения имеют общие свойства. Одним из таких свойств является деструктивность (разрушительность). Деструктивность тесно связана с такими психическими состояниями человека, как агрессия, враждебность, гнев и др.

На базе МБОУ СОШ №29 Чувашской Республики С целью исследования особенностей психических состояний подростков общеобразовательных школ и подростков с девиантным поведением была проведена диагностика состояния агрессии (Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний») Участвовали подростки 13-15 лет в количестве 12 человек и подростки с девиантным поведением 13-15 лет также в количестве 12 человек вышеуказанной школы. Для исследования была сформирована выборка на основе психологического заключения психолога и социального педагога школы.

Цель диагностики: самооценка собственных психических состояний испытуемыми.

Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний» включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Процедура проведения: каждому испытуемому предлагается анкета из 40 предложений. К ней прилагается инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1,0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подходит - О».

Стимульный материал: бланк анкеты, ручка.

Обработка результатов: подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.

Агрессивность – это не вызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.

Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности – пластичность.

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).

Инструкция: предлагаются различные психические состояния. Если это состояние очень подходит, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.

Результаты проведенной диагностики представлены ниже (рис. 1-4).

Рис. 1. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень агрессии

Из рисунка 1 видно, что общий уровень агрессии по всем параметрам у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательной школы. Хочется отметить также, что высокий уровень агрессии у всех подростков (и у подростков общеобразовательной школы (29% >26%), и у подростков с девиантным поведением (38%>23%) доминирует над низким уровнем агрессии.

Рис. 2. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень тревожности

Из рисунка 2 видно, что высокий и средний уровень тревожности у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательных (45%>35% и 38%>33%), низкий уровень тревожности характеризует подростков общеобразовательных школ (32%>21).

Рис. 3. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень фрустрации

Из рисунка 3, что высокий и низкий уровень фрустрации у подростков общеобразовательной школы ниже, чем у подростков с девиантным поведением (21%<19% и 17%<21%). И наоборот средний уровень фрустрации выше у подростков с девиантным поведением, чем у подростков общеобразовательной школы (21%>17).

Рис. 4. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень ригидности

Из рисунка 4 видно, что высокий и низкий уровень ригидности у подростков общеобразовательной школы ниже, чем у подростков с девиантным поведением (6%<17 и 38%<42%). А средний уровень ригидности у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательной школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень тревожности, агрессии среди учащихся подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательной школы. Поэтому подростки с девиантным поведением более подвержены агрессивности, уровень их тревожности выше. У подростков с девиантным поведением чаще бывают стрессы, депрессии, переживания, вызванные непреодолимыми трудностями, эмоциональная устойчивость.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично: отличительными особенностями подростков с девиантным поведением является высокая степень враждебности и тревожности.

Текст статьи
  1. Байярд Р., Байлрд Д. Ваш беспокойный подросток. ‒ Москва : Просвещение, 1991. – 223 с.
  2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности : Избр. психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, 1995. – 345 с.
  3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. ‒ 9-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. ‒ 940 с.
  4. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. ‒ Москва, 1999. ‒ 235 с.
  5. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). ‒ Москва : Гардарики, 2005. ‒ 349 с.
  6. Ванюхина Н. В . Особенности психических состояний детей подросткового возраста : автореф. дис. …канд. психол. наук : 19.00.13 / Н. В. Ванюхина. – Москва, 2012. ‒ 22 с.
  7. Разживина Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис. …канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. В. Разживина. – Ростов-на-Дону, 2013. – 184 с.
  8. Осташева Е. И. Психологические детерминанты девиации поведения современных подростков : автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.04/ Е. И. Осташева. - Санкт-Петербург, 2018. – 193 с.
  9. Мурзина А. А. Психологические условия формирования жизненных ценностей личности подростков с девиантным поведением : автореф. дис. …канд. психол. наук : 37.04.01 / А. А. Мурзина. - Тольятти, 2018. – 89 с.
  10. Харченко Т. Г. Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития // Научные ведомости. – 2015. - № 6 (203). – С.204-210.
  11. Трифонов О. И. Психические и поведенческие расстройства у осужденных подростков, зависимых от наркотиков (диагностика, организация медицинской помощи, терапия и реабилитация) : автореф. дис. …канд. мед. наук : 14.00.18 / О. И. Трифонов. – Москва, 2008. – 171 с.
  12. Райфшнайдер Т. Ю. Психологическая поддержка подростков с девиантным поведением : автореф. дис. … / Т. Ю. Райфшнайдер канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва, 2008. – 167с.
  13. Такмакова М. В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / М. В. Такмакова. – Москва, 2011. – 293 с.
  14. Цилуйко, M. B. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы. ‒ 2000. ‒ № 1. ‒ С.75‒87.
  15. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии, 1987. № 1. ‒ С. 27-33.
  16. Смирнова, Е. Э., Курлова, В. Ф., Матюшкина, М. Д. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования. ‒ 1999. ‒№ 1. ‒ С. 97-101.
  17. Сергеев, С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. – 1998. ‒ № 11. ‒ С.95-102.
  18. Розин, М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. ‒ 1990. ‒ № 4. ‒ С. 91-99.
  19. Репкин, В. В., Репкина, Г. В., Заика, Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопр. психол. ‒ 1995. ‒ № 1. ‒ C. 13-24.
  20. Трифонов О. И. Психические и поведенческие расстройства у осужденных подростков, зависимых от наркотиков (диагностика, организация медицинской помощи, терапия и реабилитация) : автореф. дис. …канд. мед. наук : 14.00.18 / О. И. Трифонов . – Москва, 2008. – 188 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября