Изучение психических состояний современной психологии особо остро рассматривается в настоящее время и занимает значительное место среди актуальных проблем современной педагогики. Актуальность рождена самой жизнью.
Впервые понятие «психическое состояние» сформулировал Н.Д. Левитов, который дал ему следующее определение: «Психическое состояние» – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Н.Д. Левитов раскрывает сущность понятия «психическое состояние», а также подчеркивает зависящие ситуации для человека (переживание, деятельность), которые влияют на это состояние. В развитии каждого ребенка наблюдаются те или иные сложности:
- интеллектуальные (недостаточная память, неуспеваемость, невнимательность, рассеянность и другие);
- связанные с поведением (агрессивность, упрямство, грубость и другие);
- эмоциональные (страх, гнев, грусть, тревога, паника, тоска и другие);
- связанные с общением (вражда, смущение, обидчивость, замкнутость);
- связанные с чувствами и настроениями (ненависть, возмущение и другие);
- связанные с волевой составляющей характера (утомление, лень, нерешимость, застенчивость и другие).
Однако самым сложным и проблемным периодом является именно подростковый период (от 11-12 до 15 лет).
Именно в этот период ребенок сталкивается с физиологическими особенностями (рост, половое созревание, которые формируют психику); психологическими трудностями (сильно выражаются потребностями в самопознании и самоопределении, нет уверенности в себе, нет жесткой стойкости характера, так как личность еще находится на стадии развития); социально-психологические трудности (желание быть взрослым, умение взаимодействовать с различными социальными группами и другие).
Цель исследования: сравнить особенности психических состояний у подростков общеобразовательных школ и подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: особенности психических состояний подростков с девиантным поведением.
Гипотезой исследования является предположение о том, что подростки с девиантным поведением характеризуются наличием ярко выраженных акцентуаций характера высоким уровнем тревожности, враждебности, агрессивности.
База исследования: МБОУ СОШ № 29 Чувашской Республики, подростки общеобразовательной школы 13-15 лет, в количестве 12 человек и подростки с девиантным поведением в количестве 12 человек. Выборка для исследования была сделана на основе личных дел учащихся, находящихся на учете в школе, как употребляющие алкоголь и т. п., выявленных социальным педагогом.
Сложность подросткового возраста характеризуется опасным и трудным переходом ребенка от детства к отрочеству, от отрочества к юности, когда идет формирование его, как личности, формирование всех жизненно важных процессов, формирование всех индивидуально-нравственных норм поведения, а также девиации.
В психологии термин «девиация» означает отклоняющееся от нормы поведение людей, живущих в обществе.
Именно в подростковом периоде, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым, наблюдается девиантное поведение: курение; употребление алкоголя, наркотиков; воровство; бродяжничество; ранняя половая жизнь; преступные деяния и другие.
Надо понимать, что причинами отклонений от норм поведения подростков могут быть следующие обстоятельства:
- наследственная предрасположенность;
- неправильное воспитание;
- воспитание в неполной семье;
- конфликты в семье, ссоры;
- недостаточное участие в воспитании ребенка;
- воспитание ребенка в условиях сильного подчинения;
- недостаточный контроль со стороны родителей;
- нарушение работы центрально-нервной системы;
- гормональный фон;
- некорректная работа педагогов;
- психологические проблемы
- другие.
Таким образом, в основе девиантного поведения подростков лежат условия воспитания, физическое развитие и социальное окружение.
Девиантное поведение, являясь поведением, отклоняющимся от нормы, само по себе носит ущербный характер, как самой личности, так и окружающим людям: причинение морального, материального ущерба, физическое насилие, причинение боли, вред здоровью.
Разные формы девиантного поведения имеют общие свойства. Одним из таких свойств является деструктивность (разрушительность). Деструктивность тесно связана с такими психическими состояниями человека, как агрессия, враждебность, гнев и др.
На базе МБОУ СОШ №29 Чувашской Республики С целью исследования особенностей психических состояний подростков общеобразовательных школ и подростков с девиантным поведением была проведена диагностика состояния агрессии (Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний») Участвовали подростки 13-15 лет в количестве 12 человек и подростки с девиантным поведением 13-15 лет также в количестве 12 человек вышеуказанной школы. Для исследования была сформирована выборка на основе психологического заключения психолога и социального педагога школы.
Цель диагностики: самооценка собственных психических состояний испытуемыми.
Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний» включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Процедура проведения: каждому испытуемому предлагается анкета из 40 предложений. К ней прилагается инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1,0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подходит - О».
Стимульный материал: бланк анкеты, ручка.
Обработка результатов: подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.
Агрессивность – это не вызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности – пластичность.
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).
Инструкция: предлагаются различные психические состояния. Если это состояние очень подходит, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.
Результаты проведенной диагностики представлены ниже (рис. 1-4).
Рис. 1. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень агрессии
Из рисунка 1 видно, что общий уровень агрессии по всем параметрам у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательной школы. Хочется отметить также, что высокий уровень агрессии у всех подростков (и у подростков общеобразовательной школы (29% >26%), и у подростков с девиантным поведением (38%>23%) доминирует над низким уровнем агрессии.
Рис. 2. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень тревожности
Из рисунка 2 видно, что высокий и средний уровень тревожности у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательных (45%>35% и 38%>33%), низкий уровень тревожности характеризует подростков общеобразовательных школ (32%>21).
Рис. 3. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень фрустрации
Из рисунка 3, что высокий и низкий уровень фрустрации у подростков общеобразовательной школы ниже, чем у подростков с девиантным поведением (21%<19% и 17%<21%). И наоборот средний уровень фрустрации выше у подростков с девиантным поведением, чем у подростков общеобразовательной школы (21%>17).
Рис. 4. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Уровень ригидности
Из рисунка 4 видно, что высокий и низкий уровень ригидности у подростков общеобразовательной школы ниже, чем у подростков с девиантным поведением (6%<17 и 38%<42%). А средний уровень ригидности у подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательной школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень тревожности, агрессии среди учащихся подростков с девиантным поведением выше, чем у подростков общеобразовательной школы. Поэтому подростки с девиантным поведением более подвержены агрессивности, уровень их тревожности выше. У подростков с девиантным поведением чаще бывают стрессы, депрессии, переживания, вызванные непреодолимыми трудностями, эмоциональная устойчивость.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично: отличительными особенностями подростков с девиантным поведением является высокая степень враждебности и тревожности.