Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и в семье

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и в семье

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

детский сад
дошкольное образование
здоровьесберегающие технологии

Аннотация статьи

В статье анализируется актуальность выбранной темы, раскрывается сущность понятий «здоровье», «здоровьесберегающие технологии».

Текст статьи

В статье рассматриваются основные виды и формы здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольных и семейных образовательных учреждениях. Детсадовский возраст признается психологами ответственным и важным этапом в формировании личности человека. В этом возрасте усиливаются различные способности, формируются нравственные качества и развиваются черты личности. Уже в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, тем самым способствуя активному формированию и развитию, и для того, чтобы детально разобраться в сути выбранной темы исследования, необходимо, чтобы понять в общих чертах, что такое здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Еще в древности ученые обращались к этому понятию и пытались его идентифицировать, например, Пифагор писал, что здоровье – это гармония, равновесие, а болезнь – это нарушение гармонии. В. С. Басырова в современном понимании трактует понятие здоровья как естественное состояние организма, которое характеризуется отсутствие каких-либо болезненных изменений, происходящих под влиянием биологических и социальных факторов. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – одна из основных задач, обозначенных в нормах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассмотрим понятие «здоровьесберегающие технологии». Многие авторы имеют в виду, что данное понятие представляет собой систему мер, включающую взаимодействие всех элементов образовательной среды с целью сохранения здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. ФГОС по определению здоровьесберегающих технологий – это совокупность методов, мероприятий и организационных условий в образовательной среде детского сада, направленных на сохранение и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, родителей), современных передовых технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все, что задействовано в образовательном процессе в дошкольных учреждениях, называется здоровьесберегающими технологиями. Использование таких технологий имеет двоякую направленность: – формирование основ валеологической культуры у дошкольников, т. е. научить их заботиться о собственном здоровье; – организовать образовательный процесс в детском саду без негативного влияния на здоровье детей. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования здоровьесберегающие технологии прекрасно сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, различными способами дополняя их для проведения оздоровительной работы. Использование таких технологий решает следующие задачи:

  • создание основы для физического здоровья дошкольников;
  • повышение уровня психического и социального здоровья учащихся;
  • профилактика и реабилитация;
  • ознакомление с основами здорового образа жизни;
  • формирование навыков.

Давайте рассмотрим основные виды здорового образа жизни. здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольном учреждении и семье:

  1. Лечебно-профилактические технологии обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольных учреждений в соответствии с медицинскими требованиями и стандартами использования медицинских изделий;
  2. Технологии физического воспитания и здравоохранения направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;
  3. Технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье ребенка, направлены на обеспечение эмоционального комфорта и положительного психологического самочувствия ребенка во время общения с друзьями и взрослыми в детском саду и семье;
  4. Технологии сохраняют здоровье и обогащают здоровье учителей. На улучшение здоровья новорожденных и их благоприятное физическое развитие влияет весь образ жизни ребенка в детском саду, внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника;
  5. Валеологические образовательные технологии родителей. Поскольку родители являются главным объектом образовательного процесса, именно они несут ответственность за правильную организацию распорядка дня ребенка, уделяя особое внимание его здоровью и развитию, поскольку от этого зависит настроение ребенка и состояние его физического комфорта. В рамках данной технологии проводится информационно-просветительская работа родителей;
  6. Здоровьесберегающая образовательная технология. Данный вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.

Существуют также формы здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении и семье:

  • утренняя зарядка;
  • самомассаж;
  • подвижные и спортивные игры;
  • ароматерапия, релаксация;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательные упражнения;
  • динамические паузы и другие.

Взаимодействие с семьями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в дошкольных учреждениях также осуществляется посредством информации от имени родителей, где освещаются заголовки об улучшении здоровья дошкольников. Также имеется информационный стенд для медицинских работников по профилактической работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Педагоги также вовлекают родителей в дошкольное физическое воспитание и массовые мероприятия (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, дни и недели здоровья и т. д.). Проводятся консультации и беседы с родителями по вопросам здоровья. Поэтому мы отмечаем, что эффективность положительного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методик, сколько их грамотной «интеграцией» в общую систему, направленную на принесение пользы для здоровья детей и учителей и достижения единства целей и задач. В то же время семья является активным участником образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Список литературы

  1. Султанмуратова Ф.Р. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – № 1.
  2. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. – 2004. – № 1. – С. 23-27.
  3. Басырова В.Ш. Понимание здоровья с точки зрения различных научных подходов / В.Ш. Басырова // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2011. – № 1 (44). – C. 91-94. – ISSN 1993-5552.

Поделиться

102

Багно А. А., Лангавая Л. Ю., Катунина И. Н. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и в семье // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). Ч.III. С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/12297-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-dou-i-v-seme

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля