Корыстно-насильственная преступность, как и любая другая, формируется под влиянием множества факторов. Причинами и условиями такого вида преступности могут быть как социально-экономические условия (в частности, тяжелое материальное положение, отсутствие образования и т. д.), так и личные качества человека (например, патологическая склонность к насилию).
Общегосударственные причины корыстно-насильственной преступности выражены, в том числе и в уровне безработицы, что часто приводит к экономическим трудностям и повышает риск совершения преступлений для получения материальной выгоды за счет чужого имущества (а иногда даже для выживания).
И. О. Финогенов по этому поводу подчеркивает: «Безработные люди часто оказываются в сложной жизненной ситуации, которая может привести к ухудшению их финансового положения, социальной изоляции и психологическому давлению. В таких условиях люди могут стать более склонными к совершению преступлений, чтобы получить деньги или улучшить свое положение» [10, с. 318].
Тот факт, что уровень безработицы коррелирует с уровнем корыстно-насильственной преступности подтверждается статистическими данными.
Рассмотрим данное утверждение на региональном уровне (на примере Забайкальского края). И так, уровень безработицы населения в Забайкальском крае в среднем в процентах за последние три года [9] был следующим:
Таблица
Динамика уровня безработицы по Забайкальскому краю за период с 2022 по 2024 гг.
Показатель | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. |
Уровень безработицы по Забайкальскому краю | 8.7% | 6.9% | 5% |
Наблюдается постепенное и постоянное снижение рассматриваемого показателя: «В Забайкальском крае наблюдается стабильное снижение уровня безработицы. По итогам 2024 года уровень безработицы в Забайкальском крае снизился на 2 процентных пункта и составил 5%. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края отмечает положительную динамику и выражает уверенность в дальнейшем снижении безработицы» [8].
Снижение наблюдается и в уровне корыстно-насильственной преступности в данном регионе; анализ статистических показателей в отношении числа грабежей, разбоев и вымогательства, совершенных с применением насилия [4, 5], показывает, преступность снизилась соответственно на 18.69%, 4.55% и 30.77% в сравнении с прошлым годом.
Безусловно, безработица выступает лишь как одна из детерминант корыстно-насильственной преступности и влияет на неё лишь частично.
Ряд авторов – О. А. Маркова, Л. Б. Ковальчук, М. С. Кошелев – в качестве условия роста преступности называет социально-экономические недоработки Забайкальского края: «Низкий уровень результативности социально-экономических процессов в Забайкальском крае, не обеспечивающий удовлетворения наиболее важных для нормальной жизнедеятельности потребностей населения, обусловливает рост преступности, увеличивает уровень виктимизации населения» [3, с. 63].
Все вместе это создает условия для возникновения корыстной преступности, которая в отдельных случаях сопровождается применением насилия.
Об этом говорит и Е. Ю. Стрижов: «В совокупности все причины приводят к социально-нравственной деформации, под которой понимаются негативные, необратимые процессы, развивающиеся в сознании человека, и выражающиеся в подмене правильных, нравственных установок на неправильные, не соответствующие нормам морали и нравственности, установленным в обществе» [7, с. 42].
Изучение этих причин и условий является необходимым этапом профилактики преступлений против собственности, совершенных с применением насилия (грабеж, разбой, вымогательство). Схожего мнения придерживается и Я. Д. Эпова: «Знание причин корыстных преступных посягательств против собственности и условий, способствующих их совершению, является одним из условий, позволяющих не только глубоко и всесторонне исследовать участников противоправных деяний, но и в определенной мере изучить структуру личности участников корыстных преступлений и на основе этого определить наиболее эффективные меры профилактического воздействия» [11, с. 18].
И. В. Пикин в своей работе предлагает следующие меры предупреждения грабежа: «1) по нормализации социально-экономической обстановки в стране, устранению причин, создающих предпосылки для совершения преступлений; 2) профилактика детской безнадзорности, выявлению трудных подростков, расширение возможностей для молодежного досуга; надзор за трудными подростками; 3) развитие правовой культуры населения, пропаганда законопослушного образа жизни; 4) развитие законодательства в сфере прав граждан на вооруженную самооборону; 5) установка систем видеонаблюдения в общественных местах» [6, с. 82].
Предполагается, что данные меры могут способствовать предотвращению и иных деяний, входящих в группу корыстно-насильственной преступлений.
Отметим, что специфической единой программы превентивных мер в данной сфере не имеется; каждый субъект федерации с учетом региональных особенностей разрабатывает и производит соответствующий комплекс работ.
В Забайкальском крае в рамках борьбы с преступностью (в том числе корыстно-насильственной направленности) реализуются различные меры указанной направленности. Так, принята районная целевая программа о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2023-2024 года [2], Программа «Профилактика правонарушений на территории городского поселения «Забайкальское» на 2024–2027 г.» [1] и др. В рамках последней запланирована долгосрочная реализация комплекса мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в направлении формирования их законопослушного поведения и правового воспитания.
В рассматриваемом регионе достаточно много внимания уделяется предотвращению посягательств корыстно-насильственной направленности, но, к сожалению, определенный уровень преступности сохраняется, что говорит о необходимости совершенствовать профилактическую работу, адаптируя ее под современные реалии.
В заключение необходимо отметить, что причин корыстно-насильственной преступности достаточно много и каждая из них так или иначе влияет на ее уровень.
Сегодня нет единого подхода к устранению причин и условий совершения такого рода посягательств; каждый субъект федерации, используя общепринятые профилактические меры, на региональном и местном уровнях разрабатывает собственные программы, в которых учитываются специфические социально-экономические характеристики данной местности.