Взаимодействие учителя логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР. Задача всех педагогов и специалистов, работающих с детьми с расстройствами речевого развития, – максимально облегчить процесс коррекционной и образовательной деятельности, сделать его интересным и увлекательным для ребенка. Для реализации эффективного взаимодействия педагогов и специалистов должны быть созданы необходимые условия. Многие задачи по коррекции речевой деятельности решаются совместно учителем-логопедом с воспитателями: формирование фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических функций, но ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Воспитатель закрепляет навыки правильной речи у детей. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребёнка. Таким образом, создаются условия для многократности повторения и закрепления лексико-грамматических категорий как на занятиях, так и вне их. Возможности развития лексико-грамматического строя становятся поистине неисчерпаемыми, когда воспитатель и логопед одновременно работают над одной лексической темой.
Задача всех педагогов и специалистов, работающих с детьми с расстройствами речевого развития, – максимально облегчить процесс коррекционной и образовательной деятельности, сделать его интересным и увлекательным для ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии интеграции усилий всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям. Такое взаимодействие осуществляется по всем направлениям коррекционной и образовательной деятельности всеми педагогами. Специалистом, организующим взаимодействие всех педагогов в группах компенсирующей направленности, является учитель-логопед. Рекомендации учителя-логопеда обязательны для выполнения всеми педагогами, работающими с детьми. От качества совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого ребенка, что влияет на полноценное развитие дошкольника.
Для реализации эффективного взаимодействия педагогов и специалистов должны быть созданы необходимые условия:
- хорошее знание программ, целей и задач коррекционной деятельности всеми педагогами;
- понимание каждым педагогом своих функций;
- единые требования при выполнении коррекционных задач;
- специальное образование, повышение квалификации через самообразование и методическую работу.
Целями взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических категорий являются:
- поиск лучших вариантов работы с конкретной группой/подгруппой и каждым ребёнком в отдельности;
- организация занятий так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые даёт детям воспитатель, и наоборот;
- обучение детей правильному восприятию и воспроизведению слов;
- расширение словарного запаса дошкольников;
- помощь детям в развитии мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций: мышления, воображения, внимания, памяти;
- формирование связной, эмоционально окрашенной речи у воспитанников.
Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя это:
- Совместное комплексно-тематическое планирование. Где педагоги обсуждают и выбирают лексический материал, а также формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы.
- Оформление логопедического уголка согласно планированию. В нём находятся альбомы, карточки, настольно-печатные игры по лексическим темам. А также игры на развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики. Работа с детьми по заданию логопеда в вечернее время. Индивидуальные или подгрупповые занятия проводятся во второй половине дня после полдника, отрабатывается материал, рекомендованный логопедом.
- Интегрированные занятия. Логопед разрабатывает и проводит занятие, а воспитатель активно участвует в подготовке и проведении.
Разграничение функций логопеда и воспитателя
Воспитателю, прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному развитию его.
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования, учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков. Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.
Учитель-логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем. Занятия по изобразительной деятельности, проводимые учителем-логопедом, имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставляемым учителем-логопедом. Воспитатель должен оказывать помощь учителю-логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных учителем-логопедом.
Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Учитель-логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматические категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель-логопед. Задания фиксируются в «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности», где воспитатель, выполнив данные логопедом коррекционно-развивающие игры и упражнения с конкретным ребенком, фиксирует в графе «Примечания» результат об их результативности.
Многие задачи по коррекции речевой деятельности решаются совместно учителем-логопедом с воспитателями: формирование фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических функций, но ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Воспитатель закрепляет навыки правильной речи у детей. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребёнка.
Таким образом, создаются условия для многократности повторения и закрепления лексико-грамматических категорий как на занятиях, так и вне их.
Возможности развития лексико-грамматического строя становятся поистине неисчерпаемыми, когда воспитатель и логопед одновременно работают над одной лексической темой.