Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
Интеграция психологических практик в педагогический процесс хореографического ко...

Интеграция психологических практик в педагогический процесс хореографического коллектива: осознанность, визуализация и эмоциональная экспрессия

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

хореографическое образование
педагогический процесс
осознанность
визуализация
эмоциональная экспрессия
психологические практики
танцевальная педагогика

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль психологических практик в оптимизации педагогического процесса хореографического коллектива. Анализируются такие методы, как осознанность (mindfulness), визуализация и эмоциональная экспрессия, их влияние на техническое мастерство, эмоциональную устойчивость и когнитивное развитие обучающихся. Обосновывается необходимость интеграции данных методик в традиционную систему хореографического образования для повышения его эффективности. Приводятся примеры упражнений и их педагогическая адаптация.

Текст статьи

Современная хореографическая педагогика сталкивается с необходимостью поиска инновационных подходов, способствующих не только совершенствованию технических навыков, но и гармоничному развитию личности обучающихся. В условиях возрастающих требований к исполнительскому мастерству и психоэмоциональной устойчивости танцоров традиционные методы обучения требуют дополнения психологически ориентированными практиками.

Особую актуальность приобретают техники, направленные на развитие осознанности, визуализации и эмоциональной экспрессии, доказавшие свою эффективность в спорте, психотерапии и художественном образовании. Их внедрение в хореографический педагогический процесс способствует формированию не только двигательных, но и когнитивно-аффективных компетенций, необходимых для сценической деятельности.

Педагогический процесс в хореографическом коллективе представляет собой сложную систему, включающую целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Его эффективность во многом зависит от способности сочетать техническую подготовку с психологическим сопровождением обучающихся. В пространстве хореографического коллектива педагогический процесс приобретает отличительные черты, обусловленные синтезом эстетического, физического и эмоционального начала, присущего искусству танца. В данной образовательной среде приоритетной задачей становится не только овладение технической базой хореографического движения, но и формирование выразительности, музыкально-ритмического слуха, артистической убедительности, а также воспитание дисциплины и чувства ответственности в рамках групповой творческой деятельности.

Современная хореографическая педагогика сталкивается с задачей поиска эффективных подходов, обеспечивающих не только совершенствование технической подготовки учащихся, но и поддержку их психоэмоционального состояния. Одним из актуальных направлений в этом контексте выступает внедрение в образовательный процесс практик осознанности (mindfulness), представляющих собой целенаправленную фокусировку внимания на настоящем моменте без вовлечения в оценочные суждения. Осознанные практики получили широкое распространение в таких областях, как спорт, медицина и педагогика, что обусловлено их положительным влиянием на когнитивную и эмоциональную регуляцию.

Осознанность (mindfulness) как практика концентрации на текущем моменте без оценочного суждения находит применение в хореографии для снижения стресса, улучшения концентрации и развития телесной осознанности. Исследования подтверждают, что регулярное выполнение дыхательных упражнений и техник «сканирования тела» способствует снижению тревожности и повышению точности движений. Например, упражнение «Минута тишины», заключающееся в наблюдении за дыханием, помогает танцорам настроиться на занятие и снизить уровень волнения перед выступлениями.

Визуализация – мысленное воспроизведение движений и образов – активирует те же нейронные сети, что и реальное выполнение действия (идеомоторный эффект). Это позволяет улучшить координацию, выразительность и запоминание сложных хореографических композиций. Педагогически оправдано использование визуализации на этапе разучивания новых элементов. Упражнение «Представь себя успешным» направлено на формирование позитивных установок и снижение страха ошибки.

Эмоциональная экспрессия предполагает осознанное выражение эмоций через движение, мимику и пластику. Данная практика способствует раскрытию артистизма, развитию эмпатии и снижению психологической скованности. В групповых занятиях эффективны упражнения, такие как «Эмоция дня», где участники передают заданное эмоциональное состояние через танец, что усиливает сплоченность коллектива и обогащает художественную выразительность.

Интеграция этих методов в структуру занятий требует поэтапного подхода. На начальном этапе осваиваются базовые техники (дыхание, концентрация), затем они сочетаются с двигательными заданиями, а на завершающей стадии включаются в репетиционный процесс и сценическую практику.

Применение психологических практик в хореографическом образовании открывает новые возможности для повышения эффективности педагогического процесса. Осознанность, визуализация и эмоциональная экспрессия не только улучшают техническое мастерство, но и способствуют психоэмоциональному благополучию обучающихся.

Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка дифференцированных программ интеграции данных методик с учетом возрастных, индивидуальных и стилевых особенностей хореографического обучения.

Комплексное и методически выверенное использование упомянутых техник создаёт благоприятную среду для целостного развития обучающихся, где одновременно получают импульс к развитию как технические навыки, так и эмоционально-волевые и когнитивные компоненты танцевального мастерства. Такой подход способствует не просто формальному овладению дисциплиной, но и её глубокому проживанию, превращая процесс обучения в пространство самопознания, художественного роста и психоэмоциональной стабилизации. Следовательно, интеграция психологических практик в педагогическую модель хореографического образования открывает широкие горизонты для обновления методических стратегий двигательного воспитания и эстетического формирования личности в современном образовательном контексте.

Список литературы

  1. Вайзман С. Тело и движение в психотерапии: Основы телесно-ориентированного подхода. – М.: Когито-Центр, 2010. – 256 с.
  2. Никитина Е.И. Содержание и формы реализации совместной художественно – творческой деятельности педагога – хореографа и учащегося в системе дополнительного образования» / Сб. научных трудов. «Культура и образование на пороге ХХI века»; г. Кудымкар, Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2006. – С. 93-99.
  3. Нордин-Бейтс С., Оверби Л. Psychological preparation in dance: A study. // Journal of Dance Medicine & Science. – 2014. – Vol. 18(2). – P. 55-62.
  4. Осипов Н.Е. Психологические техники в обучении. – М. : Просвещение, 2007. – 240 с.
  5. Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик // Человек.ru. 2017. № 12. С. 13-33.

Поделиться

54

Остапчук Д. Д. Интеграция психологических практик в педагогический процесс хореографического коллектива: осознанность, визуализация и эмоциональная экспрессия // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). Ч.III. С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/12310-integraciya-psihologicheskih-praktik-v-pedagogicheskij-process-horeograficheskogo-kollektiva-osoznannost-vizualizaciya-i-emocionalnaya-ekspressiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля