Одним из ключевых показателей эффективности государства является уровень развития ее экономики. Экономическая теория рассматривает экономику государства как систему, где все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств находятся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти. Ее главная цель – создание эффективной и конкурентоспособной хозяйственной системы.
По данным Росстата, в 2024 году российская экономика выросла на 4,1%. Это достаточно высокая динамика, особенно в условиях тех внешнеэкономических ограничений, в которых сейчас она функционирует. Наиболее значимым фактором развития экономики в последние три года является реальный сектор. Именно существенный рост промышленного производства в основном и предопределил общий показатель экономического роста [1].
Экономика России делится на два сектора:
- реальный сектор – часть экономики, направленная на создание товаров и услуг материального или нематериального характера, способные удовлетворять потребности общества;
- финансовый сектор – в ней происходит перераспределение капитала и обслуживание реального сектора. В нее входят банковские организации, фондовые биржи и т. д.
В свою очередь реальный сектор экономики формируется из ряда отраслей: добыча полезных ископаемых, промышленность, сельское хозяйство и продовольственная промышленность, строительство, транспорт и связь, наука и технологии, торговля и услуги, энергетика.
Являясь основой любой экономики, реальный сектор нуждается в обеспечении его экономической безопасности. Экономическая безопасность неразрывно связана с обеспечением транспортной безопасности, которая в данном случае понимается как отсутствие опасности в сфере оказания транспортных услуг для развития отраслей экономики.
Транспортная безопасность оказывает влияние на реальный сектор экономики следующими способами:
- создание доверия у населения и бизнеса. Безопасный транспорт способствует увеличению поставок и перевозок грузов и людей. Каждая авария или чрезвычайная ситуация на транспорте несет негативные последствия и для отдельной компании, так и для экономики государства в целом;
- поддержание и развитие единого экономического пространства. Прочные связи районов страны с помощью транспортной инфраструктуры являются катализатором для развития местного, регионального и государственного рынков;
- влияние на эффективность производства. Безопасные и качественные транспортные услуги определяют развитие производства, бизнеса и социальной сферы. Быстрые и безопасные доставки оказывают положительный эффект на экономику.
Коллектив авторов В. Малов, Б. Мелентьев и В. Ионова в своем исследовании отмечают, что транспортный комплекс России и существующие на сегодняшний день проблемы транспортной безопасности рассматриваются нами в контексте обеспечения экономической безопасности страны в целом и понимаются как отсутствие опасностей (ограничений) в сфере оказания транспортных услуг для развития различных отраслей экономики [2, с. 120].
К основным проблемам обеспечения транспортной безопасности можно отнести:
- отсутствие или недостаточность провозной способности отдельных участков путей сообщения;
- сложные условия транзита через третьи государства;
- отсутствие транспорта;
- высокая тарифная нагрузка;
- недостаточный уровень безопасности перевозок по определенным путям и направлениям.
Согласимся с мнением авторов о том, что приоритетную важность имеет первая проблема, другие проблемы также важны, но разработка мер по их решению может быть достигнута в достаточно короткие сроки. К примеру, недостающие транспортные средства уже массово приобретаются из Китая.
Недостаточность провозной способности сегодня стала более актуальной. После введения экономических санкций со стороны стран Запада Россия в стремлении найти новых партнеров, начала переориентацию экономики на Восток. Наиболее важными способами доставки грузов является железнодорожный транспорт, который сегодня представлен Байкало-Амурской магистралью, и Транссибирской магистралью.
Президент России Владимир Путин отмечал, что в 2024 году провозная способность магистрали составила почти 42 млн тонн [3]. Основная проблема заключается в том, что некоторые участки являются однопутными, что существенно замедляет проезд длинных грузовых составов во встречном направлении. Несмотря на то, что за последние 12 лет пропускная способность магистрали выросла в 3 раза, развитие БАМа продолжается. Планируется, что к 2030 году провозная способность Восточного полигона, объединяющего БАМ и Транссибирскую магистраль, достигнет 210 миллионов тонн, а к концу 2032 года – 270 миллионов тонн в год. Основная задача – создание «дублера» Транссибирской магистрали – Севсиба. Данное решение является ключом к увеличению транспортной безопасности и организации «моста» между азиатской и европейской частью страны, способного перевозить до 1 млн грузовых контейнеров в год.
В заключении стоит отметить, что эффективная и безопасная работа федеральной транспортной инфраструктуры возможна при ее сопряжении с региональными транспортными сетями, что создает условия для стимулирования экономики государства. Особенно это важно для восточных регионов России, где формирование цены конечного продукта находится в зависимости от транспортной безопасности.