Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

несовершеннолетние правонарушители
уголовная ответственность
наказание
реабилитация
индивидуальный подход
ювенальная юстиция
профилактика
альтернативные меры
цифровизация правосудия

Аннотация статьи

В статье рассматривается особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в контексте российской и международной практики. Акцент сделан на необходимости индивидуального подхода, обусловленного психофизиологическими и социальными особенностями подростков. Анализируются положения российского законодательства, включая статью 87 УК РФ, а также нормы зарубежных стран, направленные на гуманизацию мер воздействия. Отмечается важность применения альтернативных мер наказания и реабилитационных программ. Особое внимание уделяется цифровизации судебных процессов и использованию современных технологий, способствующих адаптации несовершеннолетних. Подчеркивается значение межведомственного взаимодействия для повышения эффективности правосудия.

Текст статьи

Значение социально-культурной среды для динамичного развития общественных отношений достаточно велико [2, с. 51].

Вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних представляют собой одну из ключевых тем в области уголовного права. Учитывая специфику психологии и поведения подростков, а также их уязвимость перед воздействием внешней среды, становится очевидным, что применение стандартных подходов к наказанию в отношении данной категории лиц может быть недостаточно эффективным. Современное общество сталкивается с вызовами, связанными с ростом преступности среди молодежи, что требует разработки новых методов и подходов, учитывающих индивидуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей.

Уголовная ответственность несовершеннолетних представляет собой правовой механизм, регулирующий поведение подростков, нарушивших нормы уголовного закона. Согласно статье 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, она применяется к лицам в возрасте от 14 до 18 лет. Этот возрастной диапазон обусловлен особыми психофизиологическими особенностями подростков, которые, хотя и обладают базовым пониманием законов, часто не осознают в полной мере последствий своих действий. В 2021 году в России было зарегистрировано около 20 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними, что составляет 6% от общего числа преступлений. Эти данные подчеркивают важность разработки и применения мер воздействия, учитывающих специфику подростковой психологии. Гулякевич отмечает, что в уголовном праве установлены особенности уголовной ответственности и наказания ребенка [1], что подчеркивает необходимость адаптации правовых норм к специфике подростков. Например, в Уголовном кодексе Республики Беларусь нормы, касающиеся таких особенностей, сосредоточены в самостоятельном разделе – V, именуемом «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет». Это свидетельствует о том, что комплексный подход к правовым нормам может способствовать более эффективному решению вопросов, связанных с уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Одной из ключевых особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних является возможность освобождения от наказания при примирении с потерпевшим и возмещении ущерба, что применяется ограниченно к взрослым правонарушителям. Для несовершеннолетних предусмотрены специальные меры воздействия, такие как направление в специализированные воспитательные учреждения, недоступные взрослым правонарушителям. Международная практика подтверждает необходимость особого подхода: более 80% стран мира имеют отдельные судебные системы или процедуры для несовершеннолетних, что подчеркивает их уникальное положение в рамках уголовного права. Эти меры направлены на реабилитацию и социальную адаптацию подростков, а не только на наказание. При этом важно отметить, что обеспечение полноценной защиты несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) является важной задачей. В этом контексте внесение в закон нормы о том, что защищать подростков могут лишь адвокаты с определенным стажем работы, могло бы значительно улучшить процесс защиты несовершеннолетних.

Международные стандарты в области уголовной ответственности несовершеннолетних основываются на принципах гуманизма, индивидуального подхода и защиты прав ребенка. Одним из ключевых документов является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году, которая обязывает государства-участники обеспечивать защиту несовершеннолетних от жестокого обращения и предоставлять правосудие, учитывающее их возраст и потребности. Этот документ подчеркивает необходимость создания специализированных систем правосудия для несовершеннолетних, которые способствуют их реабилитации и социальной адаптации. Европейские стандарты, такие как Руководящие принципы ООН по предотвращению преступности среди несовершеннолетних, дополняют эти положения, акцентируя внимание на применении альтернативных мер наказания, включая воспитательные программы. Это позволяет минимизировать негативные последствия уголовного преследования для подростков. Вместе с тем, «проблеме осознания уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних не посвящено ни одного комплексного исследования» [2]. Важно учитывать, что комплексный подход к изучению этой темы может способствовать более глубокому пониманию и улучшению существующих систем правосудия для несовершеннолетних.

Сравнительный анализ показывает, что подходы к уголовной ответственности несовершеннолетних значительно различаются в зависимости от правовой системы страны. В Соединенных Штатах действует система ювенальной юстиции, которая ориентирована на реабилитацию и интеграцию несовершеннолетних в общество, однако в некоторых штатах сохраняются строгие меры наказания, включая возможность привлечения к ответственности как взрослых. В странах Европы, таких как Германия и Франция, преобладают восстановительные подходы, направленные на медиацию, участие в общественных работах и воспитательные меры. Эти подходы демонстрируют высокую эффективность в снижении рецидивов и способствуют социальной адаптации подростков. Таким образом, международный опыт подчеркивает важность гибкости и индивидуальности в подходах к уголовной ответственности несовершеннолетних.

Статистические данные подтверждают стремление системы правосудия к гуманизации наказаний для несовершеннолетних. Согласно информации Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2020 год, около 60% несовершеннолетних, осуждённых за преступления, получили наказания, не связанные с лишением свободы. Это свидетельствует о приоритете мер, способствующих реабилитации и социальной адаптации молодых правонарушителей, что играет ключевую роль в предотвращении рецидивов. Важно отметить, что система профилактики преступности и правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей соответствовали как особенностям личности правонарушителя, так и обстоятельствам правонарушения [3].

Кроме традиционных видов наказаний, российская система уголовного правосудия предусматривает применение альтернативных мер уголовной ответственности для несовершеннолетних. Одной из таких мер является направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Эти учреждения сочетают образовательные программы с мерами коррекции поведения, что позволяет эффективно воздействовать на правонарушителей и способствует их социальной реабилитации. Эффективность этих мер подтверждается их способностью предотвращать рецидивы и содействовать социальной интеграции несовершеннолетних. Важно отметить, что «особое внимание к правам ребенка уделяется не только в международных, но и в национальных нормативных актах РФ. Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и обязанностью государства их защищать. Это подчеркивает значимость комплексного подхода к вопросам правосудия в отношении несовершеннолетних, где образовательные и воспитательные меры играют ключевую роль.

Современная правоприменительная практика в отношении несовершеннолетних сталкивается с рядом значительных трудностей, требующих внимания и анализа. Согласно данным ЮНИСЕФ, в 2020 году около 1 миллиона несовершеннолетних находились в местах лишения свободы по всему миру, что подчеркивает необходимость пересмотра подходов к наказанию. Существующая система не всегда учитывает возрастные и психологические особенности данной категории правонарушителей. В России в 2019 году около 70% несовершеннолетних правонарушителей после освобождения снова совершали преступления, что свидетельствует о недостаточной эффективности реабилитационных программ. Верховный Суд РФ в 2021 году отметил, что суды часто назначают несовершеннолетним наказания, не принимая во внимание их индивидуальные особенности, что может негативно сказываться на дальнейшей социальной адаптации. Васкэ Е. В. подчеркивает, что определение индивидуальности несовершеннолетнего должно носить комплексный характер и будет максимально полным при установлении профессиональным психологом, привлеченным к расследованию, психологической мотивации поведения подростка в юридически значимых ситуациях [4]. Учитывая это, важно интегрировать психологические аспекты в процесс правоприменения, чтобы повысить эффективность реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Для повышения эффективности правоприменительной практики в отношении несовершеннолетних необходимо внедрение новых подходов и программ. ЮНИСЕФ рекомендует программы восстановительного правосудия, которые в 90% случаев снижают вероятность повторного правонарушения. Примером успешной реализации подобных инициатив является программа «Медиация и восстановительное правосудие» в Германии, которая в 2020 году позволила сократить количество несовершеннолетних в местах лишения свободы на 25%. В России пилотный проект по созданию ювенальных судов в Москве, реализованный в 2018 году, продемонстрировал, что специализированные суды более эффективно справляются с делами несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности. Эти примеры подчеркивают важность адаптации правоприменительных практик к потребностям несовершеннолетних для их успешной реабилитации и снижения уровня рецидивов.

Введение цифровых технологий в уголовный процесс для несовершеннолетних представляет собой значительный шаг вперед в повышении эффективности и справедливости судебных процедур. В 2020 году в России были запущены пилотные проекты, включающие использование видеоконференцсвязи при рассмотрении дел несовершеннолетних обвиняемых. Это нововведение позволило сократить сроки рассмотрения таких дел на 15%, что особенно важно для несовершеннолетних, так как длительное ожидание может негативно сказаться на их психологическом состоянии и социальной адаптации. Применение видеоконференцсвязи также минимизирует необходимость транспортировки обвиняемых, что снижает стресс и позволяет сосредоточиться на сути судебного процесса. Таким образом, цифровизация судебных процедур способствует более гуманному подходу к правосудию в отношении несовершеннолетних.

Цифровизация оказывает значительное влияние на исполнение наказаний, назначаемых несовершеннолетним правонарушителям. Одним из наиболее заметных примеров является внедрение электронных браслетов для контроля передвижения. В 2020 году в странах Европы использование таких технологий позволило сократить уровень нарушений условий наказания на 20%. Это достижение демонстрирует, что цифровые технологии могут стать важным инструментом в обеспечении соблюдения условий наказания, не прибегая к более строгим мерам, таким как лишение свободы. При этом такие меры способствуют социальной адаптации несовершеннолетних, предоставляя им возможность оставаться в привычной среде, что положительно сказывается на их реабилитации. Важно отметить, что определены условия смягчения уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних, возместивших причиненный вред [5]. Это подчеркивает значимость комплексного подхода к наказаниям, который учитывает как использование технологий, так и возможность смягчения последствий для правонарушителей.

В некоторых странах предпринимаются шаги для улучшения ситуации, несмотря на существующие проблемы. В Великобритании, например, в 2021 году цифровые образовательные платформы были внедрены в 20% исправительных учреждений для несовершеннолетних, что способствовало улучшению образовательного процесса и реабилитации подростков. Вместе с тем, «несмотря на постоянное развитие, совершенствование института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, и в нем имеются некоторые пробелы» [6].

В рамках проведённого исследования были выделены ключевые аспекты, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних. Установлено, что психологические особенности подросткового возраста требуют особого подхода в правоприменительной практике. Международные стандарты, такие как Конвенция ООН о правах ребёнка, подчёркивают необходимость применения мер, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию, что подтверждается сравнительным анализом правовых систем различных стран.

Для решения выявленных проблем необходимо разработать комплексный подход, включающий индивидуализацию наказаний, акцент на реабилитационные меры и активное использование цифровых технологий. Внедрение образовательных программ, направленных на профилактику правонарушений, также может способствовать снижению уровня рецидивов. Важно наладить взаимодействие между судебными органами, образовательными учреждениями и социальными службами для создания эффективной системы поддержки несовершеннолетних правонарушителей.

Список литературы

  1. Гулякевич Д.Л. Особенности допроса несовершеннолетних // [б. ж.]. – [б. м.], 2014. – [б. с.].
  2. Маркунцов С.А. Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2007. – [б. с.].
  3. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы двадцатой международной научно-практической конференции / под ред. Д.Л. Проказина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2022. – Ч. 2. – 275 с.
  4. Васкэ Е.В. Психология взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними (правонарушителями и потерпевшими по половым преступлениям) при допросе: Автореф. дис., докт. психолог. наук. – Москва, 2011. – [б. с.].
  5. Коробкин А.В. Возмещение вреда как средство уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Рязань, 2019. – [б. с.].
  6. Карпук Л.А. Проблемы совершенствования законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и практики его применения // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – [б. г.]. – [б. м.]. – [б. и.].

Поделиться

52

Гримайло Д. В. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). Ч.II. С. 21-25. URL: https://apni.ru/article/12315-osobennosti-ugolovnoj-otvetstvennosti-i-nakazaniya-nesovershennoletnih

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля