Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
Особенности детей с задержкой психического развития

Особенности детей с задержкой психического развития

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

задержка психического развития
эмоционально-волевая сфера
инфантилизм
конституционный генезис
соматогенный генезис
психогенный генезис
церебрально-органический генезис

Аннотация статьи

Статья посвящена теме особенностям и классификациям детей с задержкой психического развития. Данная категория детей имеет нарушения внимания, восприятия, памяти, речи, мышления. Поэтому дети с задержкой психического развития заслуживают особого внимания.

Текст статьи

В российском обществе XXI века наблюдаются устойчивые процессы возрастания числа детей с нарушениями психологического развития разнообразного характера. Приоритетной целью современных школ, семейных воспитательных стратегий и центральной задачей полномасштабной государственной политики в рамках ключевых направлений национальной образовательной программы становится полноценное формирование личности каждого ребёнка. Основную часть этой категории составляют дети с диагнозом задержки психологического развития, проявляющейся в значительном замедлении созревания различных когнитивных функций и социальной адаптации [3, c. 57].

Задержка психического развития (ЗПР) – это состояние, характеризующееся отставанием в развитии когнитивных функций и незрелостью эмоционально-волевой сферы. В отличие от других нарушений развития, ЗПР предполагает потенциальную возможность коррекции посредством специализированных педагогических и воспитательных мероприятий. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогинеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций [1, c. 74].

Задержка психического развития – это сложный и многогранный феномен, требующий дифференциального подхода к диагностике и коррекции. В клинической и психолого-педагогической практике используется несколько классификаций ЗПР, каждая из которых отражает определённый аспект данного расстройства. Одной из первых и наиболее известных классификаций является классификация Т. А. Власовой и М. С. Певзнер (1967).

Авторы выделяли два основных варианта ЗПР: – ЗПР, связанная с психофизическим инфантилизмом. Этот вариант характеризуется отставанием эмоционально-волевой сферы, дети проявляют эмоциональную неустойчивость, импульсивность, капризность, низкую самооценку, трудно адаптируются к новым ситуациям и требованиям. Интеллектуальные способности при этом могут быть сохранены, но их реализация затруднена из-за личностной незрелости. – ЗПР, связанная со стойкой церебральной астенией. В этом случае на первый план выходят когнитивные нарушения: снижение внимания и концентрации, быстрая утомляемость, возбудимость. Эти симптомы обусловлены органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС), хотя и не всегда выраженным в тяжёлой форме. Важно отметить, что М. С. Певзнер рассматривала ЗПР как потенциально обратимое состояние, поддающееся коррекции при своевременном начале лечебных и коррекционной-воспитательных мероприятий [4].

Однако последующие исследования (М. Г. Рейдибойм, 1971; И. А. Юркова, 1971; М. И. Буянов, 1986) показали, что с возрастом у части детей с первоначально диагностированной ЗПР по типу инфантилизма на первый план могут выходить признаки интеллектуальной недостаточности или даже психопатоподобные расстройства. Это подчёркивает необходимость динамического наблюдения и регулярной переоценки состояния ребёнка.

Во второй половине 70-х годов В. В. Ковалев предложил другую классификацию, основанную на преобладании определённых симптомов: дизонтогенетический вариант ЗПР, который характеризуется незрелостью лобных и лобно-диэнцефальных отделов головного мозга. Это проявляется в нарушениях планирования, организации деятельности, контроля над своим поведением, нарушением речи и др. Энцефалопатический вариант ЗПР, в данном варианте более выражены симптомы повреждения подкорковых структур мозга. Дети могут испытывать трудности с координацией движений, иметь нарушения сна, вегетативное расстройство. Интеллектуальные нарушения могут быть более выраженными, чем при дизонтогеническом варианте [2, c. 49].

В 1980 году К. С. Лебединская предложила новую классификацию задержки психического развития (ЗПР), основанную на причинах (этиологии) и механизмах развития (патогенезе) этого состояния. Эта классификация, известная как этиопатогенетическая, выделяет четыре основных типа задержки психического развития [2, c. 39]:

  1. ЗПР конституционального генеза;
  2. ЗПР соматогенного генеза;
  3. ЗПР психогенного генеза;
  4. ЗПР церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального генезиса: к этой группе относят наследственные формы психического и психофизического инфантилизма, проявляющиеся как в гармоничном, так и в дисгармоничном состоянии. У детей в обоих случаях заметны явные признаки эмоциональной и личностной незрелости, которые видны в «детском» поведении, а также в быстрой смене выражений лица и реакций. При гармоничном типе незрелость психики сочетается с пропорциональным и стройным телосложением, а при дисгармоничном поведении и личностные характеристики ребёнка имеют отклонения от нормы. Это проявляется в резких эмоциональных реакциях, эгоцентризме, стремлении к привлечению внимания и истерических проявлениях. В рамках ЗПР, связанного с конституционными факторами, также рассматривают наследственную частичную слабость отдельных функций, специфичных для разных модальностей, таких как практические навыки, распознание образов, зрительная и слуховая память, а также речь. Эти функции служат базой для формирования сложных навыков, объединяющих разные анализаторы, включая рисование, чтение, письмо, счёт и другие. Наследственная предрасположенность к подобным проблемам подтверждается дислексией, дисграфии, акалькулии, а также трудностями с пространственным восприятием, которые передаются в семьях детей с задержкой психического развития. С точки зрения реабилитации, это считается одним из наиболее благоприятных вариантов при ЗПР [2, c. 40].

Задержка психического развития соматогенного генеза: данная форма была выделена ещё в работах Г. Е. Сухаревой. Причина задержки связана с хроническими заболеваниями ребёнка. Наиболее негативное влияние на развитие детей оказывают серьёзные инфекционные, врождённые и приобретённые пороки развития соматической системы, что задерживает их моторные и речевые навыки, а также формирование навыков самообслуживания и переключение между игровыми этапами. Психическое развитие таких детей замедляется в основном из-за выраженной усталости, что значительно снижает общий психический и физический тонус. На этом фоне могут возникать невропатические расстройства, такие как неуверенность, капризность и боязливость, раздражительность, слабость, вегетативные нарушения. Поскольку дети растут в условиях излишней заботы и щадящего режима, у них плохо развиты позитивные личностные качества, а круг общения становится ограниченным, что также сказывается на формирование представлений о мире. Часто наблюдается вторичная инфантилизация, приводящая к снижению работоспособности и дальнейшей задержке в психическом развитии. Учёт всех этих факторов важен для прогноза дальнейшего развития ребёнка и определения подходящих методов лечения, профилактики и воспитания [3, c. 65].

Задержка психического развития психогенного генеза: задержка психического развития психогенного происхождения рассматривается как проявление нетипичного формирования личности, возникающего из-за неадекватного воспитания, которое либо подавляет, либо деформирует стимулы для развития ребёнка в первые годы жизни. Отклонения в психофизическом развитии при таком варианте обусловлены воздействием травмирующей среды, которое может начаться ещё во время беременности, если мать подвергается продолжительным негативным эмоциональным переживаниям. Задержка психического развития психогенного генеза часто встречается у детей, переживших раннюю эмоциональную депривацию, и может быть связана с сиротством, культурной изоляцией или отсутствием надлежащего присмотра.

У детей с психогенным инфантилизмом наблюдается социальная незрелость, которая может проявляться в недостаточном развитии моральных принципов, ценностных ориентиров и сниженном контроле над собой. Проблемы в познавательной сфере у таких детей связаны с ограниченным объёмом знаний об окружающем мире, низкой работоспособностью, неустойчивостью нервной системы, неразвитой способностью к произвольному управлению действиями, а также специфическими чертами поведения и психики. Если в процессе воспитания ребёнка преобладает чрезмерная опека, то формируется другой тип патохарактерного развития личности. Такие дети испытывают трудности с самообслуживанием, склонны к капризам и нетерпению, не умеют самостоятельно решать возникающие задачи. У них наблюдается завышенная самооценка, эгоцентризм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сочувствию и самоограничению, а также склонность к ипохондрическим тревогам. Успех коррекционных мер при таком типе ЗПР во многом зависит от возможности изменения неблагоприятной атмосферы в семье и преодоления стиля воспитания, характеризующегося чрезмерной опекой или отвержением ребёнка [2, c. 50].

Задержка психического развития церебрально-органического генеза: наиболее распространённая категория детей, которая занимает лидирующую позицию в структуре данного расстройства. Она наиболее часто диагностируется в детском возрасте и характеризуется более выраженными нарушениями высших корковых функций по сравнению с другими видами задержки. Причиной выступает органическое повреждение центральной нервной системы в раннем детстве, обусловленное патологией беременности и родов, родовыми травмами головного мозга, инфекциями или травмами нервной системы в первые годы жизни. К. С. Лебединская выделяет два клинико-психологических варианта церебрально-органической задержки психического развития. Первый вариант отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявляющейся как органический инфантилизм. У детей этой группы высшие корковые функции недостаточно развиты и склонны к быстрой утомляемости. Второй вариант характеризуется выраженными органическими изменениями, нейродинамическими нарушениями и дефицитом корковых функций. В структуре нарушений при задержке психического развития первичными являются незрелость эмоционально-волевой сферы, схожая с органическим инфантилизмом, и нарушения когнитивных процессов.

Для данной категории детей особенно важен принцип своевременности, играющий ключевую роль в их развитии. Ранняя диагностика позволяет начать коррекционную работу в наиболее благоприятные периоды, когда мозг ребёнка обладает максимальной пластичностью и восприимчивостью к обучению. Упущенные возможности в эти периоды могут привести к более серьёзным и сложным в коррекции нарушениям развития. Поэтому необходимо не только как можно раньше выявить задержку психического развития, но и немедленно приступить к реализации индивидуальной программы коррекции [2, c. 63].

Именно для данной категории детей становится важным принцип своевременности, который играет критическую роль. Ранняя диагностика позволяет начать коррекционную работу в сензитивные периоды развития, когда мозг ребёнка наиболее пластичен и восприимчив к педагогическим воздействиям. Пропущенные возможности в эти периоды могут привести к более стойким и трудно корректируемым отклонениям в развитии. Поэтому важно не только выявить задержку психического развития как можно раньше, но и незамедлительно приступить к реализации индивидуальной коррекционной программы.

Систематичность и дифференцированный подход – ещё два важных принципа коррекционной работы. Систематичность предполагает регулярные занятия, направленные на развитие конкретных познавательных функций. Дифференцированный подход означает учёт индивидуальных особенностей ребёнка: уровня его развития, характера нарушений, темпа усвоения материала, интересов и потребностей. Программа должна быть адаптирована к возможностям ребёнка и постепенно усложняться по мере его прогресса. Целенаправленное развитие умственных и высших психических функций – основа коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Это включает в себя развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, а также формирование произвольности и самоконтроля. Для этого используются специальные методики и упражнения, игры, творческие задания. Важно стимулировать активность самого ребёнка, его интерес к познавательной деятельности [1, c. 81].

В этом процессе должны участвовать не только педагоги и психологи, но и медицинские работники (неврологи, психиатры, логопеды), социальные работники. Важно обеспечить тесное взаимодействие между ними, обмен информацией и координацию действий. Родители также играют важную роль в этом процессе и должны быть активно вовлечены в коррекционную работу. Современные подходы делают акцент на раннем выявлении рисков, индивидуализации коррекционной работы и создании благоприятной развивающей среды для ребёнка. Важным направлением является также поддержка семей, воспитывающих детей с ЗПР, и повышение их психолого-педагогической компетентности. Только объединив усилия специалистов разных профилей и родителей, можно достичь наилучших результатов в развитии детей.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 336 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07532-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/538625 (дата обращения: 26.12.2024).
  2. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития: учеб. пособие / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, Ю.М. Миланич. – 2-е изд., исправл. и доп. – Спб.: Эко- Вектор, 2017. – 539 с.
  3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии, 2-е изд., испр. и доп. М., <Просвещение>, 1973. 175 с. (Б-ка директора школы).

Поделиться

79

Иванова А. М. Особенности детей с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). URL: https://apni.ru/article/12316-osobennosti-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля