Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
Психолого-педагогические условия профилактики нарушений письма у старших дошколь...

Психолого-педагогические условия профилактики нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольники
общее недоразвитие речи
профилактика
письмо
дисграфия
дислексия
коррекционная работа
фонематический слух
логопедия

Аннотация статьи

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия профилактики нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Грамотное формирование навыков письма и чтения на этапе начального обучения является залогом успешного дальнейшего образования. Представлены актуальность, цели, задачи и направления профилактической работы. Обоснована необходимость комплексного подхода, включающего участие логопеда, психолога, воспитателя и родителей. Подчёркивается значимость ранней диагностики и коррекции для предупреждения формирования стойких нарушений письма и чтения.

Текст статьи

Введение

Актуальность профилактики нарушений письма у старших дошкольников с ОНР обусловлена значительным распространением таких нарушений, как дислексия и дисграфия. Эти патологии речи затрудняют усвоение учебного материала и негативно сказываются на общем развитии ребёнка. Трудности в освоении письма и чтения могут обусловливаться несформированностью высших психических функций и дисгармоничным развитием речевых и когнитивных процессов.

При отсутствии своевременной логопедической, психологической или медицинской помощи возможно резкое снижение учебной мотивации, появление поведенческих проблем, а также развитие неврозоподобных симптомов, возникающих на фоне «хронического неуспеха». В таких случаях наблюдаются аффективные реакции на учебные и социальные затруднения.

Цель исследования: определение и обоснование психолого-педагогических условий, способствующих профилактике нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Выявить причины и условия возникновения нарушений письма у дошкольников с ОНР;
  2. Определить эффективные психолого-педагогические методы профилактики;
  3. Сформулировать основные направления и задачи коррекционно-профилактической работы специалистов.

Объект исследования: процесс организации профилактической работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: методы и приёмы совершенствования организации работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с ОНР.

Дисграфия определяется как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, вызванных несформированностью высших психических функций, участвующих в письме. Исследования П. К. Анохина, А. Р. Лурии, Р. Е. Левиной, Л. С. Выготского, Л. С. Цветковой сформировали научную базу для понимания механизмов формирования письменной речи [1; 2; 5; 6; 8].

Основной причиной возникновения нарушений письма у дошкольников с ОНР считается ускоренный темп обучения грамоте без учёта индивидуальных особенностей развития. Овладение письменной речью требует согласованной работы четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, а также развития таких функций, как гнозис, праксис, память, внимание, мышление и устная речь [4, с. 33-35].

Профилактическая работа должна начинаться ещё до поступления ребёнка в школу и быть системной и комплексной. Нарушения письма проявляются в подмене звуков, даже находящихся в сильной позиции (например, написание «пелка» вместо «белка»). Иногда возможны ошибки, связанные с фонетическим восприятием, например, «грип» вместо «гриб» [3, с. 186-187].

Детский сад играет ключевую роль в подготовке ребёнка к обучению. Важно, чтобы ребёнок обладал развернутой речью, обширным словарным запасом, а также развитыми когнитивными навыками, предусмотренными программой подготовительной группы.

По мнению И. Н. Садовниковой, профилактика дисграфии и дислексии должна строиться на следующих принципах: комплексность мероприятий; взаимодействие специалистов (логопед, психолог, воспитатель); активное участие родителей [7].

Основные задачи профилактики нарушений письма и чтения: формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического слуха; расширение активного и пассивного словаря; развитие когнитивных функций: мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; подготовка к процессу обучения грамоте.

Заключение

Эффективная профилактика нарушений письма у старших дошкольников с ОНР требует системного подхода, включающего психолого-педагогическое сопровождение и активное участие всех субъектов образовательного процесса. Комплексные мероприятия, направленные на развитие речевых и когнитивных функций, способствуют успешному формированию навыков письма и чтения. Использование специализированных упражнений и развивающих игр стимулирует познавательную активность, формирует положительную учебную мотивацию и предупреждает формирование устойчивых нарушений письменной речи.

Список литературы

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1982.
  3. Джамалудинова З.Г., Алиева М.А. // Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 окт. 2023 г.) / редкол.: Кожанов В.И. [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 186-187. – ISBN 978-5-6050720-4-1.
  4. Дмитриева Е.Н. Дислексия и дисграфия. Актуальность проблемы: сборник трудов конференции. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2020 г.) / редкол.: Широков О.Н. [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 33-35. – ISBN 978-5-6044485-0-2.
  5. Левина Р.Е. Нарушения письма и чтения у детей. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Издательство Московского университета. 1975. – 340 с.
  7. Садовникова И.Н. Профилактика и коррекция нарушений письма у дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  8. Цветкова Л.С. Нейропсихология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Поделиться

78

Рябошапка Ю. В. Психолого-педагогические условия профилактики нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). Ч.III. С. 78-79. URL: https://apni.ru/article/12317-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-profilaktiki-narushenij-pisma-u-starshih-doshkolnikov-s-obshim-nedorazvitiem-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа