Введение
Актуальность профилактики нарушений письма у старших дошкольников с ОНР обусловлена значительным распространением таких нарушений, как дислексия и дисграфия. Эти патологии речи затрудняют усвоение учебного материала и негативно сказываются на общем развитии ребёнка. Трудности в освоении письма и чтения могут обусловливаться несформированностью высших психических функций и дисгармоничным развитием речевых и когнитивных процессов.
При отсутствии своевременной логопедической, психологической или медицинской помощи возможно резкое снижение учебной мотивации, появление поведенческих проблем, а также развитие неврозоподобных симптомов, возникающих на фоне «хронического неуспеха». В таких случаях наблюдаются аффективные реакции на учебные и социальные затруднения.
Цель исследования: определение и обоснование психолого-педагогических условий, способствующих профилактике нарушений письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- Выявить причины и условия возникновения нарушений письма у дошкольников с ОНР;
- Определить эффективные психолого-педагогические методы профилактики;
- Сформулировать основные направления и задачи коррекционно-профилактической работы специалистов.
Объект исследования: процесс организации профилактической работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: методы и приёмы совершенствования организации работы по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с ОНР.
Дисграфия определяется как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, вызванных несформированностью высших психических функций, участвующих в письме. Исследования П. К. Анохина, А. Р. Лурии, Р. Е. Левиной, Л. С. Выготского, Л. С. Цветковой сформировали научную базу для понимания механизмов формирования письменной речи [1; 2; 5; 6; 8].
Основной причиной возникновения нарушений письма у дошкольников с ОНР считается ускоренный темп обучения грамоте без учёта индивидуальных особенностей развития. Овладение письменной речью требует согласованной работы четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, а также развития таких функций, как гнозис, праксис, память, внимание, мышление и устная речь [4, с. 33-35].
Профилактическая работа должна начинаться ещё до поступления ребёнка в школу и быть системной и комплексной. Нарушения письма проявляются в подмене звуков, даже находящихся в сильной позиции (например, написание «пелка» вместо «белка»). Иногда возможны ошибки, связанные с фонетическим восприятием, например, «грип» вместо «гриб» [3, с. 186-187].
Детский сад играет ключевую роль в подготовке ребёнка к обучению. Важно, чтобы ребёнок обладал развернутой речью, обширным словарным запасом, а также развитыми когнитивными навыками, предусмотренными программой подготовительной группы.
По мнению И. Н. Садовниковой, профилактика дисграфии и дислексии должна строиться на следующих принципах: комплексность мероприятий; взаимодействие специалистов (логопед, психолог, воспитатель); активное участие родителей [7].
Основные задачи профилактики нарушений письма и чтения: формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического слуха; расширение активного и пассивного словаря; развитие когнитивных функций: мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; подготовка к процессу обучения грамоте.
Заключение
Эффективная профилактика нарушений письма у старших дошкольников с ОНР требует системного подхода, включающего психолого-педагогическое сопровождение и активное участие всех субъектов образовательного процесса. Комплексные мероприятия, направленные на развитие речевых и когнитивных функций, способствуют успешному формированию навыков письма и чтения. Использование специализированных упражнений и развивающих игр стимулирует познавательную активность, формирует положительную учебную мотивацию и предупреждает формирование устойчивых нарушений письменной речи.