Креативные индустрии – современный феномен взаимодействия бизнеса, политики и культуры, представляющий собой производство и распространение товаров и услуг, созданных на основе творчества и интеллектуального капитала. Для зарубежных стран креативные индустрии представляют своеобразный перекресток идей, культуры, бизнеса и технологий. За период 2002-2018 г. мировой рынок креативных индустрий вырос в 2 раза, с 208 до 509 млн. долларов. В развитых экономиках вклад креативных индустрий в ВВП составляет более 10%, но в Российской Федерации он пока не превышает 3%. Средний по миру вклад креативных индустрий в ВВП – 6,6%, в развитых странах – 8–12%. Современные исследователи выделяют три группы моделей: американскую, скандинавскую и восточно-азиатскую модель креативных индустрий [3, c.2].
США выступает нетто-экспортером продукции креативных индустрий, начиная с 2006 года, экспортируя в основном дизайнерскую продукцию, печатную и аудиовизуальную продукцию. Стратегия креативного экспорта США является стратегией «глокализации», т.к. состоит из продукции и услуг, адаптированных к зарубежным потребителям. Единая федеральная политика развития креативных и культурных индустрий в США отсутствует. Несмотря на это, в США в рамках креативных индустрий в 2019 г. было создано свыше 30 млн. рабочих мест. Политика культурных индустрий разрабатывается и реализуется в США на уровне штатов и муниципалитетов, где реализуются различные культурные инициативы и эксперименты, опыт которых анализируется учеными и практиками, занятыми в исследовании популярного в США движения «креативных городов». В США существуют два культурных сектора, принцип построения которых разнится: некоммерческий, зависимый от политической конъюнктуры и частных пожертвований сектор искусств. Культурная политика на уровне штатов и муниципалитетов, реализуя культурную миссию, обеспечивает гомогенизацию общества, снижает проблему социального исключения [2, с.5]. Второй сектор включает в себя коммерческие, ориентированные на международный уровень корпорации – «копирайт-индустрии», подчиненные потребительскому спросу.
Политика креативных индустрий в скандинавских странах (Швеция, Дания, Финляндия) формировалась на базе шведской модели социального государства. Модель акцентирует систему профессионального образования, формирующего навыки практического использования креативных навыков в предпринимательстве; развитие грантовой поддержки сферы культуры и искусства, стимулирование инноваций и инвестиций в творчество. Программы развития креативных индустрий утверждены в каждой стране: в Норвегии действует Innovаtion Norwаy – программа финансирования творческой экономики; в Финляндии разработана стратегия разработки для предпринимательства в секторе креативных индустрий, в Дании уделяется большое внимание образованию в сфере культуры и искусств.
В настоящее время азиатско-тихоокеанский регион является наиболее крупным рынком креативных индустрий, родиной лидеров креативной индустрии в области аудиовизуального производства, видеоигр, сервисов обмена мгновенными сообщениями. Конец XX века для азиатских стран ознаменовался резкими изменениями социокультурного ландшафта. Политика креативных индустрий в Азии начиналась также как городская политика. Первыми в Азии мегаполисами, которые начали ее осваивать, выступили Гонконг и Сингапур. Основной задачей, которую призваны были решить новые правительственные программы, было ослабление государственного контроля и децентрализации власти, развитие индивидуальных творческих начал. Отметим, что только в Сингапуре и Гонконге за основу была взята британская модель развития креативных индустрий. В 2002 году в Сингапуре была принята «Стратегия города Возрождения для искусств и культуры», задуманная авторами как комплексный проект национального строительства и обновления, согласно которой Сингапур должен был стать «новым азиатским культурным хабом». Аналогичным образом Гонконг после воссоединения с Китаем на основе британской модели разработал собственную политику развития креативных индустрий, основанную на поддержке киноиндустрии, креативных наук и методологии оценки креативности территорий. Тайваньская программа «Two Trillion and Twin Star», утвержденная в начале 2000-х, была вызвана жесткой конкуренцией между Тайванем и Китаем на рынке видеоигр и акцентировала развитие цифровых технологий.
Становление креативной экономики в Южной Корее, как и в других азиатских странах, связывается в первую очередь с исчерпанием потенциала стратегий, ориентированных на экспорт традиционных отраслей – автомобилестроении, химической промышленности, судостроении, производстве электротоваров и т.п. Становлению и развитию в Корее креативной экономики предшествовало снятие государственных ограничений и контроля медиа, переориентация кино на вкусы европейской и американской аудитории, развитие и продвижение на мировой рынок развлечений K-pop – жанра корейской поп-музыки, переросшего в глобальную субкультуру. Для развития отдельных отраслей креативных индустрий и продвижения корейского контента на глобальные рынки в 2007-2009-х гг. были учреждены специальные правительственные агентства, например, KOCCA.
Пример Китая уникален тем, что в этой стране дискурс о креативных и культурных индустриях отсылает к двум абсолютно разнонаправленным стратегиям. Так, в государственных документах с 2005 года употребляется выражение «культурные индустрии», с помощью которого Коммунистическая партия Китая обозначает политику «мягкой власти», которую Китай распространяет по миру [1, с.4]. Этот подход к пониманию культурных индустрий в Китае отсылает к внутренней политике перехода страны из индустриальной стадии развития к постиндустриальной, основой которой является реформирование трудовых практик, повседневной культуры и форм рыночной организации. Культурные индустрии опираются на традиционную китайскую культуру и древнюю цивилизацию. Это культура консерваторов, которая находится на попечении государства и имеет своей миссией распространение древнекитайской культуры. Она реализуется через поддержку зарубежных культурных баз и кластеров, открытие книжных лавок Синьхуа, учреждение большого числа институтов Конфуция по всему миру. Дискурс о креативных индустриях представляет вторую, рыночную стратегию и заключается в интернационализации и модернизации Китая посредством развития креативных индустрий, которые обозначают интересы частного бизнеса. Креативные индустрии опираются на частные инвестиции, завоевание рынков, настроены на подражание организационным формам крупных американских корпораций, интенсивно используют экспертизу и компетенции западных профессионалов и, как креативные индустрии Европы, ориентированы в основном на глобальные рынки.
Япония заявляет как свои креативные индустрии и архитектуру, и контент. Во всем мире популярны аниме, японские фильмы, в последнее время популярность набрали разного рода изобразительные искусства. Но один нетипичный момент заключается в том, что Япония включила в лист креативных индустрий – стиль жизни. Япония с успехом экспортирует свой стиль жизни, он получает распространение в разных странах. Рост культурного экспорта Японии в 2 раза был достигнут благодаря концепции поддержки креативных индустрий Cool Japan, последовательно реализуемой с 2010 года. Концепция была разработана в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии (METI), ее целью было оседлать волну «японского бума» на зарубежных рынках и пополнять бюджет.
Современные креативные индустрии относятся к творческому началу человеческой деятельности в любом из проявлений, неразрывно связаны с копирайтом и способны создавать благосостояние и высокопроизводительные рабочие места. Характеризуя креативные индустрии в качестве ведущего фактора цивилизационного сдвиг, современные исследователи видят в них принципиально новую модель социально-экономического роста, источник модернизации и движущую силу инноваций и укрепления социальной ткани. В основу европейской модели развития креативных индустрий положен опыт модернизации промышленных областей и регионов в условиях глобализации и перехода к постиндустриальной модели развития в Великобритании. Основой европейской модели является создание креативных кластеров, питающихся взносами участников кластера и грантами. Американская модель, в отличие от патерналистских европейских моделей креативных индустрий, в большей степени ориентирована на предпринимательские навыки и изобретательность. Основой политики служит идея «креативных городов» как места комфортной жизни для представителей креативного класса. Скандинавская модель развития креативных индустрий, в значительной степени копируя европейские, отличается акцентом на системе творческого образования и государственной поддержке как основы общей политики социального государства. Азиатские модели развития креативных индустрий Южной Кореи, Японии и Китая, начинавшиеся как политики городского развития, делают значительный акцент не столько на создание инфраструктуры творческих индустрий, сколько на инновационной составляющей новых, постиндустриальных технологических решений. Модели развития азиатских стран характеризуются также использованием элементов традиционной культуры в качестве политики «мягкой силы» продвижения национальных интересов на глобальной арене и сочетанию традиционных и современных культурных форматов. Взаимодействие с сектором современного высокотехнологичного производства является одним из ключевых вызовов для представителей креативной сферы. На формирование креативной экономики будут влиять привычка людей к одновременному потреблению разнообразного контента сразу с нескольких устройств, ведущая роль систем искусственного интеллекта: AI, AR, VR и блокчейна; ужесточение конкуренции аудиовизуального контента в открытом цифровом пространстве; рост рынков интернет-рекламы, анализа данных, AI, дизайна, анимации и копирайтинга, а также технологическая глобализация моды.