Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
История создания государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан

История создания государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан

Научный руководитель

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

региональный компонент
иноязычная подготовка будущих специалистов в области народной хореографии
межкультурное общение
иноязычное профессиональное общение
культурная идентичность
мотивация к изучению иностранного языка

Аннотация статьи

В статье рассматривается история, создание, развитие и влияние государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан на жизнь татарского народа в качестве регионального компонента в содержании обучения иностранному языку (английский) будущих специалистов в области народной хореографии для совершенствования навыков межкультурного и иноязычного профессионального общения и повышения мотивации у будущих специалистов в области хореографии к изучению иностранного языка.

Текст статьи

Татарский народ, оставивший глубокий след в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира, дает ощущения, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частью мировой истории и культуры. Татарский танец является так же выражением истории, и самобытности народа [1, c. 15].

Татары, народ, бережно оберегающий свои истоки, традиции и культуру. Они и по сей день хранят и используют танцевальную, песенную и бытовую культуру. Мужчины и женщины носят одежду с элементами традиционного татарского костюма; развивают свой язык, поют на нем песни, пишут стихи, играют пьесы; грамотно обрабатывают танцевальный фольклор, постоянного его популяризируя. В Республике Татарстан для сохранения татарской культуры созданы множество театров, музыкальных коллективов, государственных ансамблей танца [1, c. 45].

Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан – это культурная гордость республики, пример соединения традиционного искусства и современного художественного языка. Его история неразрывно связана с развитием татарской культуры и мировым художественным движением. ГАПИТ РТ является одним из ведущих профессиональных творческих коллективов республики. Его история насчитывает более 80 лет, за которые ансамбль завоевал широкую известность и призвание как в России, так и за рубежом [2, c. 30].

Коллектив представляет этнокультурное многообразие Республики и пропагандирует национальные традиции татарского народа, является ярким и достойным представителем многогранной культуры России. Художественная деятельность Государственного ансамбля песни и танца РТ несет в себе многовековые традиции творчества народа, его богатейшую внутреннюю культуру и необъятную духовную сокровищницу. За годы своего существования Государственный ансамбль приобрел свое творческое лицо, создал национальную исполнительскую школу, внес огромный вклад в развитие и сохранение не только национальной культуры, но и национального языка. На основе татарских народных танцев, сказаний и легенд, обрядов и обычаев созданы яркие высокохудожественные вокально-хореографические композиции, которые в полной мере представляют традиции и эстетический идеал народа.

Истоки ансамбля восходят к довоенным годам, когда среди татарского народа зарождалось движение по сохранению и распространению народного творчества. В 1920-х годах в Татарстане началась активная работа по сбору и записи народных песен, танцев и обычаев [2, c. 50]. В это время в республике происходила рост национального самосознания, утверждение татарской культуры в рамках советской системы. В 1937 году при Татарской государственной филармонии была создана группа художественной самодеятельности, исполнявшая народные песни и танцы. Тогда группой руководила Ахметова Зулейха. В эти годы небольшой коллектив, состоящий из 16 артистов хора и 6 артистов балета, уже брал на себя задачи сохранения и развития татарского песенного и танцевального фольклора. Гастролируя, в 1939 году по республикам Закавказья, а затем уже и по стране, коллектив начинал завоевывать популярность, что в дальнейшем привело к расширению творческого коллектива.

В 1940 году эта группа получила статус Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. Это стало возможным благодаря инициативе правительства Татарской АССР и активным действиям культуры и искусства республики. С этого момента коллектив стал профессиональным, а его деятельность приобрела государственную поддержку [4, c. 55]. Первым художественным руководителем стал Бормусов А, который заложил основы репертуара и определил направление ансамбля. Довоенный репертуар составляли обработки татарских народных песен и песни татарских композиторов, русские народные песни и песни советских композиторов на татарском языке; танцы разных народов [4, c. 83].

Ансамбль не прекращал своей деятельности и во время Великой Отечественной войны. Коллектив активно гастролировал, выступал на фронте, прифронтовых зонах, поднимал боевой дух солдат, а также выступал перед тружениками тыла. Артисты исполняли специально подобранный репертуар, в который входили патриотический песни на русском и татарском языках, а так народные татарские пляски. После окончания войны ансамбль на время прекратил гастрольную деятельность, сфокусировавшись на обновлении репертуара, а также на повышение исполнительской техники как хорового отделения, так и хореографического.

С первых дней своего существования ансамбль стал свидетелем расцвета татарского музыкального и танцевального искусства. 1960–1970 годы стали периодом расцвета творчества ансамбля. Под руководством главного балетмейстера Файзи Гаскарова было создано множество ярких и запоминающихся постановок «У ручья», «На мосту», «Зятек». Он начал активно адаптировать народные мелодии и танцы, сочетая их с элементами классической музыки и современного хореографического языка. Репертуар ансамбля становился все более разнообразным. С приходом Файзи Гаскарова в танцевальной труппе ансамбля выросло целое поколение танцоров-профессионалов [6, c. 17].

К важным знаковым моментам можно отнести включение в программу произведений известных татарских композиторов, таких как Фатих Каримов и Закира Исмагилова. Эти музыканты способствовали формированию уникального звучания ансамбля, заставляя его выделяться на фоне других творческих объединений. Вплоть до 1990 года ансамбль активно сотрудничал с композиторами Татарстана. Появились новые обработки татарских народных напевов и авторские песни, постановки танцев, были созданы вокально-хореографические композиции и концертные тематические программы: «На посиделках», «Сабантуй», (композитор А. Ключарёв, балетмейстер Ф. Гаскаров), «Цветы мои», «Гости Казани» (композитор З. Хабибуллин, балетмейстер Г. Тагиров), «Сармановский хоровод» (композитор А. Абдуллин, балетмейстер Г. Тагиров). Праздничность концертного зрелища всегда дополняет богатство красок национальных костюмов. Специфичность узоров искусно расшитых сапожек, радужные переплетения самобытных орнаментов, особенности декоративного оформления мужских и женских одежд, оригинальность головных уборов, украшающих национальный наряд артистов, является неповторимым образцом татарского прикладного искусства и предметом гордости народных мастеров [6, c. 37].

С середины 1950-х годов ансамбль начал активно гастролировать не только по всей территории Советского Союза, но и за его пределами. Выступления проходили в странах Европы, Азии и Америки. Каждый тур становился настоящим культурным событием, вызывая интерес как у публики, так и у критиков. Особое внимание следует обратить на гастроли ансамбля в 1960-х, когда он представлял татарскую культуру на Всемирной выставке в Брюсселе. Это стало важной вехой в истории ансамбля, так как он выступил в качестве посла татарской культуры на международной арене [3, c. 49].

Ансамбль стал не только хранителем традиционной татарской культуры, но и важным воспитателем для молодежи. С каждым годом увеличивалось число участников, и ансамбль стал настоящей кузницей талантов для молодых артистов, многие из которых впоследствии основали свои творческие проекты или заняли ведущие позиции в других культурных институтах [5, c. 28].

Сохраняя проводимую линию, ансамбль активно сотрудничает с учебными заведениями, организует мастер-классы и творческие встречи. Это не только позволяет передавать опыт, но и развивать интерес молодежи к своей культуре.

С начала 2000-х годов ансамбль вступил в новую фазу своего развития. За это время произошли изменения в формате выступлений, увеличилась доля современной хореографии и музыкальных стилей. Артисты активно экспериментируют с жанрами, в их репертуаре появляются не только традиционные татарские произведения, но и успешные коллаборации с художниками из других культур. Важным аспектом стало и использование новых технологий на сцене, что позволило достичь более яркого визуального представления и усилить эмоциональную составляющую performances. Ансамбль продолжает привлекать молодежь и современных художников, стремясь к синтезу традиций и новаторства [7, c. 41].

Государственный ансамбль песни и танца играет важную роль в социализации молодежи и укреплении культурной идентичности татарского народа. Участие в ансамбле не только способствует развитию артистических способностей, но и формирует ценности, на которых основана татарская культура. В этом контексте ансамбль становится настоящим символом единства и продолжения традиций, что особенно важно в современном многонациональном обществе.

Будущее ансамбля также связано с использованием современных технологий в творческом процессе. Внедрение виртуальной реальности и интерактивных платформ позволяет создать новые форматы взаимодействия с аудиторией, делая выступления более впечатляющими и доступными. Это открывает возможности для привлечения молодежи, легко адаптирующейся к цифровым форматам, что позволяет ансамблю оставаться актуальным в современных реалиях.

Образовательная деятельность ансамбля имеет огромное значение для сохранения культурного наследия. Мастер-классы и курсы, проводимые артистами, позволяют молодым исполнителям перенять опыт, передавая традиции от поколения к поколению. Таким образом, ансамбль становится не только центром развлечения, но и важным образовательным учреждением, формирующим культурный ландшафт республики [7, c. 28].

Не менее важным аспектом является участие ансамбля в социальных проектах и благотворительных акциях. Поддержка общественных инициатив способствует развитию гражданской ответственности и вовлечению молодежи в социальные перемены, что подчеркивает роль ансамбля как активного участника жизненного процесса региона. Вся эта деятельность создает позитивный имидж ансамбля и укрепляет его связи с обществом.

Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан стал не просто творческим объединением. Его история является символом возрождения и развития татарской культуры, ее традиций и обычаев. Он не только сохраняет богатое наследие прошлого, но и активно формирует будущее татарского искусства, адаптируя его к современным реалиям.

С каждым годом ансамбль продолжает радовать зрителей своими яркими шоу, сохраняет живую связь между поколениями и внушает гордость за богатство татарской культуры. Он остается верным традициям, в то же время открываясь новым идеям и возможностям, что делает его одним из важнейших культурных институтов Татарстана. За годы своего существования Государственный ансамбль приобрел свое творческое лицо, создал национальную исполнительскую школу, внес огромный вклад в развитие и сохранение не только национальной культуры, но и национального языка. На основе татарских народных танцев, сказаний и легенд, обрядов и обычаев созданы яркие высокохудожественные вокально-хореографические композиции, которые в полной мере представляют традиции и эстетический идеал народа.

Государственный ансамбль Республики Татарстан – единственный коллектив, который в полной мере готов выполнить высокую миссию представления широкой общественности культурного облика многонациональной республики и популяризации имиджа Татарстана как республики богатых культурных традиций, республики. Бережно храня национальный культурный код, коллектив и сегодня транслирует бесценное знание о своем народе на универсальном языке музыки и танца. В концертных программах ансамбля есть песни и сказания, танцы и легенды, лирические поэмы и шуточные зарисовки, спектакли и народные мюзиклы.

Список литературы

  1. Гарифуллина Р.Г. (2010). История и традиции татарского народного танца. Казань: Татарское книжное издательство.
  2. Галиуллин А.И. (2011). Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан: 40 лет на сцене. Казань: Издательство «Айритм».
  3. Григорьев С.А. (2006). Ансамбли народного танца: опыт и перспективы. Москва: Наука.
  4. Зайцева Л.А. (2009). Творческая биография Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. Казань: Татарское книжное издательство.
  5. Нигматуллина Ф.Г. (2012). Татарская песня и танец в современном обществе. Казань: Академия наук Республики Татарстан.
  6. Саляхова З.Р. (2005). Музыкальное искусство Татарстана: история, традиции, достижения. Казань: Институт культуры.
  7. Султанова Л.М. (2015). Искусство танца в Татарстане: традиции и новшества. Казань: Издательство «Идель-Пресс».
  8. Фатхуллина М.Ф. (2013). Эволюция татарского танца: от народных традиций до профессиональной сцены. Казань: Казанский университет.

Поделиться

64

Татаринцева Р. А. История создания государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). Ч.II. С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/12320-istoriya-sozdaniya-gosudarstvennogo-ansamblya-pesni-i-tanca-respubliki-tatarstan

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля