Главная
АИ #23 (258)
Статьи журнала АИ #23 (258)
Современные технологии обучения

Современные технологии обучения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

современное образование
образовательные технологии
наиболее подходящие технологии обучения

Аннотация статьи

21 век начал своё столетие со стремительной цифровизации и информатизации общества, вследствие чего возник вопрос о быстром переобучении. В данной статье рассматривается современные на сегодняшний день технологии обучения и проводится их сравнительный анализ с выбором наиболее оптимальной технологии обучения.

Текст статьи

Современное образование находится в постоянной динамике, адаптируясь к вызовам цифровой эпохи. Объём информации непрерывно растёт с каждой минутой. А новые цифровые технологии появляется так же стремительно, как и количество пользователей сети интернет. В связи с быстрой и обширной цифровизации быта человека и непрерывного роста информации вопрос об обучении новых специалистов стоит особенно остро. Для достижения грамотного обучения используются образовательные технологии. Современные образовательные технологии позволяют существенно повысить доступность знаний, сделать процесс обучения более индивидуализированным и эффективным. Они представляют собой совокупность методов, инструментов и подходов, направленных на повышение эффективности обучения через активное использование цифровых решений, интерактивных методов и индивидуализированных подходов.

Для понимания достоинств каждой технологии важно не только рассмотреть их сущность и содержание в отдельности, но и провести их всестороннее сравнение. В этом и состоит задача данной работы – в рассмотрении современных образовательных технологии, их положительный и отрицательных аспектов, а также в выборе оптимальной технологии обучения на основе их сравнения.

На сегодняшний день количество образовательных технологии большое. Многие из них имеют схожие черты в способе подачи материала для обучающегося или в планировании учебного процесса. Выделим основные технологии:

Электронное обучение – обучение посредством электронных ресурсов и онлайн-курсов, позволяющее студентам осваивать материалы в удобное для них время и темпе. Примеров электронного обучения на сегодняшний день большое количество, одни из самых популярных из них онлайн-сервисы Stepik и Skillbox. Приведенные сервисы включают в себя все особенности сервисов электронного обучения: индивидуальное планирование каждым обучающимся своей учебной деятельности и, зачастую, отсутствие у ученика обратной связи с преподавателем [1].

Из положительных качеств данной технологии обучения можно выделить: доступность обучающемуся учебного материала в любое время; возможность самостоятельного планирования своей образовательной деятельности в зависимости от возможностей ученика.

К отрицательным качествам можно отнести: высокие уровень самоорганизации от обучающегося; необходимость цифровой техники и подключения к сети Интернет; частичное или полное отсутствие контакта с преподавателем [2].

Дистанционное обучение – форма получения образования без очного присутствия, основанная на синхронной или асинхронной коммуникации между преподавателем и студентами. Основной отличительной чертой данной технологии от электронного обучения является контакт обучающегося с преподавателем. Дистанционное обучение широко себя показало в период коронавирусной инфекции, когда большинство вузов и школ были переведены на дистанционное обучения по средствам проведения лекций и семинаров через программы для организации видеоконференций «Zoom» и «Microsoft Teams» с целью минимизации распространения заболеваемости [3]. В этот период и были сформированы основные положительные и отрицательные аспекты данной технологии:

К положительным аспектам относятся: возможность обучающимся получать учебный материал в удобном для него месте; совмещать обучение с работой; безопасность для обучающегося и преподавателя при проведении занятий в периоды обострения заболеваний.

Отрицательными аспектами являются: отсутствие практики для большинства занятий; необходимость в наличии соответствующего оборудования.

Адаптивное обучение – технология, обеспечивающая персонализированный подход к каждому студенту благодаря автоматическому анализу его успехов. Функционирует данная технология на основе компьютерных алгоритмов и искусственного интеллекта для организации взаимодействия с учащимися и предоставления персонализированных учебных материалов, отвечающих уникальным потребностям каждого обучающегося [4]. Примером является платформа адаптивного обучения Smart Sparrow.

Преимущества адаптивного обучения являются: персональный анализ успеваемости и уровня усвоения образовательного материала; персональная подача учебного материала.

К недостаткам данной технологии относятся: высокая стоимость и сложность реализации технологии, вследствие чего высокая цена обучения; наличие необходимого оборудования у обучающегося; отсутствие живого общения с реальным человеком [4].

Геймификация в образовании – это применение игровых элементов и техник в процессе обучения для достижения максимальной мотивации и вовлечённости учащихся. Основная цель геймификации – создать увлекательную и стимулирующую среду, чтобы обучающиеся активно участвовали в процессе обучения и стремились к лучшим результатам. Создаётся увлекательная среда зачастую за счёт соревновательного режима между обучающимися. Данными действиями студент замотивирован выполнить задание с целью преуспеть своих коллег. Но здесь необходимо учитывать, что для успешного внедрения геймификации в образовательный процесс, нужно убедиться, что игровые элементы дополняют учебный материал, а не отвлекают от него [5]. Примером данной технологии являются платформа для проведения викторин и тестов «Kahoot!» и приложение для изучения языков «Duolingo».

Положительными аспектами данной технологии являются: высокая вовлечённость обучающегося в образовательный процесс; развитие командной работы, при проведении викторин между группами; повышенный интерес к освоению учебного материала.

Отрицательные аспекты геймификации в образовании: излишнее соперничество может повлечь за собой полное отсутствие взаимовыручки у обучающихся, так как каждый будет стараться преуспеть другой в освоение учебного материала; возможное смещение фокуса с учебных целей на игровые элементы.

Проблемное обучение – методика, направленная на развитие критического мышления через самостоятельное решение комплексных задач. В его основе метода заложено приобретение новых знаний обучающимся путём решения конкретных задач. Целью же проблемного обучения служит углубление уже имеющихся знаний у ученика. То есть, решение поставленной задачи перед обучающимися кроется в изученном ранее материале. Таким образом проблемное обучение помогает закрепить ранее полученные знания и освоить новый учебный материал.

К явным положительным эффектами проблемного обучения относятся: параллельное получение знаний и развитие обучающегося с творческой стороны в процессе решение поставленной задачи; высокий интерес к учебной деятельности; развитие мыслительных способностей обучающегося.

Однако существуют и отрицательные аспекты проблемного обучения: относительно низкая степень применения в формировании практических навыков и умений; метод требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний по сравнению с другими типами обучения.

Проектное обучение – это технология обучения, в которой студенты приобретают знания и навыки в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий-проектов, направленных на решение конкретных проблем и создание конечного продукта. Данный метод обучения основан на применении обучающимся своих знаний для достижения практической цели, при этом обучающийся выполняет работу более самостоятельно, чем в технологии проблемного обучения, и имеет право решить задачу наиболее удобным и рациональным способ из-за отсутствия конкретного шаблона.

К преимуществам проектного обучения относится: применение полученных знаний на практике; большинство проектов ориентированы на выполнение задачи в команде, что сильно развивает навыки у обучающихся к работе в команде [6]; работа в команде способствует в развитии у обучающихся навыков выражения своей позиции и своих мыслей; при разработке проекта ученик готовится к своей будущей работе после обучения.

Также стоит обратить внимание на негативные стороны проектного обучения: трудность в формировании проекта; необходимость в наличии большого временного ресурса; сложность в отслеживании промежуточных результатов; трудность в оценке каждого обучающегося по отдельности, работавших над одним проектом.

Видно, что каждая из технологий обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Методы обучения в отдельных аспектах имеют схожие черты, но, в то же время, имеют явные различия. Выбор определенного метода обучения является задачей самого обучающегося или преподавателя на основе возможностей образовательного процесса в конкретной ситуации. Для помощи в выборе наиболее подходящей технологии обучения был проведен сравнительный анализ:

  • по степени вовлеченности студентов: наиболее высокий уровень вовлечённости демонстрируют геймификация и проектное обучение, благодаря активному вовлечению студентов в учебный процесс через практическую деятельность и игровую мотивацию.
  • по доступности обучения: электронное и дистанционное обучение лидируют по доступности, позволяя обучаться в любое время и из любого места;
  • по индивидуализации подхода: адаптивное обучение обеспечивает наиболее точную персонализацию учебных траекторий в зависимости от особенностей каждого студента;
  • по практической ориентации: проектное и проблемное обучение выделяются способностью формировать у студентов реальные навыки решения задач, критического мышления и самостоятельной работы;
  • по требовательности к техническому обеспечению: минимальные требования предъявляют проблемное и проектное обучение. В отличие от технологий дистанционного, электронного и адаптивного обучения, зависящие от устойчивости цифровой инфраструктуры.

Таким образом, ни одна из технологий не является однозначно лучшей. Их эффективность зависит от конкретных целей курса, уровня подготовки студентов и наличия технических ресурсов. Тем не менее для комплексного развития компетенций студентов предпочтительнее комбинировать различные технологии, исходя из их сильных сторон.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что наиболее оптимальными для универсального применения в современном образовании являются следующие технологии:

  • проектное обучение – за счёт высокой практической направленности и развития командных навыков;
  • адаптивное обучение – благодаря индивидуализации образовательных траекторий;
  • электронное обучение – как основа доступности образования и возможности самостоятельного изучения.

Их разумная интеграция позволяет создать сбалансированную образовательную среду, где сочетаются доступность знаний, персонализированный подход и развитие практических компетенций.

Важно подчеркнуть, что эффективность применения современных образовательных технологий зависит от грамотной стратегии их внедрения, от готовности преподавателей к новым форматам и от поддержки со стороны образовательных организаций. Только в этом случае можно обеспечить полноценную подготовку студентов к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира.

Список литературы

  1. Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. – М.: Кудиц-Образ, 2005. – 640 с.
  2. Аллен М. E-learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Майкл Аллен; пер. с англ. И. Окуньковой; ред. В. Ионов. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 200 c.
  3. Карпов А.С. Дистанционные образовательные технологии. Планирование и организация учебного процесса: учебно-методическое пособие / А.С. Карпов. – Саратов: [б. и.], 2015. – 67 с.
  4. Вилкова К.А. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против / К.А. Вилкова, Д.В. Лебедев; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 36 с.
  5. Караваев Н.Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде / Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с.
  6. Султанова Т.А. Проектное обучение: учебно-методическое пособие / Т.А. Султанова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2019. – 111 с.

Поделиться

135

Шевченко О. И., Катаев А. П., Савчук Д. О., Лазарев М. М. Современные технологии обучения // Актуальные исследования. 2025. №23 (258). Ч.III. С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/12322-sovremennye-tehnologii-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля