Главная
Конференции
Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты
Современные методы преподавания иностранного языка в высшей школе

Современные методы преподавания иностранного языка в высшей школе

Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

Test Teache Test
Task Based Learning
Case Study
Total Physical Response
информационных технологии
метод проектов
иноязычная компетенция
коммуникативная компетенция
профессиональная компетенция

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются современные методы преподавания иностранного языка в высшей школе - Test Teache Test, Task Based Learning, Case Study, Total Physical Response, использование информационных технологий в группах, метод проектов. Методы позволяют повысить эффективность иноязычной и профессиональной компетенции студентов. Статья может быть полезна преподавателям иностранного языка в ВО.

Текст статьи

В постоянно меняющемся мире складывается все более устойчивая тенденция использования современных методов в преподавании иностранных языков. Современному обществу необходимы специалисты, уверенные в использовании информационных технологий, способные мыслить критически, в краткие сроки предлагающие творческие и актуальные решения проблем, а также способные реализовывать перечисленные компетенции на иностранном языке. В данной статье рассмотрены новые популярные методы, используемые в обучении учащихся высшей школы с целью способствованию подготовки будущих специалистов.

Процесс преподавания это взаимодействие между педагогом и учащимися в рамках определенной дисциплины и активное участие в нем обеих сторон. Преподаватель при этом не только делится знаниями, но и проверяет эффективность и результативность своей работы, а также навыки, приобретаемые учащимися. Тестирование используется для получения информации об особенностях работы преподавателя и восприятия студентов, касающихся различных аспектов процесса обучения иностранному языку. Метод «Test Teach Test» (далее TTT) используется в рамках коммуникативной методики [1]. В данном случае преподаватель не объясняет новую лексику/грамматику сразу, а позволяет сначала учащимся ознакомиться с упрощенными ее примерами, а уже затем, при наличии собственных, близких к истине догадок, дается возможность самому выявить значение или правило (Test). После этого производится консультация преподавателя, что помогает скорректировать полученные знания (Teach). Последним этапом идет отработка на практике, например в говорении или письме, лексико-грамматических тестах и т. д. (Test). В качестве подготовки к этому методу можно использовать текст с наличием новых лексических и/или грамматических единиц, которые, в свою очередь, своей комплексностью не препятствуют пониманию основной мысли. Данный метод часто сравнивают с его предшественником «Production Practice Production» [2], который, в отличие от TTT не представляет учащимся возможности столкнуться с проблемой самостоятельно и самостоятельно попытаться ее решить. Преподаватель сразу объясняет сложные моменты, что хорошо для студентов начинающих уровней, однако не предоставляет возможность лучше запомнить материал и может показаться неинтересным для продолжающих и тем более продвинутых уровней.

Традиционная система обучения, базирующаяся на аудиторных занятиях и посещениях библиотеки, по своей привлекательности для обучающихся проигрывает современной Интернет-среде, которая характеризуется как «открытое (незамкнутое) поликультурное и многоязычное коммуникационно-информационное мультимедийное пространство» [Сафонова, 2015: 105]. Все больше в высшей школе набирает популярность «Task Based Learning» (TBL) [3] так как он позволяет изучать язык через конкретные задачи, решаемые учащимися на самом занятии. Список этих задач может быть неограничен – поиск информации в интернете, анализ видео или аудио, работа с текстом, диалог, интервью – и используются они для достижения цели – ответ на поставленный преподавателем вопрос, решение дилеммы, проведение дебатов. TBL предлагает объединение нового языкового и речевого материалов с уже знакомыми для взрослых обучающихся поисковых, аналитических, репродуктивных и продуктивных операций, что позволяет не только лучше усвоить новый материал, но и организовать увлекательный процесс обучения. Так же этот метод полезен для улучшения навыков организации, коллективной работы, размышления и обсуждения. Стоит отметить, что TBL показывает наибольшую эффективность со студентами 2, 3, 4 курсов, однако может оказаться слишком требовательным для 1-го курса нелингвистических специальностей.

Следующим перспективным методом в обучении иностранным языкам является «Case-Study» [4]. Предложенный метод может оказаться полезным как для языковых, так и неязыковых специальностей, так как предлагает размышление на заданную тему и попытку решить ту или иную задачу. Case Study можно применять на общие темы, такие как «здоровье», «друзья», «одежда» для начинающих курсов; более узкие, например «кредитование», «обучение и воспитание подростков», «роль цвета в дизайне интерьера», для продолжающих курсов в рамках изучения языка для профессиональной деятельности. Данный метод не столько направлен на грамматику, произношение и богатство словарного запаса, сколько на формирование умения излагать мысли на иностранном языке, аргументировать их, анализировать и дополнять речь собеседника. Case Study может также помочь преодолеть языковой барьер, научиться связывать отдельные предложения в единую логически связанную мысль (текст), запомнить связанную с темой лексику. Кейсстади «полезен для ответа на вопросы «как?» и «почему?» и для выявления причинно-следственных связей» (Леонтович, 2011: 42), он эффективен при исследовании «переломных моментов», «цепи обратной связи», проверки определенной гипотезы (George, Bennett, 2004: 8–12). Применение метода необходимо, в частности, для формирования иноязычной компетенции в целеполагании, анализе и обобщении, приведении аргументов, поиске оригинального решения и выведении заключений относительно различных проблем. Приведенные навыки, а также возможность их успешной реализации значительно улучшаются при применении Case-Study [5, с. 39-46].

«Total Physical Response» (TPR) представляет собой корреляцию между уже знакомыми жестами, действиями и мимикой с новой лексикой для их обозначения [6]. Данный метод можно применять при работе со студентами высшей школы для подготовки филологов – демонстрация языком тела происходящего в пьесе У. Шекспира (разыгрывание сцен), для педагогов – один студент в роли учителя предлагает студентам в роли школьников открыть книгу, открыть тетрадь, взять ручку… и д. р. Данный метод предполагает использование либо уже знакомых терминов для их повторения через действия, либо в условиях предварительной подготовки отработка новой лексики и/или грамматических конструкций (связь видовременной формы и демонстрацией продолжительного действия). Метод однозначно вызывает интерес и дает максимальную наглядность при обучении.

Немалую роль в современном обучении играют информационные технологии. Их использование на занятиях в высшей школе также может содействовать образовательному процессу [7]. Мобильные телефоны, мессенджеры, поисковые сети – это часть повседневности студентов, они отлично знают, как ими пользоваться. В связи с чем они охотно используют их и для занятий. Так, например, в качестве домашнего задания для отработки говорения можно использовать аудиосообщения в WhatsApp и Telegram, которые отправляются напрямую преподавателю. С развитием клипового мышления у молодых студентов, интересным может показаться задание записать клип, «кружочек» с декларацией стихотворения на иностранном языке, диалог по ролям (в том числе и в форме переписки в чате двух студентов и преподавателя, где последний выступает в роли наблюдателя). Эти и многие другие активности способствуют развитию коммуникативной компетенции на иностранном языке. Для успешной реализации данного метода можно делить учащихся на мини-группы постоянного и сменного характера применяя приемы Jigsaw, Brainstorming, «Вертушка» и другие [8]. Для работы в группе можно использовать следующие интернет-ресурсы: Kahoot, Miro, Quizezz, WordWall.

В современном мире все больше возрастает необходимость развивать у учащихся навыки творческой и поисковой деятельности, работы в команде и самостоятельности, умение ставить цели и принимать конкретные шаги для ее достижения. Возможность развития ранее перечисленных навыков и умений предоставляет «Метод проектов» (Е.С. Полат). Метод позволяет развивать как интеллектуальные способности – обработка и обобщение иноязычной информации, выделение проблемы и ее аспектов, построение высказывания в соответствии с задачами и целями; так и коммуникативные умения – логичное и лаконичное построение высказывания, обсуждение информации в форме диалога/полилога. Метод проектов также презентует особую эффективность развития перечисленных умений у одаренных обучающихся [9]. Использование метода при обучении студентов ВУЗов позволяет внести значительный вклад в развитие иноязычной компетенции наряду с профессиональной.

Приведенные методы используются для эффективной подготовки будущих специалистов, способных к продуктивной индивидуальной и коллективной работе, применению иноязычной компетенции в профессиональной сфере. Методы также призваны облегчить процесс изучения иностранного языка в высшей школе, сделать обучение более интересным, пробудить мотивацию к изучению, позволить связать полученные знания, навыки и умения с использованием современных информационных технологий, обеспечить учащихся более глубокими познаниями в рамках своих специальностей на иностранном языке.

Список литературы

  1. How to Teach Grammar: Test-Teach-Test // teflhorizons URL: https://teflhorizons.com/blog-list/2019/7/14/how-to-teach-grammar-test-teach-test (дата обращения: 29.11.2024).
  2. PPP уже не в моде? // Skyteach URL: https://skyteach.ru/methods/ppp-uzhe-ne-v-mode/ (дата обращения: 29.11.2024).
  3. Николаевна Е.А., Панченко Е.Ю. TBL – метод коммуникативных заданий в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе // CyberLeninka. – 2016. – № 29.
  4. Богданова А.И., Солдатова У.В. Применение метода Case-Study в процессе обучения студентов неязыковых специальностей навыкам профессиональной иноязычной коммуникации // CyberLeninka. – 2019. – № 37.
  5. Техова А.М. Использование метода кейс-стади при обучении английскому языку студентов педагогического вуза для формирования навыков критического мышления: дис. Старкова Дарья Александровна канд. пед. наук, доцент Пед. наук: 45.03.02 С. 39-46.
  6. The Total Physical Response Approach to Second Language Learning // Sci-Hub URL:https://www.sci-hub.ru/10.1111/j.1540-4781.1969.tb04552.x (дата обращения: 30.11.2024).
  7. Кормилина Н.В., Шугаева Н.Ю. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. – Чебоксары: «Альфа&Омега», 2019. – 448 с.
  8. Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы: автореф. дис. д.п.н. Полат Е.С. пед. Наук: 13.00.02
  9. Компанеева Л.Г. Методика обучению иностранному языку одаренных старшеклассников: автореф. дис. д.п.н. Астуфова Т.Н. пед. Наук: 13.00.02.

Поделиться

72

Атаманов Н. В. Современные методы преподавания иностранного языка в высшей школе // Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12325-sovremennye-metody-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-vysshej-shkole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля