Современная транспортная инфраструктура предполагает обязательное соблюдение строгих требований к техническому состоянию транспортных средств. Однако на практике значительное количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств, что нередко связано с ненадлежащим качеством их ремонта. Данная проблема требует комплексного уголовно-правового и криминологического осмысления.
А. С. Яшина отмечает: «Большой процент происшествий на транспорте связан с проблемами эксплуатации и функционирования транспортной инфраструктуры. Главная причина нарушений функционирования инфраструктуры основных фондов транспорта - технические неисправности» [4, с. 46]. Основной целью механизма правового регулирования уголовной ответственности за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, по нашему мнению, снижение количество ДТП, которые происходят из-за неисправностей транспортных средств, и, рост которых наблюдается каждый год.
Статистика не отражает в полной мере опасности неисправного технического состояния. Так, за недоброкачественный ремонт транспортных средств или выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, общественно опасными последствиями которых являлось причинение смерти двум и более лицам по неосторожности (ч. 3 ст. 266 УК РФ), в 2023 году осужден 1 (–66,7%) человек.
В российском уголовном праве ответственность за ненадлежащий ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с неисправностями предусмотрена несколькими статьями УК РФ:
- Статья 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» - основной состав, применяемый при ненадлежащем ремонте.
- Статья 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями».
- Статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» - при наступлении тяжких последствий.
Особого внимания заслуживает вопрос разграничения этих составов и их правильной квалификации.
В научной юридической литературе можно встретить несколько подходов к определению содержания основного объекта преступлений в ст. 266 УК РФ.
Так, О. Г. Мотин, определяя содержание объекта преступлений в ст. 266 УК, пишет следующее: «... ст. 266 УК РФ охраняет безопасность движения и эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного и мототранспорта, а также городского электротранспорта. Безопасность эксплуатации и ремонта магистрального трубопроводного транспорта охраняется специальными нормами, предусмотренными ст. 269 УК РФ». А.В. Козун, в свою очередь, отмечает следующее: «В качестве объекта недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями выступают охраняемые уголовным законом общественные отношения, складывающиеся по поводу безопасности движения и эксплуатации транспорта, структурно включающие в себя техническую безопасность транспортных систем как обязательное условие обеспечения нормального функционирования транспортной безопасности» [3, с. 93].
Расследование преступлений, связанных с некачественным ремонтом транспортных средств, сталкивается с рядом принципиальных сложностей, требующих комплексного подхода. Центральной проблемой становится установление прямой связи между дефектами ремонта и последствиями в виде ДТП. Эта задача осложняется множеством сопутствующих факторов – от естественного износа деталей до ошибок в эксплуатации, что требует проведения многоуровневой экспертизы с привлечением специалистов различных профилей.
Особую сложность представляет определение круга ответственных лиц в условиях современной организации автосервисов. Разветвленная структура предприятий, коллективный характер принятия решений и зачастую несовершенная система документооборота создают серьезные препятствия для установления персональной вины конкретных сотрудников. Следователям приходится тщательно анализировать систему распределения обязанностей и уровень профессиональной подготовки персонала, чтобы выявить действительных виновников [4, с. 47].
На основании анализа правоприменительной практики и научной юридической литературы можно сделать вывод, что недоброкачественный ремонт может привести к появлению технических неисправностей, которые делают небезопасным эксплуатацию транспортных средств или конструктивных элементов транспортной инфраструктуры (транспортных средств). Экспертная деятельность в таких случаях требует особой тщательности и междисциплинарного подхода. Специалистам необходимо не только выявить технические неисправности, но и определить, стали ли они следствием нарушения технологии ремонта, использования некачественных материалов или иных производственных нарушений. При этом состояние деталей после аварии зачастую существенно затрудняет проведение полноценного исследования.
Не менее сложной задачей является доказывание субъективной стороны преступления. Следователям предстоит установить, действовал ли обвиняемый умышленно или по неосторожности, мог ли он предвидеть последствия своих действий, руководствовался ли корыстными мотивами. Для этого требуется всесторонний анализ документации, свидетельских показаний и других доказательств, позволяющих восстановить полную картину событий. Большинство исследователей считает, что субъективная сторона преступлений, составы которых закреплены в ст. 266 УК РФ, характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия либо небрежности.
Эффективное расследование подобных дел возможно только при условии тесного взаимодействия правоохранительных органов с экспертами различных специальностей. Современные методики и межведомственное сотрудничество позволяют преодолевать объективные трудности и обеспечивать справедливое правосудие в этой сложной категории дел.
Таким образом, проблема ненадлежащего ремонта транспортных средств требует комплексного подхода, сочетающего уголовно-правовые меры воздействия с профилактическими мероприятиями. Особое значение имеет совершенствование методики расследования таких преступлений и разработка четких критериев оценки качества ремонтных работ. Анализ следственной и судебной практики позволяет выявить характерные черты данного вида преступлений: чаще всего субъектами выступают работники автосервисов, сотрудники транспортных предприятий, способ совершения - использование некачественных запчастей, несоблюдение технологий ремонта. Отмечается высокий уровень скрытых преступлений в данной сфере, и при этом – создание реальной угрозы жизни и здоровью участников дорожного движения.