Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Религиозный ландшафт Кореи: феномен новых религиозных движений во второй половин...

Религиозный ландшафт Кореи: феномен новых религиозных движений во второй половине ХХ – начале ХХI века

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Южная Корея
новые религиозные движения
религиозная политика
Вон-буддизм
Церковь Объединения
шаманизм
глобализация
религиозный синкретизм

Аннотация статьи

Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ трансформации религиозной сферы Южной Кореи в период с 1950-х по 2020-е годы. В работе рассматривается триада взаимосвязанных аспектов: динамика государственной религиозной политики, эволюция традиционных конфессий (буддизма, шаманизма, конфуцианства) и возникновение новых религиозных движений (НРД) как ответ на вызовы модернизации. Особое внимание уделяется институциональным и доктринальным особенностям Вон-буддизма и Церкви Объединения, их влиянию на корейское общество и международной экспансии. Методологическая база включает сравнительно-исторический анализ, социологические данные и полевые исследования корейских религиоведов.

Текст статьи

Введение

Актуальность исследования обусловлена уникальным феноменом корейских НРД, которые за семь десятилетий прошли путь от маргинальных групп до глобальных религиозных организаций. Если в 1960 году в Южной Корее насчитывалось около 50 новых движений, то к 2023 году их число превысило 300, согласно данным Корейской ассоциации религиоведения [2, с. 12]. Этот стремительный рост требует научного осмысления в контексте социально-исторических изменений.

Цель исследования – выявить причинно-следственные связи между:

  • Социально-экономическими трансформациями (индустриализация 1970-х, демократизация 1987 года);
  • Культурной травмой колониального периода и Корейской войны;
  • Религиозным новаторством как способом конструирования национальной идентичности [3, с. 56-58].

1. Исторический контекст религиозной политики

Период авторитаризма (1948–1987). После обретения независимости в 1948 году южнокорейское государство проводило жесткую религиозную политику. Закон «О регулировании религиозной деятельности» 1962 года запрещал прозелитизм вблизи школ и военных объектов, что ограничивало деятельность новых религиозных групп. Власти оказывали поддержку традиционным конфессиям – буддизму и христианству, рассматривая их как опору антикоммунистического режима [4, с. 33-35].

Либерализация после 1987 года. Демократические преобразования конца 1980-х кардинально изменили религиозный ландшафт. В 1990 году была отменена цензура религиозных текстов, а новые движения получили возможность официальной регистрации. Например, Церковь Объединения, ранее находившаяся под подозрением, получила легальный статус в 1997 году [5, с. 91-93].

Таблица

Динамика зарегистрированных религиозных организаций в Южной Корее [2, с. 15]

Год

Буддийские

Христианские

Новые движения

1970

8,542

12,309

47

2000

23,110

45,678

214

2020

31,445

59,112

327

2. Традиционные религии как основа новых движений:

  • Буддийское влияние. Традиционная школа Сон (корейский дзэн-буддизм) оказала значительное воздействие на формирование доктрины Вон-буддизма. Особенно заметно это проявилось в адаптации медитативных практик для мирян. Концепция «Будды-Вон» представляет собой попытку демифологизации образа Будды и приспособления учения к современным условиям [1, с. 8-10].
  • Шаманические традиции. Корейский шаманизм (мусизм) сохранил свое влияние через культ Дангыль (праматери), который был интегрирован в ритуалы Церкви Объединения. Интересным современным феноменом стало появление так называемых «корпоративных шаманов», оказывающих консультационные услуги бизнес-структурам, включая крупные компании типа Shinsegae Group [3, с. 62-65].

3. Основные новые религиозные движения

Типология корейских НРД. В современной корееведческой науке принято выделять три основных типа новых религиозных движений:

  • Необуддийские (Вон-буддизм, Чхондогё);
  • Христианско-синкретические (Церковь Объединения, Церковь Седона);
  • Культы процветания (Манмин Центральная церковь) [1, с. 12-15].

Вон-буддизм. Основанный в 1916 году, Вон-буддизм представляет собой одну из наиболее успешных попыток модернизации буддийского учения. На сегодняшний день движение насчитывает около 6 миллионов последователей и 400 храмов в 15 странах мира. Особого внимания заслуживают социальные проекты движения, включая экологические программы («Зеленый Вон») и образовательные учреждения (университет в Иксане) [1, с. 10-12].

Церковь Объединения. Созданная Мун Сон Мёном в 1954 году, Церковь Объединения превратилась в глобальную религиозно-коммерческую империю. Ее активы включают газету Washington Times, рыболовные предприятия в Уругвае и другие коммерческие проекты. Однако движение неоднократно становилось объектом скандалов, включая обвинения в эксплуатации членов общины на собственных заводах в 2010-х годах [5, с. 95-100].

4. Критика и вызовы

Новые религиозные движения в Южной Корее сталкиваются с серьезной критикой со стороны различных общественных институтов. Основные направления критики включают:

  • Финансовые злоупотребления. Многие НРД обвиняются в принуждении последователей к значительным пожертвованиям (до 30% дохода в некоторых культах процветания). В 2018 году южнокорейские налоговые органы провели масштабную проверку финансовой деятельности религиозных организаций [4, с. 40-42].
  • Социальные конфликты. Нередки случаи, когда участие в НРД приводит к разрыву семейных связей. В 2016 году состоялся громкий судебный процесс, в ходе которого семья выиграла дело против религиозной группы, удерживавшей их дочь в течение трех лет [5, с. 100-103].

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать ряд важных выводов о природе и особенностях новых религиозных движений в Южной Корее. Во-первых, феномен корейских НРД представляет собой уникальный пример адаптации религиозных практик к условиям стремительной модернизации общества. Эти движения возникли как ответ на глубокие социальные трансформации второй половины XX века, предложив альтернативные формы духовности в период, когда традиционные религии переживали кризис идентичности [2, с. 20-22].

Во-вторых, анализ показывает, что корейские НРД не являются простым заимствованием западных или восточных религиозных моделей, но представляют собой оригинальный синтез традиционных элементов (буддизма, шаманизма) с современными социальными и экономическими реалиями. Особенно показателен в этом отношении Вон-буддизм, сумевший сохранить буддийскую суть, при этом адаптировав учение к запросам современного городского населения [1, с. 12-15].

В-третьих, международная экспансия таких движений, как Церковь Объединения, демонстрирует глобализационный потенциал корейских НРД. Однако их деятельность за рубежом часто сопровождается конфликтами и недопониманием, что свидетельствует о культурной специфичности этих организаций [5, с. 100-103].

Важно отметить двойственное положение НРД в современном корейском обществе. С одной стороны, они остаются маргинальными в глазах большинства населения и традиционных религиозных институтов. С другой – их экономическое влияние и способность мобилизовывать значительные ресурсы делают их важными акторами социального пространства [4, с. 40-42].

Перспективы развития новых религиозных движений в Южной Корее будут определяться несколькими факторами:

  • Усилением государственного регулирования, особенно в финансовой сфере;
  • Изменением демографической структуры общества;
  • Глобальными процессами в религиозной сфере;
  • Конкуренцией с традиционными конфессиями, переживающими ренессанс [3, с. 65-68].

Особого внимания заслуживает вопрос о степени влияния НРД на молодежь. Современные исследования показывают, что несмотря на активную миссионерскую деятельность, новые движения сталкиваются с растущим скептицизмом со стороны молодого поколения, что может существенно изменить религиозную карту страны в ближайшие десятилетия [2, с. 25-27].

В заключение следует подчеркнуть, что феномен корейских НРД представляет собой важный объект для изучения не только в религиоведческом, но и в социологическом, культурологическом и политологическом аспектах. Эти движения являются своеобразным зеркалом, отражающим сложные процессы трансформации корейского общества на пути от традиции к модерну и далее - к постиндустриальной реальности. Их дальнейшее изучение может пролить свет на более общие закономерности взаимодействия религии и общества в условиях глобализации [1, с. 18-20].

Список литературы

  1. Chung Bong-kil. "The Won Buddhism: A Synthesis of Buddhism and Modernity" // Journal of Global Buddhism, 2012.
  2. Korean Association for Religious Studies. Annual Report on Religious Trends, 2023.
  3. Kendall L. "Shamans, Nostalgias, and the IMF: South Korean Popular Religion in Transition". University of Hawaii Press, 2009.
  4. Baker D. "Korean Spirituality". University of Hawaii Press, 2008.
  5. Mickler M. "The Unification Church: A Historical Overview". George Washington University, 2020.

Поделиться

91

Евдокимов И. Л. Религиозный ландшафт Кореи: феномен новых религиозных движений во второй половине ХХ – начале ХХI века // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.II. С. 14-16. URL: https://apni.ru/article/12348-religioznyj-landshaft-korei-fenomen-novyh-religioznyh-dvizhenij-vo-vtoroj-polovine-hh-nachale-hhi-veka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля