Тайваньская проблема существует уже на протяжении достаточно долгого периода времени, однако она не может находиться в неизменном состоянии постоянно. Представители материкового Китая уже много раз заявляли о своем намерении вернуть остров в состав КНР и ни при каких обстоятельствах не отступят от своей позиции. Исходя из этого необходимо изучить возможные варианты развития дальнейших действий стран, вовлеченных в проблему, и понять какие исходы могут существовать в разрешении данного вопроса. Стоит отметить, что любой возможный вариант решения вопроса, обязательно повлияет на текущую расстановку сил на международной арене.
Для начала необходимо разобраться какие группы населения присутствуют на острове и каких политических взглядов они придерживаются. Граждан Тайваня можно распределить на три основные группы в зависимости от их взглядов на тайваньский вопрос:
- Военные и гражданские лица, бежавшие с материкового Китая или их потомки. Такие люди могут как разделять чувство национальной идентичности с КНР, так и наоборот быть крайне негативно настроены по любым вопросам касающихся объединения с КНР.
- Коренные жители острова. Таких людей на Тайване большинство. Как правило, они признают родственные связи с КНР, но не выступают за воссоединение с материком.
- Лица, активно выступающие за полную независимость Тайваня. Такие люди, как правило, полностью отрицают свою связь с КНР [1, c. 47].
Как можно видеть, у населения острова довольно различные взгляды и позиции по отношению к КНР. Жители Тайваня имеют достаточно высокий уровень национальной идентичности. Это связанно с двумя основными факторами:
- Естественная смерть китайцев, бежавших с материка. Новые поколения не имеют такой тесной связи культурой материкового Китая и не признают его своей родиной.
- Влияние правительства ДПП. Демократическая прогрессивная партия всегда выступала против воссоединения с материком. При нахождении у власти ДПП в систему образования были внесены некоторые изменения, показывающие КНР в худшем свете [2, c. 10].
Образование является ключевым фактором формирования приоритетов и ценностей у молодого поколения. Внедрив новые принципы в систему образования, у ДПП успешно получилось добиться формирования и развития тайваньской идентичности.
В своей деятельности ДПП проводит агитацию не только в системе образования, но и в обществе в целом. ДПП долгое время находилось у власти, что в свою очередь, позволило им провести успешную пропагандистскую деятельность за время своего правления. Основными идеями ДПП, которые они несли в массы, были:
- воспитание непринятия населением идей воссоединения с КНР;
- необходимость защиты острова в случае агрессии материка;
- необходимость сохранения демократических ценностей и свобод.
Благодаря серьезной работе ДПП в сфере пропаганды большая часть населения Тайваня на сегодняшний день воспринимают США как образец для подражания, а КНР как авторитарную страну, от агрессии которой необходима серьезная защита. В настоящее время ДПП также активно проводит свое освещение в СМИ, и, в связи с этим, местные медиа на острове транслируют информацию о важности сохранения независимости Тайваня.
В 2022 году был проведен опрос среди тайваньского населения. Опрос заключался в определении позиций граждан по вопросам будущего острова. Среди возможных вариантов ответа на опрос было три варианта:
- за полную независимость острова;
- за объединение с материковым Китаем;
- за сохранение Тайванем статуса-кво.
54% опрошенных выступили за третий вариант, 30% за первый и 7% за второй. Как можно видеть из опроса, большинство жителей острова считают, что лучшим будущем для Тайваня является сохранение его существования как непризнанного государства, с широкими неформальными международными связями [3].
Такие результаты опроса могли быть связаны с произошедшими в 2019 году событиями в Гонконге. Тогда там начались массовые протесты против введения КНР нового закона «Об экстрадиции». Суть закона заключалась в том, что лицо совершившее преступление (или лицо подозреваемое в совершении преступление) подлежало выдачи на территорию материка. Стоит отметить, что в этом случае позиция КНР была довольно сдержанной и закон так и не был введен на территории Гонконга. Однако сама попытка введения такого закона вызвала бурную реакцию на Тайване, и концепция «Одна страна – две системы» была еще более раскритикована. В любом случае вариант разрешения проблемы, представленный КНР, и так не получал отзывов среди населения острова, но события на Гонконге только укрепили негативное мнение жителей о плане материка [4].
В 2020 году Тайванем был опубликован анализ ситуации в Гонконге за 23 года его существования в составе КНР. В этом анализе была выдвинута критика КПК за ее отказ в поддержании высокой автономии Гонконга, также был сделан акцент на растущие акции протеста и на учащение массовых демонстраций. Основной претензией Тайваня было ужесточение контроля над Гонконгом со стороны Пекина.
Жители острова склонны полагать что при «гонконгском решении» тайваньской проблемы, остров ждет та же участь. Также в 2020 году Национальный фонд Тайваня опубликовал анкету. В этой анкете проводился опрос: «Если Китай применит силу против Тайваня для объединения, будете ли вы готовы сражаться, чтобы защитить Тайвань?». 80% участников опроса выразили свою готовность встать на защиту независимости острова [5].
Подводя итог в рассмотрении вопроса о мнении жителей острова, можно сказать о том, что тайваньцы относятся крайне негативно к идее о присоединении к КНР. Жизнь в капиталистическом обществе с ценностями демократии и со свободой слова, более приемлемы для жителей острова. На протяжении всего времени независимости Тайваня жители успели приобрести свою национальную идентичность и развить собственную культуру. И чем большее время Тайвань будет сохранять свою независимость, тем сильнее будет укрепляться сегодняшнее мировоззрение населения.
Одним из очевидных вариантов разрешения тайваньской проблемы является военное вторжение КНР. В конституции КНР Тайвань обозначен как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Также в конституции есть пункт, который гласит: «Завершение великого дела воссоединения Родины – священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване» [6]. Также важный закон был издан КНР в 2025 году «О противодействии расколу страны». Рассмотрев все эти пункты и законы можно сделать вывод, что право в КНР допускает возможность разрешения вопроса силовым методом.
Но КНР понимает к каким последствиям может привести военное вторжение на остров. Такое решение проблемы вполне может перерасти в полномасштабную войну, так как в тайваньскую проблему вовлечены не две страны. Так, например, для Японии важно не допустить усиления КНР, а значит она будет прямо или косвенно вовлечена в военный конфликт. Для Японии Тайвань является важным стратегическим и экономическим партнером. Япония, совместно Тайванем проводят совместные инвестиции и открываю совместные предприятия. Из это следует, что, если остров войдет в состав КНР, Япония понесет большие экономические убытки. Такой исход тайваньской проблемы явно не входит в планы правительства Японии.
Есть вероятность, что США также могут присоединиться к вооруженному столкновению. Согласно закону «Об отношениях с Тайванем» от 1979 года» Соединенными Штатами было взято на себя обязательство по обеспечению безопасности Тайваня. Также на сегодняшний день США являются ключевым союзником Тайваня. Союз Тайваня и США сегодня является основным сдерживающим фактором для КНР. Также стоит отметить, что в запасе у США разработан стратегический план по защите острова в случае попытки его захвата, под названием «разбитое гнездо» (Broken Nest). В случае захвата острова, у КНР в руках окажется территория с развитой экономикой. Помимо этого, КНР получит предприятия Тайваня по производству полупроводников. Такой расклад событий крайне невыгоден для США, так как они ведут против Китая активную торговую войну и регулярно применяют свои санкции в отношении китайских компаний, производящих полупроводники. Поэтому суть плана «разбитое гнездо» заключается в быстрой ликвидации отрасли полупроводников на острове до момента их захвата Китаем. Реализация данного плана будет означать прямое участие США в военном столкновении с КНР. Также министр обороны Австралии в 2021 году заявил, что в случае введения войск США на остров, у Австралии не будет другого выхода как присоединиться к ним. Такое заявление становится вполне логичным если учесть тот факт, что Австралия является членом AUKUS и имеет конкретные обязанности перед членами альянса.
В любом случае военное разрешение тайваньской проблемы является маловероятным исходом. Правительство КНР осознает все возможные риски и последствия такого шага. Но даже в случае принятия решения начать вооруженный захват острова, вероятность открытого столкновения КНР и стран альянса AUKUS крайне мала. Можно предположить, что в таком случае КНР будут ждать многочисленные санкции и международная изоляция.
Рассмотрев вариант военного развития событий, можно сказать о том, что такой расклад событий все же возможен, но крайне маловероятен. Для США и КНР очевидно, что в случае начла полномасштабной войны быстрая победа одной из сторон окажется невозможной, а долгая война невыгодна для обеих сторон. Вашингтонский центр стратегических международных исследований провел анализ тайваньской проблемы и возможных путей ее разрешения. В нем также были проанализированы варианты прямого военного столкновения КНР и США. Этот анализ показал, что США способны отразить военный удар по острову, но с большими потерями и непоправимыми разрушениями для экономики Тайваня.
На сегодняшний день, более вероятным остается мирное воссоединение двух Китаев. Во всех своих заявлениях КНР утверждает о том, что для них важно сосредоточиться на мирных способах урегулирования проблемы. В 2023 году представитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Ма Сяогун выступил со следующим заявлением: «В дальнейшем мы намерены проводить широкое и глубокие консультации со здравомыслящими представителями всех сфер тайваньского общества по теме воссоединения и отношений на двух берегах. Мы будем укреплять обмены и диалог, вместе стимулировать мирное развитие отношений по обе стороны Тайваньского пролива, продвигать процесс мирного воссоединения родины». Стоит отметить, что шанс на мирное воссоединение возможен только при нахождении у власти на острове партии лояльной КНР.
КНР активно пытается завоевать доверие тайваньцев путем экономической интеграции. Количество торговых связей между островом и материком растет с каждым годом, а КНР уже несколько лет подряд остается самым крупным рынком экспорта и основным направлением для инвестиций для Тайваня. Вероятно, экономическая интеграция КНР на остров будет только увеличиваться. Также стоит отметить, что сегодня идет разработка идей по открытию пилотных зон интегрированного развития двух берегов пролива.
С большой вероятностью КНР будет реализовать свой план по мирному воссоединению следующим образом. До следующих выборов на Тайване КНР не будет принимать каких-либо глобальных действий в этой сфере. От результатов следующих выборов зависит и сама возможность реализации плана по мирному воссоединению. В случае победы партии «Гоминьдан» есть шанс вернуться к принципам «Одна страна – две системы» или же к «Консенсусу 1992». Но стоит отметить, что в 2019 году на острове была зарегистрирована еще одна политическая партия – Тайваньская народная партия (ТНП). По официальным заявлениям, ТНП они позиционируют себя как независимая политическая сила. Если подробно рассмотреть ТНП, можно определить, что эта партия преследует попытку сохранить взаимовыгодное сотрудничество с КНР, но в то же время выступает за сохранение полной независимости Тайваня. Победа партии НТП на следующих выборах маловероятна, но само наличие третьей партии может привести к утечке голосов из двух основных партий.
Сложно сделать прогноз о победе Гоминьдана или ДПП на следующих выборах, так как они состояться только в 2028 году. За такой большой срок общественные настроения на острове могут поменяться в пользу любой из партий. Но победа Гоминьдана крайне необходима для КНР. Основной задачей для КНР до следующих выборов будет донести до населения Тайваня свое видение на правление ДПП. Для КНР важно указать на то, что при правлении ДПП ни одна поставленная задача не была выполнена. Полная независимость острова так и не достигнута, при этом отношения с КНР значительно ухудшились.