Главная
АИ #19 (22)
Статьи журнала АИ #19 (22)
Применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательно...

Применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательной среды современного вуза

Автор(-ы):

Вершков Алексей Станиславович

Самойленко Олег Борисович

Дорофеев Александр Алексеевич

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

ассоциация
ассоциативное обучение
память человека
зрительная память
слуховая память
инновационный метод
образовательная среда
современный вуз

Аннотация статьи

В статье описаны теоретические аспекты основ познавательного процесса с применением инновационно-ассоциативного метода обучения через функции памяти, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков (владений). Обращено внимание на то, что важная роль в процессе обучения отводится зрительной памяти. Сделан вывод о том, что применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательной среды современного вуза помогает обеспечивать более качественное обучения и развитие будущего специалиста.

Текст статьи

Развитие высшей школы в современных условиях продолжается осуществляется в рамках выработки новой стратегии и определения на ее основе главных направлений деятельности вузов с учетом степени и глубины многоплановых структурных преобразований и изменений (в том числе, в технологической [5, с. 24], а значит и в инновационной сфере).

На современном этапе развития системы образования различают два аспекта: образование как процесс и результат освоения определенного стандартизированного его содержания (знания, умения, навыки, владения, компетенции); образование как непрерывный процесс развития и становления личности (формирование потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств) [8, с. 229]. При этом современное образование требует использование инновационных подходов к методам преподавания в учебных заведениях. Педагоги стараются не отставать от данного направления, понимая, что необходимо выпустить специалиста с хорошими знаниями.

Термин "инновация" происходит от латинского "novatio" (обновление или изменение), и приставки "in" (в направление), если переводить дословно "Innovatio" означает "в направлении изменений". Инновация не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно может повысить эффективность действующей системы, а под развитием инновационных процессов понимается способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности" [2, с. 724].

Память человека в обучении это не только определенный феномен человеческого организма, но и одновременно комплекс познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков и владений. Она относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, которые составляет основу дальнейшего развития обучающихся.

Существуют различные типологии памяти по: сенсорности (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая); содержанию (социальная, топографическая, образная); организации (эпизодическая, семантическая, процедурная); длительности и физиологии (кратко- и долговременная); осознанности (осознаваемая, неосознаваемая); целям запоминания (произвольная, непроизвольная) [4, с. 346-354]; наличию средств (неопосредованная, опосредованная); уровню развития (моторная, образная, словесно-логическая); времени хранения (про- и ретроспективная) [1, с. 460-483].

Память и обучение являются сторонами одного процесса, где под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью – механизмы усвоения, хранения и извлечения этой информации [4, с. 181-192], а любая смысловая организация информации заключается в долговременной памяти.

Информацию, которую усваивает человек можно разделить на: текстовую (слова, фразы); числовую (числа, знаки); звуковую (устная речь); графическую (схемы, графики). Накопление, сохранение, восприятие и представление данных памятью человека неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант сохранения и подачи информации, который обеспечит наилучшее их понимание и воспроизводство их в памяти.

Основой в классификации видов человеческой памяти является деление по времени сохранения материала. В частном случае, в процессе обучения говоря об эффективности сохранения информации и воспроизведении этих данных важная роль отводится слуховой и зрительной памяти.

Слуховая память в обучении характеризуется хорошим запоминанием и точным воспроизведением учебной информации в виде звуков, речи, шумов, музыки, сигналов. С помощью данного вида памяти человек может быстро и точно запомнить информацию и ее смысл, а также передать его достаточно точно собственными словами.

Усваивать эффективно данные на слух не так легко, как может показаться, главную роль в восприятии информации играет все же зрение (процент информации, получаемой человеком, воспринимается глазами до 90 и лишь 10 % информации воспринимается на слух) [3]. Для долговременного запоминания информации, предпочтение отдают зрительной памяти, что может лежать в основе качественного обучения.

Зрительная памятьв обучении связана с сохранением и воспроизведе­нием визуальной информации и предполагает развитую у человека способность к воображению (в мозг человека поступают и обрабатываются зрительные образы), при этом человек зрительно представляя информацию, легче запоминает и воспроизводит ее (основа данного процесса).

Во многом механизмы памяти (усвоение, хранение информации и т.д.) зависят от способностей самого человека. Модель таких способностей, реализуемых в виде системы механизмов, была разработана В.Д. Шадриковым на основе комплексного подхода к изучению психических функций. В модели выделяются три вида механизмов: функциональные, операционные и регулирующие [9].

Функциональные механизмы детерминированы эволюцией и природной организацией человека и осуществляют непосредственное запоминание материала. Они относятся к характеристикам человека как индивида.

Операционные механизмы усваиваются индивидом в процессе воспитания и образования, в общей его социализации. Эти механизмы представляют собой внутренние навыки по организации запоминания информации. Они относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности.

Регулирующие механизмы проявляются в умение субъектом управлять собственными способностями и реализуются в внешней (мотивы, установки, интересы, убеждения) и внутренней (осознанное использование) регуляциях. Они относятся к характеристикам человека как индивида и личности.

Для нас в процессе обучения имеют важность, прежде всего операционные механизмы, существующие как система интеллектуальных операций (осознанных действий), связанных с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Выделенная В.Д. Шадриковым [9] совокупность данных операций включает в себя следующие операции: группировка (разбиение материала на группы); выделение опорных пунктов (тезисы, заголовки, вопросы); формирование плана (совокупности опорных пунктов); классификация (распределение по классам, группам, разрядам); структурирование (установление расположения частей); систематизация (определенный порядок в расположении частей); схематизация (упрощение представляемой информации); аналогия (установление подобия); перекодирование (представление информации в образной форме); остраивание запоминаемого материала (объединение и распределение); сериоризация (построение различных последовательностей); ассоциация (установление связей по сходству); повторение (сознательный способ запоминания).

Ассоциативное обучение, в отличие от неассоциативного обучения, которое делится на суммацию, привыкание, долговременную потенциацию и импринтинг, основывается на образовании связи, некой ассоциации, между двумя или несколькими стимулами. В качестве примера можно рассмотреть классический вариант выработки условного рефлекса по Павлову: установление связи между нейтральным условным стимулом и безусловным стимулом, вызывающим безусловный рефлекторный ответ. При этом вероятно на разных постсинаптических участках генерируются различные вторичные посредники, и изменение экспрессии генов рецепторов к нейромедиаторам, действующим на данный нейрон будет обусловлено суммарным эффектом вторичных посредников [7].

В плане практической реализации операционных механизмов нам кажется интересным механизм операции "перекодирование", то есть представление информации в образной форме, когда у обучающихся создается некая ассоциация с представленной для запоминания информацией (рис. 1).

Рис. 1. Применение операционного механизма операции «перекодирование»

На рисунке 1 представлена возможность применения данной операции на примере преподавания учебной дисциплины "Тактическая подготовка", где каждому виду тактических действий соответствует определенная, профильная информация (фотография, изображение), устанавливающая "перекодировку", связь по сходству информации с изображением (названием вида тактических действий). При этом обучающиеся по данной учебной дисциплине от педагога получают не только "слуховую" информацию, но и зрительно (визуальная память до 90 %) запоминают вид тактических действий, ассоциируя его с представленной фотографией (изображением). А в процессе воспроизведения знаний (зачет, экзамен, практическая работа и действия) усвоенная "ассоциация" позволяет вспомнить учебную информацию в большем объеме, систематизировать ее и дать свой более полный ответ или более правильно и точно выполнить какие то действия.

Не менее интересна в плане практической реализации операционных механизмов операция "выделение опорных пунктов" (заголовки), способствующую повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и которую, по нашему мнению, также можно отнести к методам ассоциативного обучения (рис. 2).

Рис. 2. Применение операционного механизма операции «выделение опорных пунктов»

На рисунке 2 представлена возможность применения данной операции на примере преподавания той же учебной дисциплины "Тактическая подготовка", где к целям видов основных боевых тактических действия (рис. 1) применен механизм операции "выделение опорных пунктов" (заголовки), вызывающий у обучающих определенные ассоциации и сопутствующий запоминанию и воспроизведению данной учебной информации. В частности, при изучении целей наступления педагог задает обучающимся словестно визуальную ассоциацию "РОСА", при изучении целей обороны "КОНУС". Выделенные опорные пункты (заголовки) учебного материала дают возможность более лучше и качественней запоминать (сохранять) информацию, а в последующем и воспроизводить ее – в первом случае зачеркиваем последнюю "А", во втором первую букву "К" и по исходным буквам визуальной ассоциации получаем "толчок в памяти" который позволяет вспомнить и воспроизвести по этим заглавным буквам цели наступления и обороны как видов основных боевых тактических действий. Опять же при этом обучающиеся по данной учебной дисциплине от педагога получают не только "слуховую" информацию, но и визуально-опорную, что позволяет запоминать учебный материал, ассоциируя его с предложенным выделением опорных пунктов в образной форме.

Помимо приведенных примеров использования операций операционных механизмов возможно и целесообразно использовать и другие операций. К примеру, при проведении занятий по учебной дисциплине "История Отечества" можно на практике применять операционные механизмы для более качественного запоминания знаменательных дат истории, что несомненно даст и прирост в знаниях обучающихся.

Подводя итог, можно сказать, что из предложенных способов применения двух операций операционных механизмов объективно видна необходимость целенаправленного педагогического применения методов ассоциативного обучения в образовательной среде различных современных вузов, что будет способствовать повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и обеспечивать основу дальнейшего более качественного обучения и развития будущего специалиста.

Список литературы

  1. Баддли А., Андресон М., Айзенк М. Память. Мастера психологии. Питер, 2011. 560 с.
  2. Балин А.В. Использование инновационных методов в образовании. Молодой ученый № 2 (61), 2014, С. 724-725.
  3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. Москва: Медицина, 1988. 240 с.
  4. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Учебники МГУ «Феникс», 2005. 478 с.
  5. Жигулин С.С., Кошелева А.О. Стратегия формирования профессиональной компетентности в контексте инновационного педагогического проектирования. Орёл: ОГИИК, 2007. С. 24-26.
  6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. В кн.: Психология памяти. Москва: АСТ: Астрель, 2008. 656 с.
  7. Каменская М.А, Каменский А.А. Основы нейробиологии. Москва: Дрофа, 2014. 365 с.
  8. Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования. Калининград: Балтийский гуманитарный журнал Т7. № 1(22), 2018. С. 299-301.
  9. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс, 2007. 284 с.

Поделиться

2288

Вершков А. С., Самойленко О. Б., Дорофеев А. А. Применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательной среды современного вуза // Актуальные исследования. 2020. №19 (22). С. 79-83. URL: https://apni.ru/article/1236-primenenie-innovatsionno-assotsiativnogo-met

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня