Применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательной среды современного вуза
научный журнал «Актуальные исследования» #19 (22), октябрь '20

Применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательной среды современного вуза

В статье описаны теоретические аспекты основ познавательного процесса с применением инновационно-ассоциативного метода обучения через функции памяти, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков (владений). Обращено внимание на то, что важная роль в процессе обучения отводится зрительной памяти. Сделан вывод о том, что применение инновационно-ассоциативного метода обучения в условиях образовательной среды современного вуза помогает обеспечивать более качественное обучения и развитие будущего специалиста.

Аннотация статьи
образовательная среда
ассоциация
ассоциативное обучение
память человека
слуховая память
зрительная память
инновационный метод
современный вуз
Ключевые слова

Развитие высшей школы в современных условиях продолжается осуществляется в рамках выработки новой стратегии и определения на ее основе главных направлений деятельности вузов с учетом степени и глубины многоплановых структурных преобразований и изменений (в том числе, в технологической [5, с. 24], а значит и в инновационной сфере).

На современном этапе развития системы образования различают два аспекта: образование как процесс и результат освоения определенного стандартизированного его содержания (знания, умения, навыки, владения, компетенции); образование как непрерывный процесс развития и становления личности (формирование потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств) [8, с. 229]. При этом современное образование требует использование инновационных подходов к методам преподавания в учебных заведениях. Педагоги стараются не отставать от данного направления, понимая, что необходимо выпустить специалиста с хорошими знаниями.

Термин "инновация" происходит от латинского "novatio" (обновление или изменение), и приставки "in" (в направление), если переводить дословно "Innovatio" означает "в направлении изменений". Инновация не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно может повысить эффективность действующей системы, а под развитием инновационных процессов понимается способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности" [2, с. 724].

Память человека в обучении это не только определенный феномен человеческого организма, но и одновременно комплекс познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков и владений. Она относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, которые составляет основу дальнейшего развития обучающихся.

Существуют различные типологии памяти по: сенсорности (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая); содержанию (социальная, топографическая, образная); организации (эпизодическая, семантическая, процедурная); длительности и физиологии (кратко- и долговременная); осознанности (осознаваемая, неосознаваемая); целям запоминания (произвольная, непроизвольная) [4, с. 346-354]; наличию средств (неопосредованная, опосредованная); уровню развития (моторная, образная, словесно-логическая); времени хранения (про- и ретроспективная) [1, с. 460-483].

Память и обучение являются сторонами одного процесса, где под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью – механизмы усвоения, хранения и извлечения этой информации [4, с. 181-192], а любая смысловая организация информации заключается в долговременной памяти.

Информацию, которую усваивает человек можно разделить на: текстовую (слова, фразы); числовую (числа, знаки); звуковую (устная речь); графическую (схемы, графики). Накопление, сохранение, восприятие и представление данных памятью человека неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант сохранения и подачи информации, который обеспечит наилучшее их понимание и воспроизводство их в памяти.

Основой в классификации видов человеческой памяти является деление по времени сохранения материала. В частном случае, в процессе обучения говоря об эффективности сохранения информации и воспроизведении этих данных важная роль отводится слуховой и зрительной памяти.

Слуховая память в обучении характеризуется хорошим запоминанием и точным воспроизведением учебной информации в виде звуков, речи, шумов, музыки, сигналов. С помощью данного вида памяти человек может быстро и точно запомнить информацию и ее смысл, а также передать его достаточно точно собственными словами.

Усваивать эффективно данные на слух не так легко, как может показаться, главную роль в восприятии информации играет все же зрение (процент информации, получаемой человеком, воспринимается глазами до 90 и лишь 10 % информации воспринимается на слух) [3]. Для долговременного запоминания информации, предпочтение отдают зрительной памяти, что может лежать в основе качественного обучения.

Зрительная памятьв обучении связана с сохранением и воспроизведе­нием визуальной информации и предполагает развитую у человека способность к воображению (в мозг человека поступают и обрабатываются зрительные образы), при этом человек зрительно представляя информацию, легче запоминает и воспроизводит ее (основа данного процесса).

Во многом механизмы памяти (усвоение, хранение информации и т.д.) зависят от способностей самого человека. Модель таких способностей, реализуемых в виде системы механизмов, была разработана В.Д. Шадриковым на основе комплексного подхода к изучению психических функций. В модели выделяются три вида механизмов: функциональные, операционные и регулирующие [9].

Функциональные механизмы детерминированы эволюцией и природной организацией человека и осуществляют непосредственное запоминание материала. Они относятся к характеристикам человека как индивида.

Операционные механизмы усваиваются индивидом в процессе воспитания и образования, в общей его социализации. Эти механизмы представляют собой внутренние навыки по организации запоминания информации. Они относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности.

Регулирующие механизмы проявляются в умение субъектом управлять собственными способностями и реализуются в внешней (мотивы, установки, интересы, убеждения) и внутренней (осознанное использование) регуляциях. Они относятся к характеристикам человека как индивида и личности.

Для нас в процессе обучения имеют важность, прежде всего операционные механизмы, существующие как система интеллектуальных операций (осознанных действий), связанных с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Выделенная В.Д. Шадриковым [9] совокупность данных операций включает в себя следующие операции: группировка (разбиение материала на группы); выделение опорных пунктов (тезисы, заголовки, вопросы); формирование плана (совокупности опорных пунктов); классификация (распределение по классам, группам, разрядам); структурирование (установление расположения частей); систематизация (определенный порядок в расположении частей); схематизация (упрощение представляемой информации); аналогия (установление подобия); перекодирование (представление информации в образной форме); остраивание запоминаемого материала (объединение и распределение); сериоризация (построение различных последовательностей); ассоциация (установление связей по сходству); повторение (сознательный способ запоминания).

Ассоциативное обучение, в отличие от неассоциативного обучения, которое делится на суммацию, привыкание, долговременную потенциацию и импринтинг, основывается на образовании связи, некой ассоциации, между двумя или несколькими стимулами. В качестве примера можно рассмотреть классический вариант выработки условного рефлекса по Павлову: установление связи между нейтральным условным стимулом и безусловным стимулом, вызывающим безусловный рефлекторный ответ. При этом вероятно на разных постсинаптических участках генерируются различные вторичные посредники, и изменение экспрессии генов рецепторов к нейромедиаторам, действующим на данный нейрон будет обусловлено суммарным эффектом вторичных посредников [7].

В плане практической реализации операционных механизмов нам кажется интересным механизм операции "перекодирование", то есть представление информации в образной форме, когда у обучающихся создается некая ассоциация с представленной для запоминания информацией (рис. 1).

Рис. 1. Применение операционного механизма операции «перекодирование»

На рисунке 1 представлена возможность применения данной операции на примере преподавания учебной дисциплины "Тактическая подготовка", где каждому виду тактических действий соответствует определенная, профильная информация (фотография, изображение), устанавливающая "перекодировку", связь по сходству информации с изображением (названием вида тактических действий). При этом обучающиеся по данной учебной дисциплине от педагога получают не только "слуховую" информацию, но и зрительно (визуальная память до 90 %) запоминают вид тактических действий, ассоциируя его с представленной фотографией (изображением). А в процессе воспроизведения знаний (зачет, экзамен, практическая работа и действия) усвоенная "ассоциация" позволяет вспомнить учебную информацию в большем объеме, систематизировать ее и дать свой более полный ответ или более правильно и точно выполнить какие то действия.

Не менее интересна в плане практической реализации операционных механизмов операция "выделение опорных пунктов" (заголовки), способствующую повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и которую, по нашему мнению, также можно отнести к методам ассоциативного обучения (рис. 2).

Рис. 2. Применение операционного механизма операции «выделение опорных пунктов»

На рисунке 2 представлена возможность применения данной операции на примере преподавания той же учебной дисциплины "Тактическая подготовка", где к целям видов основных боевых тактических действия (рис. 1) применен механизм операции "выделение опорных пунктов" (заголовки), вызывающий у обучающих определенные ассоциации и сопутствующий запоминанию и воспроизведению данной учебной информации. В частности, при изучении целей наступления педагог задает обучающимся словестно визуальную ассоциацию "РОСА", при изучении целей обороны "КОНУС". Выделенные опорные пункты (заголовки) учебного материала дают возможность более лучше и качественней запоминать (сохранять) информацию, а в последующем и воспроизводить ее – в первом случае зачеркиваем последнюю "А", во втором первую букву "К" и по исходным буквам визуальной ассоциации получаем "толчок в памяти" который позволяет вспомнить и воспроизвести по этим заглавным буквам цели наступления и обороны как видов основных боевых тактических действий. Опять же при этом обучающиеся по данной учебной дисциплине от педагога получают не только "слуховую" информацию, но и визуально-опорную, что позволяет запоминать учебный материал, ассоциируя его с предложенным выделением опорных пунктов в образной форме.

Помимо приведенных примеров использования операций операционных механизмов возможно и целесообразно использовать и другие операций. К примеру, при проведении занятий по учебной дисциплине "История Отечества" можно на практике применять операционные механизмы для более качественного запоминания знаменательных дат истории, что несомненно даст и прирост в знаниях обучающихся.

Подводя итог, можно сказать, что из предложенных способов применения двух операций операционных механизмов объективно видна необходимость целенаправленного педагогического применения методов ассоциативного обучения в образовательной среде различных современных вузов, что будет способствовать повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и обеспечивать основу дальнейшего более качественного обучения и развития будущего специалиста.

Текст статьи
  1. Баддли А., Андресон М., Айзенк М. Память. Мастера психологии. Питер, 2011. 560 с.
  2. Балин А.В. Использование инновационных методов в образовании. Молодой ученый № 2 (61), 2014, С. 724-725.
  3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. Москва: Медицина, 1988. 240 с.
  4. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Учебники МГУ «Феникс», 2005. 478 с.
  5. Жигулин С.С., Кошелева А.О. Стратегия формирования профессиональной компетентности в контексте инновационного педагогического проектирования. Орёл: ОГИИК, 2007. С. 24-26.
  6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. В кн.: Психология памяти. Москва: АСТ: Астрель, 2008. 656 с.
  7. Каменская М.А, Каменский А.А. Основы нейробиологии. Москва: Дрофа, 2014. 365 с.
  8. Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования. Калининград: Балтийский гуманитарный журнал Т7. № 1(22), 2018. С. 299-301.
  9. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс, 2007. 284 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря