Развитие высшей школы в современных условиях продолжается осуществляется в рамках выработки новой стратегии и определения на ее основе главных направлений деятельности вузов с учетом степени и глубины многоплановых структурных преобразований и изменений (в том числе, в технологической [5, с. 24], а значит и в инновационной сфере).
На современном этапе развития системы образования различают два аспекта: образование как процесс и результат освоения определенного стандартизированного его содержания (знания, умения, навыки, владения, компетенции); образование как непрерывный процесс развития и становления личности (формирование потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств) [8, с. 229]. При этом современное образование требует использование инновационных подходов к методам преподавания в учебных заведениях. Педагоги стараются не отставать от данного направления, понимая, что необходимо выпустить специалиста с хорошими знаниями.
Термин "инновация" происходит от латинского "novatio" (обновление или изменение), и приставки "in" (в направление), если переводить дословно "Innovatio" означает "в направлении изменений". Инновация не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно может повысить эффективность действующей системы, а под развитием инновационных процессов понимается способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности" [2, с. 724].
Память человека в обучении это не только определенный феномен человеческого организма, но и одновременно комплекс познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков и владений. Она относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, которые составляет основу дальнейшего развития обучающихся.
Существуют различные типологии памяти по: сенсорности (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая); содержанию (социальная, топографическая, образная); организации (эпизодическая, семантическая, процедурная); длительности и физиологии (кратко- и долговременная); осознанности (осознаваемая, неосознаваемая); целям запоминания (произвольная, непроизвольная) [4, с. 346-354]; наличию средств (неопосредованная, опосредованная); уровню развития (моторная, образная, словесно-логическая); времени хранения (про- и ретроспективная) [1, с. 460-483].
Память и обучение являются сторонами одного процесса, где под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью – механизмы усвоения, хранения и извлечения этой информации [4, с. 181-192], а любая смысловая организация информации заключается в долговременной памяти.
Информацию, которую усваивает человек можно разделить на: текстовую (слова, фразы); числовую (числа, знаки); звуковую (устная речь); графическую (схемы, графики). Накопление, сохранение, восприятие и представление данных памятью человека неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант сохранения и подачи информации, который обеспечит наилучшее их понимание и воспроизводство их в памяти.
Основой в классификации видов человеческой памяти является деление по времени сохранения материала. В частном случае, в процессе обучения говоря об эффективности сохранения информации и воспроизведении этих данных важная роль отводится слуховой и зрительной памяти.
Слуховая память в обучении характеризуется хорошим запоминанием и точным воспроизведением учебной информации в виде звуков, речи, шумов, музыки, сигналов. С помощью данного вида памяти человек может быстро и точно запомнить информацию и ее смысл, а также передать его достаточно точно собственными словами.
Усваивать эффективно данные на слух не так легко, как может показаться, главную роль в восприятии информации играет все же зрение (процент информации, получаемой человеком, воспринимается глазами до 90 и лишь 10 % информации воспринимается на слух) [3]. Для долговременного запоминания информации, предпочтение отдают зрительной памяти, что может лежать в основе качественного обучения.
Зрительная памятьв обучении связана с сохранением и воспроизведением визуальной информации и предполагает развитую у человека способность к воображению (в мозг человека поступают и обрабатываются зрительные образы), при этом человек зрительно представляя информацию, легче запоминает и воспроизводит ее (основа данного процесса).
Во многом механизмы памяти (усвоение, хранение информации и т.д.) зависят от способностей самого человека. Модель таких способностей, реализуемых в виде системы механизмов, была разработана В.Д. Шадриковым на основе комплексного подхода к изучению психических функций. В модели выделяются три вида механизмов: функциональные, операционные и регулирующие [9].
Функциональные механизмы детерминированы эволюцией и природной организацией человека и осуществляют непосредственное запоминание материала. Они относятся к характеристикам человека как индивида.
Операционные механизмы усваиваются индивидом в процессе воспитания и образования, в общей его социализации. Эти механизмы представляют собой внутренние навыки по организации запоминания информации. Они относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности.
Регулирующие механизмы проявляются в умение субъектом управлять собственными способностями и реализуются в внешней (мотивы, установки, интересы, убеждения) и внутренней (осознанное использование) регуляциях. Они относятся к характеристикам человека как индивида и личности.
Для нас в процессе обучения имеют важность, прежде всего операционные механизмы, существующие как система интеллектуальных операций (осознанных действий), связанных с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Выделенная В.Д. Шадриковым [9] совокупность данных операций включает в себя следующие операции: группировка (разбиение материала на группы); выделение опорных пунктов (тезисы, заголовки, вопросы); формирование плана (совокупности опорных пунктов); классификация (распределение по классам, группам, разрядам); структурирование (установление расположения частей); систематизация (определенный порядок в расположении частей); схематизация (упрощение представляемой информации); аналогия (установление подобия); перекодирование (представление информации в образной форме); остраивание запоминаемого материала (объединение и распределение); сериоризация (построение различных последовательностей); ассоциация (установление связей по сходству); повторение (сознательный способ запоминания).
Ассоциативное обучение, в отличие от неассоциативного обучения, которое делится на суммацию, привыкание, долговременную потенциацию и импринтинг, основывается на образовании связи, некой ассоциации, между двумя или несколькими стимулами. В качестве примера можно рассмотреть классический вариант выработки условного рефлекса по Павлову: установление связи между нейтральным условным стимулом и безусловным стимулом, вызывающим безусловный рефлекторный ответ. При этом вероятно на разных постсинаптических участках генерируются различные вторичные посредники, и изменение экспрессии генов рецепторов к нейромедиаторам, действующим на данный нейрон будет обусловлено суммарным эффектом вторичных посредников [7].
В плане практической реализации операционных механизмов нам кажется интересным механизм операции "перекодирование", то есть представление информации в образной форме, когда у обучающихся создается некая ассоциация с представленной для запоминания информацией (рис. 1).
Рис. 1. Применение операционного механизма операции «перекодирование»
На рисунке 1 представлена возможность применения данной операции на примере преподавания учебной дисциплины "Тактическая подготовка", где каждому виду тактических действий соответствует определенная, профильная информация (фотография, изображение), устанавливающая "перекодировку", связь по сходству информации с изображением (названием вида тактических действий). При этом обучающиеся по данной учебной дисциплине от педагога получают не только "слуховую" информацию, но и зрительно (визуальная память до 90 %) запоминают вид тактических действий, ассоциируя его с представленной фотографией (изображением). А в процессе воспроизведения знаний (зачет, экзамен, практическая работа и действия) усвоенная "ассоциация" позволяет вспомнить учебную информацию в большем объеме, систематизировать ее и дать свой более полный ответ или более правильно и точно выполнить какие то действия.
Не менее интересна в плане практической реализации операционных механизмов операция "выделение опорных пунктов" (заголовки), способствующую повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и которую, по нашему мнению, также можно отнести к методам ассоциативного обучения (рис. 2).
Рис. 2. Применение операционного механизма операции «выделение опорных пунктов»
На рисунке 2 представлена возможность применения данной операции на примере преподавания той же учебной дисциплины "Тактическая подготовка", где к целям видов основных боевых тактических действия (рис. 1) применен механизм операции "выделение опорных пунктов" (заголовки), вызывающий у обучающих определенные ассоциации и сопутствующий запоминанию и воспроизведению данной учебной информации. В частности, при изучении целей наступления педагог задает обучающимся словестно визуальную ассоциацию "РОСА", при изучении целей обороны "КОНУС". Выделенные опорные пункты (заголовки) учебного материала дают возможность более лучше и качественней запоминать (сохранять) информацию, а в последующем и воспроизводить ее – в первом случае зачеркиваем последнюю "А", во втором первую букву "К" и по исходным буквам визуальной ассоциации получаем "толчок в памяти" который позволяет вспомнить и воспроизвести по этим заглавным буквам цели наступления и обороны как видов основных боевых тактических действий. Опять же при этом обучающиеся по данной учебной дисциплине от педагога получают не только "слуховую" информацию, но и визуально-опорную, что позволяет запоминать учебный материал, ассоциируя его с предложенным выделением опорных пунктов в образной форме.
Помимо приведенных примеров использования операций операционных механизмов возможно и целесообразно использовать и другие операций. К примеру, при проведении занятий по учебной дисциплине "История Отечества" можно на практике применять операционные механизмы для более качественного запоминания знаменательных дат истории, что несомненно даст и прирост в знаниях обучающихся.
Подводя итог, можно сказать, что из предложенных способов применения двух операций операционных механизмов объективно видна необходимость целенаправленного педагогического применения методов ассоциативного обучения в образовательной среде различных современных вузов, что будет способствовать повышению качества усвоения обучаемыми учебного материала и обеспечивать основу дальнейшего более качественного обучения и развития будущего специалиста.