Введение. В последние годы правительства во всем мире изучают пути улучшения взаимодействия с гражданами, улучшения участия общественности, повышения прозрачности и обеспечения подотчетности при предоставлении государственных услуг. Гражданские технологии, охватывающие различные цифровые инструменты и платформы, стали преобразующей силой в содействии взаимодействию между правительством и гражданами.
Гибридизация цифровых общин и институтов государственного управления является относительно недавним явлением, которому уделяется мало внимания в литературе. Термин, придуманный для описания этой эволюции, называется «унификацией» цифровых общественных благ и услуг. Одним из следствий процесса гибридизации стал краудсорсинг. Изначально зародившийся в бизнес-среде краудсорсинг стал потенциальной стратегией для решения широкого спектра проблем, с которыми сталкиваются органы власти. Краудсорсинг позволяет использовать мудрость группы и ресурсы своих жителей для улучшения городских услуг, совершенствования процессов принятия решений и повышения гражданской активности.
Методология. Научная статья опирается на:
- теорию информационного общества разработанную Ёнэдзи Масудой, Даниелом Беллом, Элвином Тоффлером во второй половине XX века;
- концепцию о гражданской активности как общественном служении. Согласно ей, граждане участвуют в общественных кампаниях для укрепления местного сообщества;
- концепцию социальных изменений Д. Кроули. Подразумевает активную позицию граждан, которые своими действиями меняют социальную реальность не только «здесь и сейчас», но и нацелены на будущее.
Результаты. Интерес к совместному производству общественных благ и услуг, понимаемому в широком смысле как деятельность, в которой граждане и государственные субъекты работают вместе для получения выгод, вырос с тех пор, как оно было впервые представлено в 1980-х годах. В последние годы она резко возросла и была обусловлена спросом на административную модернизацию, демократическими устремлениями граждан и развитием технологий Web 2.0. Многие ученые и практики сформулировали такие понятия, как «правительство 2.0», «открытое правительство», «мы-правительство» или «правительство как платформа», чтобы описать эту цифровизацию совместного производства.
Одной из форм гибридизации между цифровым достоянием и государственным управлением является гражданский краудсорсинг. Гражданский краудсорсинг определяется как совместная онлайн-деятельность, осуществляемая группой граждан-добровольцев в ответ на онлайн-призыв общественной организации или инициативной группы.
Краудсорсинг – это совместная онлайн-деятельность, в которой один человек, группа организаций, частный бизнес или другой человек предлагают, чтобы несколько человек приняли участие в чем-либо. Пользователи (толпы) принимают участие в этой деятельности, вкладывая свое время, ресурсы, навыки и опыт.
Стремительный прогресс Web2.0 снизил транзакционные издержки, связанные с изменением межличностной информации и коллективными действиями, а также значительно расширил поведенческие границы государства по использованию коллективной мудрости и интеллекта общественности. От городского планирования до охраны окружающей среды, краудсорсинг был принят общественными организациями в качестве эффективного инструмента участия в государственном управлении, что привлекло значительное внимание со стороны академических кругов.
Краудсорсинг можно представить как онлайновую модель публичного решения проблем, используемая государством в процессе управления, которая характеризуется агрегированным сбором творческих решений деятельности через онлайн-сообществ.
Признание того, что государство не является всеведущим и всемогущим, является основной причиной применения краудсорсинга в процессе государственного управления. Ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается региональная и местная власть, не могут быть эффективно решены с помощью традиционного бюрократического прогресса, и краудсорсинг способствует государственному управлению в основном тремя способами:
- Во-первых, это нисходящий подход, правительство раскрывает общественные проблемы и соответствующую информацию онлайн-сообществу через специализированные веб-приложения и мобильные приложения, а правительственные и общественные организации в основном полагаются на свои официальные веб-сайты в качестве платформ для публикации задач для широкой публики.
- Во-вторых – это подход «снизу вверх», люди со схожими целями и интересами в независимой платформе добровольно сотрудничают друг с другом и присоединяются к онлайн-форумам, виртуальным сообществам для решения проблем или организуют создание социальных продуктов, услуг или производят социальные эффекты путем создания блогов, видео и других медиа или сторонней платформы.
- В-третьих, это интеграция нисходящего и восходящего подхода, участники государственных краудсорсинговых программ оказывают поддержку в управлении и принятии решений по связям с общественностью через создание платформы, интегрируют и сравнивают данные официальных агентств с краудсорсинговой деятельностью.
Ю. Н. Гамбеева, С. Н. Медведева и Е. Л. Балашев подчеркивают, что: «Органы власти реализуют технологию краудсорсинга посредством создания интернет-площадок, где осуществляется диалог между гражданским сообществом и институтами власти, используя возможности гражданского общества, расширяя формы и виды участия граждан, привлекая их к управлению для улучшения качества жизни населения. Граждане, экспертные группы и некоммерческие организации способны намного эффективнее и оперативнее реагировать на многообразные социально-экономические вызовы и продуцировать новые подходы к решению проблем, чем традиционная бюрократическая система» [1].
Эффективные направления использования технологии краудсорсинга представлены в таблице.
Таблица
Эффективные направления использования технологии краудсорсинга
В настоящее время в России реализуется достаточно большое количество краудсорсинговых проектов в сфере государственного и муниципального управления. Например:
Казань. Создание онлайн-платформы, где граждане могут делиться идеями и предложениями по развитию города. Благодаря этой инициативе провели множество проектов по благоустройству территорий, созданию новых общественных пространств и улучшению инфраструктуры.
Пермь. Запуск проекта «Цифровой бюджет». Жители города смогли самостоятельно предлагать и голосовать за инвестиционные проекты, которые должны были быть реализованы в рамках бюджета города.
Новосибирск. Запуск онлайн-платформы, которая позволяет жителям предлагать идеи по улучшению городской среды, а также голосовать за лучшие проекты. Победители получают финансирование от муниципалитета и реализуют свои идеи [2].
Одним из первых регионов РФ активно внедрявших краудсорсинг в систему государственного и муниципального управления была Белгородская область. Одним из наиболее «ярких» проектов в данной сфере был проект – «Народная экспертиза».
Проект «Народная экспертиза» инициирован департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области. Его цель – вовлечь белгородцев в процесс генерирования и обсуждения идей, способствующих развитию региона, принятия управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях. Для достижения цели проекта созданы две информационно-коммуникационные площадки: офлайн и онлайн.
Проект «Народная экспертиза» был запущен региональным департаментом внутренней и кадровой политики осенью 2012 года. Любой белгородец может зайти на сайт narod-expert.ru и предложить, как улучшить качество жизни земляков, пожаловаться на ту или иную организацию в «Чёрном списке» или, наоборот, похвалить её в «Белом».
В рамках проекта отбирались и поддерживались разнообразные гражданские инициативы, как правило, они имели практикоориентированный характер, например в раках проекта «Народная экспертиза» были реализованы следующие инициативы:
Благоустройство родника в селе Солонцы Вейделевского района. На территории родника обустроили дорожку, разбили цветочные клумбы, установили декоративную мельницу и телегу.
Установка мемориальной плиты на месте трагедии в Бобравском сельском поселении. Ракитянцы выступали с инициативой по увековечиванию памяти солдат, расстрелянных в 1943 году.
Установка гранитных плит с именами земляков, погибших во время Великой Отечественной войны, в сёлах Хмелевое и Расховец Красненского района.
Обустройство подъезда к зданию сельского отделения почтовой связи в селе Борисовка Волоконовского района, а также введение в эксплуатацию водонапорной станции в Грушевке.
Создание детской площадки для жителей Никитовки Красногвардейского района с горкой, песочницей, качелями и каруселями, детскими скамейками.
Замена оборудования автоматической телефонной станции в селе Шидловка Волоконовского района, что обеспечило сельчанам устойчивую телефонную связь и возможность выхода в интернет.
Установка светофора на участке дороги Белгород-Никольское в районе перекрёстка с ул. Широкой в посёлке Дубовое Белгородского района.
Установка двух пожарных гидрантов по ул. Верхняя и ул. Нижняя в селе Череново Ивнянского района [3].
Следует отметить, что на начальном этапе проект получил широкую огласку и внимание, однако в настоящее время он является недееспособным. Реализация проекта столкнулась с множеством барьеров и ограничений, к наиболее существенным из них можно отнести:
Разобщённость людей и низкая гражданская активность. Участники проекта не всегда были готовы подняться над личными сиюминутными интересами ради общей цели и понять других.
Бюрократический характер рассмотрения инициатив. Представители власти при обсуждении политических вопросов использовали бюрократические штампы и большие фрагменты нормативных правовых актов, что препятствовало качественной коммуникации.
Непрозрачный порядок отбора инициатив к реализации. Также отсутствовала информация о финансовых инструментах, которые использовались для решения насущных вопросов.
Различный уровень запросов и солидарности в разных муниципальных образованиях. Как правило, в маленьких сельских районах люди были более терпимы и готовы к компромиссу.
Однако проект «Народная экспертиза» имел и положительные стороны: повышалась гражданская активность жителей региона, рос уровень конструктивности выдвинутых идей.
Заключение. Разнообразные краудсорсинговые проекты в сфере регионального и муниципального развития носят перспективный характер, способствуют повышению вовлеченности жителей в решение локальных проблем, развивают систему эффективной коммуникации между властью и населением, расширяют формы мобилизации граждан. В то же время в российском обществе продолжают действовать барьеры ограничивающие данные инструменты управления и гражданского участия, и самым главным из них является гражданская пассивность.