Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Гай Тагиров – исследователь, положивший начало изучению татарской народной хорео...

Гай Тагиров – исследователь, положивший начало изучению татарской народной хореографии

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

основоположник татарского сценического танца
исследователь народной хореографии
фольклорный танец
творчество мастера татарского танца
образцы татарской национальной танцевальной культуры

Аннотация статьи

Творческая деятельность Гая Тагирова действительно оставила значимый след в развитии татарского хореографического искусства. Его подход к обучению и воспитанию новых талантов, а также внимание к фольклорным корням татарского танца позволили создать уникальный синтез традиций и современности. Тагиров не только преподавал основы балетной классики, но и активно работал над систематизацией татарских танцевальных движений, что способствовало более глубокому пониманию и популяризации национального танца. Его работы отличались яркостью, эмоциональностью и сюжетной насыщенностью, что делало их доступными и привлекательными для широкой аудитории. Важно отметить, что его постановки стали классическими образцами татарского народного танца, сохранившими свою актуальность на протяжении многих лет. Это свидетельствует о высоком уровне мастерства и художественного видения Тагирова, который смог соединить традиционные элементы с современными хореографическими формами. Таким образом, Гай Тагиров не только способствовал развитию татарского балета, но и заложил основы для дальнейшего изучения и популяризации татарской хореографии, что делает его фигуру ключевой в истории национального искусства.

Текст статьи

На сегодняшний момент Гай Тагиров по праву считается основоположником татарского сценического танца. Его творчество обогатило театральное искусство, внеся в него яркие краски жизни татарского народа, его историю и современность, будничные заботы и праздничные радости, а также весь спектр человеческих чувств – от счастья до скорби.

Родился исследователь 8 января в 1907 году в Анжеро-Судженске (Кемеровская область), Гай Тагиров с 1925 по 1928 год обучался в Татарском театральном техникуме, параллельно совершенствуя свое мастерство в балетной студии. С 1928 года он стал солистом балета и балетмейстером Татарского государственного академического театра. В 1931 год Гай Хаджиевич участвовал в научно-исследовательской экспедиции, где записывал танцевальные движения местных жителей, занимался сбором и изучением татарского фольклора. В 1933–1938 годах Г. Тагиров продолжил свое образование в хореографическом училище при Большом театре СССР (ныне Московская академия хореографии) под руководством педагогов А. М. Монахова (характерный и народно-сценический танец), П. А. Гусева и А. И. Чекрыгина (классический танец). По окончании училища был принят руководителем балетной труппы Татарского государственного театра оперы и балета. В 1938 году стал главным балетмейстером театра. В эти годы с его участием в театре были созданы национальные оперы и балеты: «Алтынчэч», «Беглец», «Шурале», «Галиябану» и т. д.

В последующие годы, с 1939 по 1952 год, он работал балетмейстером Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, а с 1952 по 1970 год занимал пост главного балетмейстера ансамбля песни и пляски. За время своей плодотворной работы в оперном театре он создал хореографию для 35 балетных и оперных постановок, как классических, так и современных российских авторов. В 1972–1986 годы Гай Хаджиевич занимался преподавательской деятельностью в Казанском институте культуры, был наставником ряда представителей татарского балета, среди которых заслуженные артисты ТАССР Ф. Абдуллина, М. Гатиатуллин, Б. Ахтямов, А. Гацулина, Р. Садыков, Р. Сафин, А. Калимуллин, С. Хайруллин, заслуженный артист РСФСР С. Цветков.

Ключевой вклад Г. Тагирова заключается в его активном участии в формировании национального танцевального репертуара. Почти три десятилетия он посвятил Татарскому государственному ансамблю песни и пляски, руководя им в качестве главного балетмейстера. Вся жизнь Гая Хаджиевича была неразрывно связана с татарским народным танцем: он исследовал его, создавал новые постановки и передавал свои знания будущим поколениям. Его авторитет в этой области подкреплен многочисленными публикациями – книгами и статьями, посвященными татарскому народному танцу.

В 1988 году Г. Тагировым была издана книга «100 татарских фольклорных танцев» с описаниями около ста тридцати татарских народных танцевальных движений, татарских мужских и женских костюмов.

Монография, подготовленная автором, является итогом многолетних исследований и представляет собой первый опыт систематизации традиционного татарского танца. В основу работы легли материалы этнографических экспедиций, проводившихся в 30–70-х годах XX века. Данное исследование охватывает не только танцевальные традиции Татарстана, но также и Урала, и Сибири. Несмотря на то, что представленный в монографии материал отражает лишь поверхностный слой татарского фольклорного танца и не сопровождается углубленным научным анализом, он является ценным источником информации, незаменимым на сегодняшний день.

Всего за сорок лет (с 1938 по 1978 гг.) Гаем Хаджиевичем было создано для Татгосфилармонии, включая репертуар ансамбля и эстрады, около 70 танцевальных композиций, среди которых мы находим немалое количество танцев на русскую, башкирскую и украинскую тематику. Но все же главным в его творчестве остаются родные, татарские танцы.

Не только в сочинении танцев и их постановке проявилось богатое дарование Тагирова, его фантазия, темперамент, совершенное знание народного классического искусства и запросов современного зрителя. Параллельно в течение ряда десятилетий велась педагогическая работа с самодеятельностью, нуждавшейся подчас в освоении азов хореографии, и с талантливой профессионально ориентированной молодежью, видевшей в Гае Хаджиевиче мастера, знатока и энтузиаста балетного искусства. Труды эти не пропали даром. Тагирову удалось воспитать целую плеяду выдающихся представителей татарского балета, среди которых заслуженные артисты ТАССР Ф Абдуллина, Б. Ахтямов, М. Гатиатуллин, А. Гацуллика, А. Калимуллин, Р. Садыков, Р. Сафин, С. Хайруллин и заслуженный артист РСФСР С. Цветков. С ними Гай Хаджиевич овладевал основами балетной классики и «тайнами» национальной характерности татарского народного танца; для них годами работал над систематизацией и терминологическими обозначениями татарских танцевальных движений.

Творчество талантливого мастера татарской хореографии Гая Тагирова представляет собой большую ценность. Внимательное изучение жизненного пути и творчества позволило нам глубже ознакомиться с его знанием татарского народного танца и виртуозным претворением последнего как национально-характерной основы собственных, авторских композиций. Блеск их хореографии, насыщенность выдумкой, оптимизмом, юмором и лиризмом, крепкая сюжетная связь как с картинами далекого прошлого, так и с современными сценами из быта и жизни простых людей создают не только зрелищную занимательность. В доступной и увлекательной форме они воспитывают у зрителя чувство гуманистического жизневосприятия. В этом идейно-эстетическая целенаправленность творчества Гая Тагирова, в этом главная причина популярности его танцев. Лучшие из них живут десятилетиями – и на большой концертной эстраде, и на скромной сценической площадке сельского клуба, не переставая радовать зрителя.

Для всех постановок Гая Тагирова характерны близость к фольклорным источникам, подлинность национального характера, простота, изящество и точность хореографического текста и лексики. Многие из этих постановок приобрели характер классических образцов татарской национальной танцевальной культуры.

Достижения исследователя Гая Тагирова в области татарского танца – одна из ярких страниц национального хореографического искусства.

Список литературы

  1. Виноградов Ю. Гай Тагиров и его творчество / Ю. Виноградов // Тагиров Г. Татарские танцы /Г. Тагиров. – Казань: Татар. кн. изд-во,1984. – С. 246-255.
  2. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенко.– Самара: Изд-во Самарского университета, 1992. – 194 с.
  3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного танца. – М.: Молодая гвардия, 1995. – 192 с.
  4. Смолянинова Н.И. Танцевальная культура народов мира. – Барнаул, 2010. – 300 с.
  5. Тагиров Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев / Тагиров Г.; Вступ. ст. В. Горшкова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 158 с.

Поделиться

19

Муллахметова Г. А. Гай Тагиров – исследователь, положивший начало изучению татарской народной хореографии // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12371-gaj-tagirov-issledovatel-polozhivshij-nachalo-izucheniyu-tatarskoj-narodnoj-horeografii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля