Главная
Конференции
Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной ...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профориентация
профессии
дошкольный возраст
детство
детский сад
труд взрослого

Аннотация статьи

В статье рассмотрены задатки ранней профориентация дошкольников, как актуальное направление деятельности образовательных организаций. Молодое поколение испытывает значительные затруднения в выборе будущего, не готовы соотнести свои склонности и возможные траектории профессионального образования, не владеют информацией о широком спектре профессий, востребованных на рынке труда в целях выбора своего пути.

Текст статьи

Реализация принципа приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. Перспективным направлением развития является определение возможностей реализации ранней профориентации детей через знакомство дошкольников с профессиями и трудом взрослых посредством использования игровых технологий, а также экскурсий, мероприятий познавательного характера.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который призван знакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий для самостоятельного выбора в дальнейшем. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста огромное поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще мало изученное направление дошкольной педагогики. Знакомство с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через общение со взрослыми, сказки и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Следует выделить два основных направления ранней профессиональной ориентации:

  • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
  • профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти направления нуждаются в сопровождении со стороны взрослых в семье и дошкольном учреждении. Важно отметить, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения детей в различные группы профессий, где они получат знания о профессиях и приобретут первичный опыт отношений и опыт осуществления различных видов труда взрослых в игровых ситуациях. Ранняя профессиональная ориентация может быть осуществима в разных формах:

  • в организованной образовательной деятельности;
  • в ходе режимных моментов;
  • в процессе самостоятельной деятельности детей;
  • в процессе совместной деятельности с семьей.

Непосредственно образовательная деятельность – получают знания об орудиях труда, о профессиях, видах деятельности человека в профессии, необходимых специалисту качеств и умений, способностей, о результатах труда в разных профессиях. Занятия направлены на формирование, обогащение, расширение и обобщение профессионально ориентированных знаний детей по возрастным возможностям и потребностям.

Режимные процессы учат детей разным видам труда (самообслуживание, гигиена труда, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры дают возможность детям «поиграть» профессии, в которых в реальной жизни они себя пока проявить не могут. Дидактические игры, электронные игры способствуют закреплению, обобщению знаний о мире профессий, воспитывают положительное эмоциональное отношение к профессиям разных групп, стимулируют познавательные интересы детей.

Познавательная, поисково-исследовательская, проектная деятельность – позволяют углубить и вывести на деятельностный уровень знания о профессиях, совершенствовать трудовые действия, определять продукты труда людей разных профессий, учат умственному труду.

Трудовая деятельность способствует развитию трудовых умений, навыков, целостных трудовых процессов, формирует привычку трудиться, учит уважать труд свой и других людей. На примерах деятельности воспитателя, младшего воспитателя дети учатся проявлять лучшие качества, закрепляют умения, учатся работать в команде, осуществлять общий труд. Пробная трудовая деятельность при участии в конкурсах, мастер-классах для детей от профессионалов помогает детям получить практический опыт в профессии, понять ее социальную значимость, попробовать свои силы.

Продуктивная деятельность позволяет представить в действии труд художников, скульпторов, иллюстраторов и др., помогает понять духовную значимость профессий в сфере разных искусств (музыка, живопись, скульптура, театр и др.).

Чтение художественной литературы способствует расширению знаний и эмоций при знакомстве с историями о людях разных профессий, профессиональных подвигах и ежедневно-нужном для людей труде. Пословицы, поговорки позволяют проникнуть в народную мудрость, освоить опыт поколений, заложенный в кратких и метких высказываниях. Совместная деятельность в семье сближает поколения, дети узнают о профессиях своих близких. Действенным является участие родителей в мероприятиях в детском саду, где они демонстрируют свои профессиональные умения, включают детей в их освоение, создавая и совместно решая ситуации своей профессиональной деятельности. Такой обмен эмоционально и ценностно окрашенной информацией способствует 6 более глубокому восприятию сторон профессии, способствует возможному появлению профессиональных династий, воспитывает чувство гордости за родителей, выполняющих нужный и сложный труд.

В ходе ранней профориентации используются все группы методов: словесные, наглядные, практические, игровые, проектные, методы стимулирования деятельности детей (поощрение, порицание, педагогическое требование, соревнование, создание ситуации успеха), методы оценки знаний и умений детей, методики оценки представлений детей о профессиях.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая работа по ранней профессиональной ориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у детей дошкольного возраста мотивационный компонент социально – профессиональной ориентации.

Список литературы

  1. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.
  2. Белкова И.В., Организация работы по ранней профориентации дошкольников. – г. Екатеринбург, 2013.

Поделиться

69

Колмыкова О. В., Темерева Н. П., Вихрова Е. А., Кардашова А. А. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации // Научно-технологические инициативы: междисциплинарные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/12373-rannyaya-proforientaciya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnoj-organizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля