Реализация принципа приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. Перспективным направлением развития является определение возможностей реализации ранней профориентации детей через знакомство дошкольников с профессиями и трудом взрослых посредством использования игровых технологий, а также экскурсий, мероприятий познавательного характера.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который призван знакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий для самостоятельного выбора в дальнейшем. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста огромное поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще мало изученное направление дошкольной педагогики. Знакомство с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через общение со взрослыми, сказки и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Следует выделить два основных направления ранней профессиональной ориентации:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти направления нуждаются в сопровождении со стороны взрослых в семье и дошкольном учреждении. Важно отметить, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения детей в различные группы профессий, где они получат знания о профессиях и приобретут первичный опыт отношений и опыт осуществления различных видов труда взрослых в игровых ситуациях. Ранняя профессиональная ориентация может быть осуществима в разных формах:
- в организованной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе самостоятельной деятельности детей;
- в процессе совместной деятельности с семьей.
Непосредственно образовательная деятельность – получают знания об орудиях труда, о профессиях, видах деятельности человека в профессии, необходимых специалисту качеств и умений, способностей, о результатах труда в разных профессиях. Занятия направлены на формирование, обогащение, расширение и обобщение профессионально ориентированных знаний детей по возрастным возможностям и потребностям.
Режимные процессы учат детей разным видам труда (самообслуживание, гигиена труда, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры дают возможность детям «поиграть» профессии, в которых в реальной жизни они себя пока проявить не могут. Дидактические игры, электронные игры способствуют закреплению, обобщению знаний о мире профессий, воспитывают положительное эмоциональное отношение к профессиям разных групп, стимулируют познавательные интересы детей.
Познавательная, поисково-исследовательская, проектная деятельность – позволяют углубить и вывести на деятельностный уровень знания о профессиях, совершенствовать трудовые действия, определять продукты труда людей разных профессий, учат умственному труду.
Трудовая деятельность способствует развитию трудовых умений, навыков, целостных трудовых процессов, формирует привычку трудиться, учит уважать труд свой и других людей. На примерах деятельности воспитателя, младшего воспитателя дети учатся проявлять лучшие качества, закрепляют умения, учатся работать в команде, осуществлять общий труд. Пробная трудовая деятельность при участии в конкурсах, мастер-классах для детей от профессионалов помогает детям получить практический опыт в профессии, понять ее социальную значимость, попробовать свои силы.
Продуктивная деятельность позволяет представить в действии труд художников, скульпторов, иллюстраторов и др., помогает понять духовную значимость профессий в сфере разных искусств (музыка, живопись, скульптура, театр и др.).
Чтение художественной литературы способствует расширению знаний и эмоций при знакомстве с историями о людях разных профессий, профессиональных подвигах и ежедневно-нужном для людей труде. Пословицы, поговорки позволяют проникнуть в народную мудрость, освоить опыт поколений, заложенный в кратких и метких высказываниях. Совместная деятельность в семье сближает поколения, дети узнают о профессиях своих близких. Действенным является участие родителей в мероприятиях в детском саду, где они демонстрируют свои профессиональные умения, включают детей в их освоение, создавая и совместно решая ситуации своей профессиональной деятельности. Такой обмен эмоционально и ценностно окрашенной информацией способствует 6 более глубокому восприятию сторон профессии, способствует возможному появлению профессиональных династий, воспитывает чувство гордости за родителей, выполняющих нужный и сложный труд.
В ходе ранней профориентации используются все группы методов: словесные, наглядные, практические, игровые, проектные, методы стимулирования деятельности детей (поощрение, порицание, педагогическое требование, соревнование, создание ситуации успеха), методы оценки знаний и умений детей, методики оценки представлений детей о профессиях.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая работа по ранней профессиональной ориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у детей дошкольного возраста мотивационный компонент социально – профессиональной ориентации.