Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Танцевальная терапия как способ развития речи дошкольников с диагнозом ТНР и ОВЗ

Танцевальная терапия как способ развития речи дошкольников с диагнозом ТНР и ОВЗ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

танцевальная терапия
задержка речевого развития (ТНР)
особые образовательные потребности (ОВЗ)
дошкольники
коррекционная работа
развитие речи
физическая активность
интеграция навыков

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения танцевальной терапии, как средства для развития речевых, эмоциональных и социальных навыков у детей с задержкой речевого развития (ТНР) и особыми образовательными потребностями (ОВЗ).

Текст статьи

В последние годы наблюдается значительный интерес к различным методам коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Одним из эффективных методов является танцевальная терапия. Этот подход сочетает в себе физическую активность, эмоциональное развитие и социальные взаимодействия, что делает его особенно подходящим для детей с диагнозом ТНР и ОВЗ. В данной статье мы рассмотрим, как танцевальная терапия может стать инструментом для улучшения речевых навыков, а также проанализируем ее воздействие на общую социализацию и эмоциональное здоровье детей.

Танцевальная терапия – это способ психологической помощи, основанный на использовании движений и танца для выражения эмоций, коммуникации. Дошкольники, обучающиеся по программе с танцевальным уклоном, моделируют различные формы движения, что способствует освобождению от эмоциональных блоков и развитию самосознания. Танец также помогает улучшить физические навыки, что особенно актуально для детей с диагнозом ТНР и ОВЗ, у которых может быть затруднено взаимодействие с окружающим миром.

Танцевальная терапия как метод психоэмоциональной коррекции начала развиваться в середине 20 века. Психологи и хореографы начали осознавать, что движение может быть мощным инструментом для работы с эмоциональными и психологическими проблемами. В частности, методы, основанные на танце, стали применять для работы с детьми, чтобы помочь им развить навыки общения и самовыражения. Современное использование танцевальной терапии охватывает различные подходы и техники, включая импровизацию, хореографию и настольные игры, что расширяет горизонты применения для детей с разными потребностями.

Дети с ТНР и ОВЗ часто сталкиваются с эмоциональными трудностями, включая страх, тревожность и недостаток уверенности в себе. Танцевальная терапия предоставляет безопасное пространство для самовыражения, позволяя детям осваивать новые эмоции и способы их выражения. Это важный момент, поскольку эмоциональное развитие напрямую связано с речевыми навыками.

Танец осуществляется в группах, что способствует улучшению социального взаимодействия. Дети учатся работать в команде, устанавливать контакт с другими, развивать навыки совместной деятельности. Социальные навыки, такие как сотрудничество и умение слушать, являются основополагающими для дальнейшего формирования речевых умений.

Движения в танцевальной терапии развивают моторику, координацию, чувства ритма и времени. Это особенно актуально для детей с двигательными нарушениями, которые могут улучшить свои физические способности через танец. Развивая физическую активность, дети получают возможность улучшать свою артикуляцию и точность движений, что в свою очередь благоприятно сказывается на их речевом прогрессе.

Если рассматривать структуру занятия, то ее можно поделить на три основные части:

  1. Разогрев. Занятие начинается с разминки, которая помогает детям настроиться на работу. Это могут быть простые движения, которые дети выполняют под музыку, музыкальная артикуляционная гимнастика, короткие песенки, стишки и потешки в сопровождении наглядных движений, упражнения, которые способствуют разогреву мышц и активации слухового восприятия. Разогрев не только подготавливает тело, но и задает позитивный тон для всего занятия.
  2. Основная часть. На этой стадии предполагаются различные игры и танцевальные упражнения, тематические танцевальные этюды, направленные на развитие речевых навыков. Например, можно использовать метод импровизации, где дети под музыку создают движения, описывая их словами. Это способствует развитию словарного запаса и речевой структуры. Важно, чтобы педагог создавал атмосферу доверия, позволяя детям свободно выражать себя.
  3. Завершение занятия. В завершение занятия важно провести рефлексию, где дети могут обсудить, что они испытывали во время танца, что им понравилось и какие эмоции они испытывали. Это помогает закрепить опыт и делает занятия более осмысленными. Рефлексия способствует формированию критического мышления и расширяет речевые возможности, предоставляя детям шанс структурировать свои мысли и эмоции.

Рассмотрим несколько примеров игр и упражнений, применяемых в танцевальной терапии:

  • «Эмоциональный кубик». Дети бросают кубик, на котором изображены различные эмоции и получают задание отразить их в танце и в движении. Ребенок рассказывает о том, когда он испытывает эту эмоцию, что он чувствует в этот момент. А педагог, в свою очередь предоставляет возможность выбора нескольких вариантов инструментальных композиций, которые на взгляд ребенка больше отражают настроение выпавшей эмоции. Это упражнение помогает развивать эмоциональный интеллект и осознание собственных состояний.
  • «Звуки природы» или «В мире животных». Дети танцуют под звуки природы, стараясь изобразить, как они воспринимают слышимые звуки, какие животные могут быть там. Это упражнение активизирует слуховую память, развивает воображение и творческое мышление. Служит связующим звеном между природой и танцевальным самовыражением.
  • «В стране сказок». На основе известной сказки дети танцуют, изображая персонажей и ситуации. Это развивает их речь, помогая улучшить словарный запас и навыки выражения мысли. Участие в сказочном сюжете делает занятия более увлекательными и доступными для понимания.

Танцевальная терапия интегрирует физические, эмоциональные и социальные навыки. Это позволяет детям развивать более целостные навыки общения и взаимодействия. Интеграция различных навыков формирует комплексный подход, необходимый для коррекционной работы.

Успешные занятия и достижения в танце способствуют повышению уверенности детей в своих способностях, что в свою очередь влияет на общую самооценку и мотивацию. Важным аспектом является признание успехов каждого ребенка, что подсознательно формирует положительный имидж и отношение к себе.

Танцевальная терапия напрямую связывает движение и речь, что может значительно помочь в развитии речевых навыков у детей с ТНР. Дети учатся использовать слова и фразы для обозначения своих движений и эмоций. Создание ассоциаций между движением и словом, как метод обучения имеет высокую эффективность.

Многие исследования и личный опыт показывают, что танцевальная терапия эффективно работает с речевыми нарушениями у дошкольников. Симбиоз танца, музыки, физической активности и общения создают позитивную почву для улучшения коммуникативных данных и психоэмоционального состояния ребенка.

В заключении хочется отметить, что танцевальная терапия представляет собой многообещающее направление в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими диагнозы ТНР и ОВЗ. Учитывая, что движение связано с эмоциями, танец становится не только способом развлечения, но и мощным инструментом для терапевтической работы. Применение танцевальной терапии способствует не только физическому развитию, но и социальной адаптации, эмоциональному благополучию детей, а в последствии и средством для улучшения качества жизни в современном обществе.

Важным аспектом является также необходимость интеграции танцевальной терапии в образовательные программы для детей с особыми потребностями. Это способствует созданию инклюзивной среды, в которой каждый ребенок может реализовать свой потенциал и ощутить себя частью группы. За счет профессионального подхода специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, танцевальная терапия может стать важным элементом персонализированных программ обучения, направленных на всестороннее развитие детей.

Список литературы

  1. Алексеева О.П., Сидорова Т.А. (2019). Коррекционная работа с детьми с ЗПР: современные методы. СПб.: Издательство «Наука».
  2. Гасанов Р.К. (2018). Использование танцевальной терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Вестник психологии и педагогики, № 6(3), С. 45-52.
  3. Замараева Н.В. (2022). Танец как метод реабилитации детей с речевыми нарушениями. Журнал детской психологии и психиатрии, № 4(2), С. 12-18.
  4. Котляр И.В. (2020). Танцевальная терапия в коррекционной педагогике: подходы и методики. М.: Издательство «Педагогика».
  5. Петрова Е.Н. (2021). Эмоциональное развитие детей через танец: исследование. Научные ведомости, № 9(1), С. 49-55.

Поделиться

32

Котельникова Т. А. Танцевальная терапия как способ развития речи дошкольников с диагнозом ТНР и ОВЗ // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12374-tancevalnaya-terapiya-kak-sposob-razvitiya-rechi-doshkolnikov-s-diagnozom-tnr-i-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля