Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Налоговое резидентство в законодательстве Российской Федерации

Налоговое резидентство в законодательстве Российской Федерации

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

налоговое резидентство
государство
налогоплательщик
законодательство Российской Федерации
доходы
фактическое нахождение
право
налог

Аннотация статьи

В данной статье проводится подробный анализ налогового резидентства в правовой системе Российской Федерации, в рамках которого выявляются основные положения его определения. В настоящее время в России существует единственный критерий, который позволяет установить налоговое резидентство физических лиц – физическое присутствие лица на территории страны в течение 183 дней. Рассматриваются актуальные тенденции и вопросы, возникающие в процессе правового регулирования налогообложения физических лиц, с учетом того, что единственным показателем определения налогового резидентства является только фактическое нахождение конкретного лица на территории государства. Особое внимание уделяется последствиям такого подхода, что позволяет рассмотреть перспективы для усовершенствования налогового законодательства в области налогового резидентства. Предлагается внесение дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.

Текст статьи

Налоговое резидентство в Российской Федерации представляет собой один из основных элементов налогового права, которое определяет статус налогоплательщика и его обязательства перед государством. В условиях постоянного процесса глобализации экономики финансовые потоки становятся все более многообразными и сложными, что непосредственно влияет на систему налогообложения страны. В связи с этим повышается актуальность данной темы, требующей от налоговых органов и физических лиц глубокого понимания и эффективного регулирования вопросов, связанных с резидентством.

Россия, следуя международной практике, внедрила систему налогообложения «общемировых доходов» для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами. Эта система предполагает, что налог на доходы физических лиц распространяется не только на доходы, полученные на территории России, но и на доходы из зарубежных источников. Данный подход способствует унификации налоговой политики, а также учету международных финансовых потоков в рамках налоговой системы. В этой связи законодательство России вводит единственный критерий для определения налогового резидентства, который требует, чтобы физическое лицо находилось на территории страны не менее 183 дней в течение 12 последовательных месяцев, что закреплено в части 2 статьи 207 НК РФ [1].

Указанное выше условие также является одним из наиболее распространенных требований в налоговом законодательстве других стран. Основой такого подхода служит теория, которая утверждает, что, если физическое лицо проводит значительное количество времени на территории определенного государства, зачастую превышающее шесть месяцев, это лицо должно осуществлять финансовый вклад в поддержку общественных благ, предоставляемых государством. К таким благам относятся системы здравоохранения, обороны, а также широкий спектр социальных услуг. Данная концепция оправдана тем, что продолжительное пребывание физического лица на территории страны подразумевает его участие в финансировании необходимых общественных ресурсов и механизмов, обеспечивающих правильное функционирование общества, что, в свою очередь, содействует эффективному распределению налоговых обязательств среди граждан [2].

В условиях современной глобализации наблюдается увеличение мобильности населения, что позволяет людям длительное время проживать в нескольких странах, не превышая 183-дневный срок пребывания в каждой из них. Это явление создает значительные правовые и налоговые последствия, поскольку применение исключительно критерия физического присутствия для оценки налогового резидентства может привести к возникновению ситуации, когда лицо не получает статуса налогового резидента ни в одном из государств, несмотря на постоянное пребывание в каждом из них. Следовательно, такая ситуация требует более комплексного подхода к определению налоговых обязательств, учитывающего не только временные параметры, но и другие аспекты, такие как фактическое место проживания и экономические интересы. Под экономическими интересами в данном контексте подразумеваются источники дохода, места ведения бизнеса, а также наличие финансовых активов и обязательств в других государствах. Появляется необходимость пересмотра существующих правил определения налогового резидентства. Введение дополнительных критериев для данной процедуры могло бы стать оптимальным решением, обеспечивающим актуальность налогообложения в условиях растущей мобильности и динамичности мировой экономики. Такой подход позволит создать условия для справедливого налогообложения физических лиц – налоговых резидентов.

Критерии, определяющие налоговое резидентство в России, основанные на количественных показателях дней пребывания в стране, зачастую порождают правовые неопределенности. Как было отмечено ранее, резидентом признается лицо, находившееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение12-ти месяцев. В связи с этим важно обратить внимание на Письмо Федеральной налоговой службы России от 27 декабря 2023 года под номером ШЮ-4-17/16342, в котором исследуются вопросы, касающиеся классификации лиц в качестве налоговых резидентов или нерезидентов. Однако отсутствие однозначной интерпретации продолжительности пребывания (вопрос о том, что следует учитывать в качестве дня – 24 часа или более короткий временной промежуток) открывает возможности для налогоплательщиков злоупотреблять своим статусом, что приводит к затруднению эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства [3].

В процессе исследования налогового резидентства следует проанализировать конкретную ситуацию, демонстрирующую возможные злоупотребления со стороны налогоплательщика. Рассмотрим физическое лицо, осведомленное о предстоящем получении значительного дохода от иностранного источника, например, от продажи ценных бумаг, которое принимает решение покинуть территорию Российской Федерации. После этого лицо проводит более 183-х дней в государстве с низким уровнем налогообложения или отсутствием налогообложения на иностранные доходы. Данная стратегия, основанная на осознании налоговых последствий, позволяет физическому лицу избежать обязанности, связанной с уплатой налога на прибыль, который был бы к нему применим при наличии статуса налогового резидента в России. Возникает необходимость в разработке более эффективных методов мониторинга и регулирования, чтобы предотвратить возможные злоупотребления в области налогообложения и обеспечить справедливость налоговой системы [4].

По нашему мнению, необходимостью на данном этапе являются внесение уточнений в налоговое законодательство, касающихся данного статуса, и проведение стандартизации критериев определения налогового резидентства. Следует ввести более подробные, четкие критерии, которые позволят избежать неоднозначности и снизить возможность случаев уклонения от уплаты налогов.

Также целесообразно внедрить механизмы обмена информацией посредством создания электронного портала, предназначенного для взаимодействия и передачи необходимых данных о налоговых резидентах и нерезидентах между государствами. Портал будет способствовать более эффективному контролю за действиями налоговых резидентов.

Реализация предложенных рекомендаций создаст более устойчивую налоговую систему, направленную на улучшение борьбы с уклонением от уплаты налогов. Внедрение такой системы станет важным шагом к повышению продуктивности работы государственных налоговых органов, что позволит получать достоверную информацию о налоговых резидентах и оптимизировать налоговые поступления в бюджет Российской Федерации.

Список литературы

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с изм. от 01.03.2025) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  2. Левченко Ю.Н. Налоговое резидентство в налоговом праве России / Ю.Н. Левченко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 44 (543). – С. 138-141. – URL: https://moluch.ru/archive/543/118753/ (дата обращения: 04.03.2025).
  3. Письмо ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@ «По вопросам определения статуса налогового резидента/нерезидента Российской Федерации, а также получения документа, подтверждающего статус налогового резидента или его отсутствие» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  4. Садовский Д.С. Налоговое резидентство физических лиц в Российской Федерации: тенденции правового регулирования // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 4 (117). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-rezidentstvo-fizicheskih-lits-v-rossiyskoy-federatsii-tendentsii-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 04.03.2025).

Поделиться

41

Ковшарева А. Р., Малинина Т. А. Налоговое резидентство в законодательстве Российской Федерации // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.II. С. 68-70. URL: https://apni.ru/article/12390-nalogovoe-rezidentstvo-v-zakonodatelstve-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля