Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Подростковый кризис и социальный статус: психологический анализ взаимосвязи

Подростковый кризис и социальный статус: психологический анализ взаимосвязи

Рубрика

Психология

Ключевые слова

подростковый кризис
социальный статус
агрессивность
тревожность
депрессия
социометрия

Аннотация статьи

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социального статуса подростков в группе и их психоэмоционального состояния. В исследовании приняли участие учащиеся 5–6 классов (N=50). Использовались методы социометрии (Дж. Морено), опросники Басса-Дарки, Филипса, шкала депрессии А. Бека, тесты на невротизацию (Бойко) и уровень одиночества (Корчагина). Статистическая обработка данных (ранговая корреляция Спирмена) выявила значимые обратные связи между социометрическим статусом и агрессивностью (r=-0,568), одиночеством (r=-0,586), депрессией (r=-0,572) и невротизацией (r=-0,426). Полученные данные подтверждают влияние социального статуса на эмоциональное благополучие подростков.

Текст статьи

Введение

Подростковый возраст представляет собой критический этап развития, который характеризуется глубокими психологическими и социальными трансформациями [1]. В этот период особую значимость приобретает социальное положение подростка в группе сверстников, поскольку социальный статус становится важным фактором формирования его самооценки, эмоционального состояния и поведенческих стратегий [2].

Современные исследования подтверждают, что подростковый кризис сопровождается обостренной чувствительностью к социальному принятию и положению в групповой иерархии. При этом низкий социометрический статус часто выступает фактором риска развития различных психологических проблем, включая агрессивное, деструктивное поведение, тревожность и депрессивные состояния [4].

Целью данного исследования стало изучение взаимосвязи между социометрическим статусом подростков и их психоэмоциональными характеристиками (агрессивность, тревожность, депрессия, невротизация, одиночество) в условиях естественной школьной среды.

Литературный обзор и теоретическая основа

Социальный статус в подростковых группах

Согласно социометрической теории Дж. Морено (1953), положение индивида в групповой структуре определяет степень его социальной адаптации. Многочисленные исследования (Паркер, Ашер, 1987; Харрис, 1995) демонстрируют, что подростковые коллективы характеризуются выраженной статусной дифференциацией, где выделяются «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «изолированные» и «отвергаемые».

Влияние статуса на психологическое состояние

Теория социального научения (Бандура, 1977) объясняет, как низкий социальный статус может провоцировать агрессивное поведение как компенсаторный механизм. Исследования Бойко (1996) и Прихожан (2007) показывают, что подростки с низким статусом чаще демонстрируют признаки невротизации и эмоциональной нестабильности.

Экологическая модель Бронфенбреннера (1979) подчеркивает важность микросреды (в частности, школьного класса) для психического развития подростка. В соответствии с этой моделью, хронический стресс от социального неприятия может приводить к развитию депрессивных симптомов [4] и переживанию одиночества [5].

Методы исследования

Выборка

В исследовании участвовали 50 учащихся 5-6 классов (11-12 лет) МБОУ Школы № 46 (22 подростка из 5 класса, 28 подростка из 6 класса).

Методики

  • Социометрия (Дж. Морено) – выявление статусной структуры группы.
  • Опросник Басса-Дарки – оценка уровня агрессивности.
  • Шкала тревожности Филипса – измерение школьной тревожности.
  • Тест Бойко – уровень невротизации.
  • Методика ДОО (Корчагина) – оценка переживания одиночества.
  • Шкала депрессии А. Бека – выявление депрессивных тенденций.

Статистическая обработка

Применялись:

  • метод процентных соотношений,
  • ранговый корреляционный анализ (Спирмен).

Результаты

Социометрическая структура группы:

  • «Звёзды» – 28%,
  • «Предпочитаемые» – 46%,
  • «Изолированные» – 12%,
  • «Пренебрегаемые» – 14%.

Психологические показатели:

  • 56% – повышенная тревожность (норма для возраста),
  • 68% – низкий уровень агрессии,
  • 82% – отсутствие выраженного одиночества,
  • 46% – признаки депрессивных состояний,
  • 56% – низкий уровень невротизации.

Корреляционный анализ выявил:

  • Обратную связь статуса с агрессивностью (r=-0,568),
  • Отрицательную корреляцию с одиночеством (r=-0,586),
  • Связь с депрессией (r=-0,572),
  • Корреляцию с невротизацией (r=-0,426).

Обсуждение

Полученные данные подтверждают существование значимой взаимосвязи между социометрическим статусом и психоэмоциональным состоянием подростков. Выявленные корреляции согласуются с теоретическими положениями социометрической теории и концепцией социального научения.

Особого внимания заслуживает факт, что 46% испытуемых демонстрируют признаки депрессивных состояний, что соответствует современным данным о распространенности депрессии в подростковой среде [4]. При этом сильная обратная корреляция между статусом и депрессией (r=-0,572) подтверждает защитную функцию высокого социального статуса.

Выводы

Подростковый коллектив имеет выраженную статусную иерархию с наличием всех характерных статусных категорий.

Установлены значимые обратные связи между социометрическим статусом и показателями агрессивности, одиночества, депрессии и невротизации.

Полученные данные подтверждают важную роль социального статуса в формировании психологического благополучия подростков.

Перспективы исследования: дальнейшее изучение механизмов социальной адаптации подростков с разным статусом, разработка профилактических программ.

Благодарности

Автор выражает благодарность администрации МБОУ Школы № 46 за помощь в проведении исследования. Статья написана на основе дипломной работы Буевич О. А. «Взаимосвязь социального статуса подростков в группе с их эмоциональными состояниями».

Список литературы

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 1977.
  4. Наджафова Д.Г. Депрессия в подростковом возрасте. – М., 2020.
  5. Корчагина С.Г. Психология одиночества. – М., 2003.

Поделиться

58

Буевич О. А. Подростковый кризис и социальный статус: психологический анализ взаимосвязи // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.IV. С. 92-94. URL: https://apni.ru/article/12392-podrostkovyj-krizis-i-socialnyj-status-psihologicheskij-analiz-vzaimosvyazi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля