Культура здорового питания детей и подростков в любом обществе, в любых социально-экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. В настоящее время вопросам обеспечения именно здорового питания уделяется большое внимание. Цель государственной политики в области здорового питания – сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, которые обусловлены отклонениями от нормального питания у детей и взрослых.
Одни из способов формирования понимания ценности молока и молочных продуктов является исследовательская деятельность, которой, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должны овладеть все учащиеся.
Для обеспечения исследовательской деятельности у школьников должны быть на достаточном уровне развиты исследовательские умения, которые отражают способность самостоятельно искать решение проблемы [2].
Исследовательские умения – это умения, необходимые для осуществления исследовательской деятельности. Они позволяют исследователю эффективно планировать, выполнять и анализировать результаты исследовательской деятельности. Выделяют следующие виды исследовательских умений: организационные, информационные, творческие, поисковые и оценочные [3].
Изучение химии способствует формированию научного, аналитического и критического мышления, способствует формированию навыков наблюдения, анализа и синтеза информации. Знание основ химии позволяет учащимся лучше понимать окружающий мир и происходящие процессы в природе, бытовой и производственной сферах, развивает экологическое сознание [1].
Тема исследовательской деятельности школьников по изучению качества коровьего молока всегда будет оставаться актуальной. Несмотря на то, что по данному направлению собрано и изучено много материала и много работ посвящено данной тематике, вопрос качества молока по-прежнему волнует многих людей, проживающих на территории Иркутской области.
Актуальность исследования заключается в том, что, укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества.
Применение исследовательской работы возможно на внеклассных мероприятиях, связанных с изучением химии, краеведческих занятиях, в проектной деятельности.
Цель: анализ качества коровьего молока.
Задачи:
- Описать органолептические свойства коровьего молока, сравнив четыре продукта: молоко «Янта» 3,2%, «Белоречье» 3,2%, «Молочная» река 3,2% и натуральное фермерское.
- Определить физико-химические свойства молока коровьего –сравнить четыре вида коровьего молока.
- Выявить и проанализировать возможность использования результатов изучения состава коровьего молока.
Срок реализации внеурочной деятельности составляет 3 месяца. Количество часов: 36. Периодичность занятий составляет один раз в неделю.
Работа была организована в рамках исследовательской проектной деятельности учащихся 8 класса по химии. Проект был направлен на повышение интереса к химии и развитие исследовательских и критических навыков. Планирование исследовательской работы представлено в таблице.
Таблица
Планирование исследовательской работы школьников по определению качества молока
Тема | Цель | Методы работы | Необходимое оборудование и материалы |
Ценное молоко | Сформировать интерес к исследовательской деятельности | Изучение теоретического материала, просмотр презентаций, проведение беседы | Проектор, компьютер |
Органолептические свойства молока | Научиться оценивать молоко по внешнему виду, запаху, вкусу и консистенции, освоить основы органолептического анализа. | Практическое задание по оценке молока, групповая дискуссия, совместное описание органолептических показателей. | Проектор, компьютер, образцы молока, стаканы, салфетки |
Приборы для определения физико-химических свойств молока | Изучить основные приборы и методы, используемые для определения физических и химических свойств молока (плотность, кислотность, жирность и т. д.). | Демонстрация приборов и видеоопытов, работа с приборами в группах, выполнение инструкций по использованию приборов. | Проектор, компьютер. Прибор «Рекорд», мутовка, кружка для отбора молока, трубка для отбора молока, ареометр, жиромер. |
Проверка свойств молока в домашних условиях | Освоить простые способы проверки качества и натуральности молока в домашних условия | Практическая работа с применением домашних методов (осаждение, проверка на крахмал), опытно-экспериментальная деятельность. | Мерные стаканы, пипетки, чистая вода, раствор фенолфталеина, раствор гидроксида натрия. Пробирки, универсальная индикаторная бумага. |
Подведение итогов | Систематизировать полученные знания, сделать выводы по теме | Коллективное обсуждение, контрольные вопросы, заполнение таблиц | Проектор, компьютер |
Перед химическим анализом качество молока оценивают органолептически, то есть определяют его вкус, цвет, запах и консистенцию органами чувств [2]. Если молоко не испорчено, то его можно попробовать на вкус. Учащиеся пришли к выводу о том, что фермерское молоко отличается по вкусу от магазинного: оно обладает более насыщенным ароматом, приятной густой консистенцией и выраженным сливочным вкусом, тогда как магазинное молоко заметно уступает по этим характеристикам. Всё это свидетельствует о том, что по вкусовым качествам фермерское молоко является более предпочтительным выбором для потребителей. По результатам исследовательской деятельности учащиеся пришли к выводу о том, что все исследованные образцы молока не содержат химических загрязнителей и крахмала, что указывает на их натуральность.
На констатирующем этапе, то есть до реализации исследовательской деятельности высокий уровень сформированности знаний об оценке качеств молока был выявлен у 13,33%, в то время как на контрольном –у 30%, то есть произошла положительная динамика на 16,67%. На констатирующем этапе средний уровень сформированности знаний об оценке качеств молока был выявлен у 53,33%, а на контрольном – у 60%, то есть динамика составила 6,67%. На констатирующем этапе исследования низкий уровень сформированности знаний об оценке качеств молока выявлен у 33,34% и на контрольном – у 10%, то есть, динамика составила 23,34%.
Следовательно, исследовательская деятельность способствовала расширению и углублению знаний учащихся об оценке качеств молока, дала им практические навыки работы с лабораторным оборудованием (ареометр, лактоденсиметр), а также обучила методам выявления фальсификаций, например, определению наличия крахмала с помощью йода и измерению жирности молока различными способами. В результате школьники научились анализировать состав молока, отличать качественный продукт от подделки и осознанно относиться к его выбору в повседневной жизни.