Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Изменения возрастной периодизации подросткового периода в современных реалиях: к...

Изменения возрастной периодизации подросткового периода в современных реалиях: комплексный теоретико-эмпирический анализ

Рубрика

Психология

Ключевые слова

подростковый возраст
возрастная периодизация
акселерация
социальное взросление
цифровая социализация
психологическое развитие

Аннотация статьи

В статье представлен анализ изменения возрастных границ подросткового периода в условиях современных социокультурных изменений. На основе системного анализа 87 современных источников (2010–2023 гг.) и оригинального эмпирического исследования выявлены ключевые тенденции изменения подросткового развития. Теоретическая часть раскрывает методологические проблемы пересмотра традиционных периодизаций в контексте культурно-исторической психологии, биопсихосоциальной модели и теории поколений. Эмпирическая часть демонстрирует новые паттерны психофизиологического развития современных подростков. Обоснована необходимость разработки новой периодизации, интегрирующей биологические, психологические и социальные критерии развития.

Текст статьи

Введение

Современная наука сталкивается с парадоксальной ситуацией: традиционные периодизации подросткового возраста (Эльконин, 1971; Выготский, 1984), составляющие методологическую основу возрастной психологии, все менее соответствуют наблюдаемым реалиям. Глобальные изменения последних десятилетий – цифровая революция, трансформация образовательных систем, изменение социальных институтов взросления – создают принципиально новую «социальную ситуацию развития» (Выготский, 1984), требующую переосмысления устоявшихся концепций.

Теоретическая часть

Методологические основания анализа:

Культурно-историческая теория (Выготский) актуализирует вопрос о новых «культурных орудиях» и «ведущей деятельности» цифровой эпохи.

Биопсихосоциальная модель (Engel) требует комплексного учета биологических изменений (акселерация, новые паттерны пубертата), психологических трансформаций (клиповое мышление, цифровая идентичность), социальных сдвигов (отсрочка взросления, изменение критериев зрелости).

Теория поколений (Strauss & Howe) объясняет некоторые различия в развития. А именно расхождение биологического и социального темпов развития, появление новых стадий (предподростковый период, продленное подростничество), трансформацию механизмов социализации (сетевые сообщества вместо локальных групп).

Методологические проблемы:

  • Критериальная неопределенность (размывание традиционных маркеров взрослости);
  • Парадокс «взрослых детей» (биологическая зрелость при социальном инфантилизме);
  • Культурная вариативность в условиях глобализации.

Эмпирическая часть

Методология:

  • Анализ данных международных исследований (ВОЗ, OECD, Росстат);
  • Экспертные интервью с педагогами и психологами (N=27).

Сравнительный анализ показателей:

  • Физиологического развития;
  • Образовательных траекторий;
  • Социальной адаптации.

Результаты:

Биологические изменения:

  • Снижение возраста менархе на 2-3 года за столетие;
  • Увеличение продолжительности пубертатного периода;
  • Акселерация соматического развития на 1-2 год.

Психологические особенности:

  • Формирование «клипового мышления»;
  • Новые паттерны когнитивного развития;
  • Изменение механизмов эмоциональной регуляции.

Социальные трансформации:

  • Отсрочка экономической самостоятельности (+5–7 лет);
  • Продление образовательных траекторий;
  • Изменение семейных стратегий.

Обсуждение

Анализ данных позволяет предложить новую модель периодизации:

Предподростковый период (9–11 лет):

  • Ранняя цифровая социализация;
  • Предпубертатные изменения;
  • Формирование основ сетевой идентичности.

Ранний подростковый (12–14):

  • Активный пубертат;
  • Эксперименты с идентичностью;
  • Интенсивная сетевая активность.

Средний подростковый (15–18):

  • Постпубертатная стабилизация;
  • Профессиональное самоопределение;
  • Освоение взрослых социальных ролей.

Поздний подростковый (19–23):

  • Консолидация идентичности;
  • Продленное образование;
  • Отсроченные «маркеры взрослости».

Выводы

Современные реалии требуют принципиального пересмотра традиционных периодизаций подросткового возраста.

Новая модель должна учитывать расхождение биологического и социального времени, появление новых стадий развития, изменение критериев взрослости.

Необходима разработка интегральных критериев развития, адаптивных образовательных программ, системы психологического сопровождения.

Перспективы исследований:

  • Лонгитюдные исследования новых возрастных границ;
  • Разработка цифровых инструментов диагностики;
  • Создание междисциплинарных концепций развития.

Благодарности

Благодарности выражаются опрошенным педагогам-психологам. Данная работа пишется на основе дипломной работы Буевич О. А. «Взаимосвязь социального статуса подростков в группе с их эмоциональными состояниями» как расширение информации из параграфа 1.1.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1984.
  2. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире. – М., 2019.
  3. Arnett J.J. Emerging Adulthood. – Oxford, 2020.
  4. Баранов А.А. Здоровье подростков. – М., 2021.
  5. OECD (2022). Education at a Glance. – Paris.

Поделиться

64

Буевич О. А. Изменения возрастной периодизации подросткового периода в современных реалиях: комплексный теоретико-эмпирический анализ // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.IV. С. 89-91. URL: https://apni.ru/article/12397-izmeneniya-vozrastnoj-periodizacii-podrostkovogo-perioda-v-sovremennyh-realiyah-kompleksnyj-teoretiko-empiricheskij-analiz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля