Введение
Использование ресурсов информационно-коммуникативных технологий для эффективного взаимодействия педагога в образовательной деятельность является один из принципов деятельности современного педагога.
Современные компьютерные технологии меняют содержание образования, формы организации обучения, механизмы общения в педагогическом процессе.
Применение средств ИКТ позволяет легко войти в современную информационную систему и включить в неё воспитанников, тем самым повышая уровень качества образования.
На сегодняшний день педагоги ДОУ недостаточно обладают умением применения ИКТ для организации эффективного обучения и самообразования.
Лишь малый процент педагогов выстраивает круг профессионального общения в социальных сетях, форумах и сообществах. Многие не используют возможности интернета для дистанционного участия в курсах повышения квалификации, конкурсах и т. д.
Выделим лишь некоторые современные подходы к определению понятия ИКТ компетентность педагога.
Так, например, Н. Ю. Гончарова и А. И. Тимошенко [2, с. 75-85] определяют ИКТ компетентность педагога как «уникальное объединение профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы педагога, выраженное в технологии решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий».
Ученые отмечают, что данное качество специалиста формируется в процессе всей профессиональной деятельности и, следовательно, главная предпосылка его формирования – наличие условий для практической реализации знаний, умений и навыков работы в сфере ИКТ при решении педагогических задач.
В. Ф. Бурмакина и И. Н. Фалина подразумевают уверенное владение навыками ИКТ грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности. При этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков [1, с. 99-102].
А. А. Елизаров под ИКТ компетентностью понимает совокупность знаний, умений и опыта в области использования ИКТ в деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций [3, с. 40-44].
Ю. А. Кулагина [2, с. 75-85] выделяет составляющие понятия «информационно-коммуникационная компетентность»:
- способность к оказанию консультативной помощи в интерактивном режиме;
- способность проектировать и оснащать профессиональную среду элементами информационно-коммуникационных технологий;
- способность осуществлять эффективный процесс коммуникативной деятельности при решении конкретных профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационной деятельности;
- готовность к саморазвитию в сфере информационных и коммуникационных технологий.
Автор объединяет все составляющие в три компонента:
- мотивационно-ценностный;
- когнитивно-деятельностный;
- рефлексивный.
А. М. Семибратов и Л. Н. Горбунова [6, с. 12-16] определяют компетентность педагогов в области информационных коммуникационных технологий как «готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».
Коллектив учёных Саратовского педагогического университета отмечают, что информационно-коммуникационная компетентность подразумевает:
- владение общедоступными программными средствами на уровне грамотного пользователя;
- знание цифровых образовательных ресурсов и источников по дисциплине;
- умение отбирать их в соответствии с поставленными задачами;
- умение планировать педагогическую деятельность в информационно-коммуникационных технологиях – насыщенной образовательной среде [7, с. 167-170].
М. А. Житников [4, с. 288-291] считает, что интернет не может быть эффективно использован в условиях учебно-воспитательного процесса, если его применение не регламентируется четкими нормативными документами и методическими рекомендациями.
Поэтому компетентность педагога приобретает особое, стратегическое значение, так как именно педагог выстраивает структуру информационного пространства вокруг дошкольника, организовывает его деятельность внутри этого пространства.
С. М. Авдеева и К. М. Тарасова в ходе исследования уровня сформированности информационно - коммуникационной компетентности детей выявили, что на формирование компетентности влияют:
- базовые характеристики обучающегося и его семьи;
- доступность компьютера для будущего школьника и практика его использования;
- характеристики образовательной организации и педагогического состава;
- конкретные практики использования ИКТ педагогами, а также их отношение к использованию ИКТ в обучении.
Зарубежные учёные часто обращают внимание на применение информационных технологий в образовании. В своих исследованиях отмечают на следующие параметры:
- факторы, влияющие на образовательную и экономическую эффективность различных подходов к использованию информационных технологий в подготовке педагогов;
- представления педагогов о том, как информационные технологии включаются в воспитании и обучение [8, с. 3-18];
- особенности применения информационных технологий в дистанционном обучении;
- соответствие программ педагогического образования потребностям педагогов в освоении информационных технологий [9, с. 97-100] и др.
Из выше приведённых научных подходов в области информационно-коммуникативной компетентности педагога, возможно выделить следующие компоненты:
- мотивационно-мировоззренческий: потребность в изучении и использовании ИКТ в профессиональной деятельности, осознание роли ИКТ в современном обществе, педагогической деятельности и развитии личности;
- содержательный: знание типологии и функций ИКТ, истории их развития, направлений их использования в профессиональной деятельности, особенностей функционирования ИКТ в системе образования;
- методический: способность определять условия и ставить цели применения конкретных средств ИКТ, разрабатывать и организовывать образовательный процесс с использованием ИКТ, вовлекать обучающихся в освоение ИКТ;
- научно-коммуникационный: способность осуществлять профессиональную коммуникацию с целью изучения и распространения передового педагогического опыта, проектировать и реализовывать процесс самообразования и повышения квалификации в области ИКТ, проводить исследовательскую работу в сфере ИКТ.
В системе образования, среди функционирования ИКТ, влияющих на формирование компетентности педагога отметим следующее [10]:
- информационные технологии – главный ориентир в жизни современной молодежи, включение технологий в образовательный процесс повышает учебную мотивацию, развивает мышление и кругозор воспитанников, позволяет им сотрудничать и конкурировать со сверстниками, предоставляет равный доступ к богатству мировой и отечественной культуры;
- информатизация образования стала важной частью государственной политики в сфере образования и охватывает все виды деятельности образовательных учреждений – учебную, воспитательную, научно-методическую, управленческую и др.;
- форма профессиональных сетевых сообществ оказалась эффективным средством взаимодействия педагогов, совершенствования их профессиональной компетентности и мировоззрения, обмена опытом, выявления и поддержки лидеров в образовании;
- образование «перемещается» в интернет, выгодный своей мобильностью, скоростью обновления и поиска информации, научной коммуникации, отсутствием барьеров пространства и времени.
Рассмотрим модель по управлению развития ИКТ – компетентности педагогов дошкольной организации.
Модель включает в себя блоки: целевой, диагностический, организационный, контрольно-аналитический. Диагностический инструментарий, представленный в модели, позволяет провести анализ уровня ИКТ-компетентности педагогов организации, оценку учебно-информационного, кадрового и материально-технического обеспечения, с целью обеспечения совокупности мер воздействия на среду образовательной организации.
В рамках организационного блока возможно составление программы мероприятий по восполнению выявленных дефицитов и ее апробация с учетом кадровых, информационных, социальных, материально-технических ресурсов. В модели организационно-педагогических условий также представлены ключевые формы взаимодействия с педагогами в рамках внутрисадовой системы повышения ИКТ-компетентности.
Для отслеживания количественных и качественных показателей, предполагается контроль за текущей деятельностью и проделанной работой, отслеживание результатов и корректирование процесса.
Рис. Модель управления развитием ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования
Разработанная модель позволит создать эффективные организационно-педагогические условия в образовательной организации, повысить персональный уровень ИКТ- компетентности педагогов.
Методический потенциал формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов широк и разнообразен, он будет постоянно обновляться. Формирование информационно-коммуникационной компетентности – это процесс индивидуальный и творческий. Особенностью информационно-коммуникативной компетенции педагога является непрерывное расширение осваиваемых инструментов ИКТ.
Одни из основных признаков компетенции – динамичность, движение к усложнению, транслируемость опыта, зависимость от конкретных условий образовательной среды, личностных особенностей педагога и обучающихся.
Мы считаем актуальным и перспективным профессиональное освоение педагогами образовательного и коммуникационного потенциала интернета.
На наш взгляд, значительное количество инструментов глобальной сети может иметь функцию обучения, развития кругозора и мировоззрения, организации научных и деловых взаимодействий. Это образовательные порталы, форумы, социальные сети, медиаресурсы, профессиональные сообщества и многое другое.
Очевидна необходимость применения междисциплинарного подхода в профессиональной работе педагогов, когда информационно-коммуникационные технологии становятся механизмом, увеличивающим скорость, доступность, прочность результатов образования, стимулирующим мотивацию к профессиональному саморазвитию.