Сегодня вопрос о миграции народов по всему миру является одной из ключевых социальных проблем, приобретающей глобальные масштабы: «Увеличивающийся разрыв в уровнях экономического развития между отдельными странами и регионами мира, нестабильная политическая ситуация как внутри страны, так и за ее пределами, природные и техногенные катастрофы выдвинули международную миграцию населения в ряд важнейших глобальных процессов, в значительной степени влияющих на социально-экономическое развитие государства и мира в целом» [1, с. 77-78].
Среди подобных процессов особый интерес представляет проблема миграции немцев в Россию, поскольку это история двух народов, которая берет свое начало еще в XV-XVI вв. и нередко несет за собой страдания, но также и длительные периоды сближения, тесного культурного и общественного обмена.
Русско-немецкие отношения начинают значительно развиваться в эпоху Петра I, при этом основными причинами были идеи Просвещения. Переселение же иностранцев в Россию как колонистов, становление и развитие соответствующих поселений начинается именно в период царствования Екатерины II. В это время Российская империя одержала победу в войнах с Турцией, границы страны продвинулись далеко на юг – до северных берегов Черного и Азовского морей. Тем самым обширные территории с плодородными землями представляли собой безлюдную пустыню, а по берегам степных рек кочевали калмыцкие и киргизские племена. Следовательно, как подчеркивает Яков Дитц в свой книге «История поволжских немцев-колонистов», «истинными причинами вызова колонистов были: заселение пустующих мест; желание создать на границах с калмыками, киргизами и дикими народами естественный буфер для безопасности России и утвердить ее владычество на этих окраинах, а также желание поднять культуру земледелия и промышленности посредством иммиграции просвещенных западноевропейцев» [5, с. 377].
Решить эту проблему с помощью русского населения было невозможно, так как крестьяне находились в крепостной зависимости от помещиков. Поэтому Екатерина II решила пригласить граждан европейских стран. Она издала манифест 4 декабря 1762 года, но не указала, при каких условиях предлагается переселение [3, с. 8]. В связи с этим, 22 июля 1763 года вышел новый манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Манифест гарантировал свободный выбор места поселения, свободу вероисповедания, самоуправление, освобождение от податей, налогов и различных повинностей. «Льготные условия переселения вызвали интенсивную колонизацию южных окраин России. В 1764-1770 гг. – всего за 6 лет – создается 117 колоний; в 1800-1850 гг. было основано еще 218 поселений» [3, с. 9]. В Россию прибывали преимущественно немцы из Германии. Это объяснялось тяжелым экономическим положением в стране: семилетняя война 1756-1763 годов разорила Германию. Интересен и тот факт, что сама Екатерина II была немкой по происхождению, сменившая впоследствии имя и вероисповедание. Возможно, что данный фактор также в некотором смысле способствовал миграции немцев, которые среди общей численности населения вновь образованных колоний представляли подавляющее большинство. Так, например, «к 1908 году насчитывалось 2 млн. 70 тыс. немцев, в том числе: в Саратовской губернии – 206 тыс. (6,9% всего населения); в Самарской – 181 тыс. (8,2% всего населения)» [3, с. 9].
Но уже в «Аграрном законе для колонистов», утвержденном Екатериной II 19 февраля 1764 года, сказано, поселить иностранцев (не «где кто пожелает») в район от Саратовской области до Волгограда; от Волгограда до территории реки Дон; далее – Пензенская область и низовья реки Волги [4, с. 17-18]. Да и по свидетельствам самих переселенцев, не все было исполнено. Действительно из списков подворной переписи колонистов в 1767 году видно, что между ними были люди самых различных профессий. «Тут-то и началась милая жизнь, – насмешливо повествует колонист Асмус, – один был дома портным, другой парикмахером и прочее; во всю жизнь в их руках не было ни лошади, ни сохи или телеги, и они не знали даже, что делать с этими предметами; никогда не видели, как взнуздывают лошадь, а между тем их заставили управлять ею» [4, c. 81]. Очевидно, что в отношении колонистов осуществлялись принудительные меры со стороны российского правительства. У них не было свободы выбора рода деятельности, что противоречит манифесту. Отсюда, как следствие, и неблагожелательное отношение к русской этнолингвокультуре.
Таким образом, миграция немцев в Россию – достаточно сложный процесс, который продолжался несколько веков. Однако к концу XIX века на Причерноморских и Поволжских просторах стараниями европейских крестьян-переселенцев была создана новая, доселе неизвестная культура. В связи с тем, что основная масса колонистов была представлена в России выходцами из германских княжеств, эта культура и получила свое историческое название как немецкая.
В XX веке этническим немцам предоставлялось исключительное право создать свою автономию. В 1918-м образовалась Трудовая коммуна поволжских немцев. Правительство решило на этом не останавливаться, в результате чего в конце 1923 года это административное образование было трансформировано в Автономную Республику Немцев Поволжья.
Столица республики располагалась в городе Покровск, переименованном в 1931-м в Энгельск. По официальным данным переписи, на территории Союза в 1939 году проживали более 1427 тысяч этнических немцев. Доброжелательность к ним сохранялась только до конца 1930-х годов, до того, как дипломатические отношения между Германией, в которой установился фашистский режим, и СССР сильно испортились.
В 1935 году советских немцев стали выселять из Автономной Республики в степи Казахстана, а в 1937-м, ввиду фашистской угрозы, и вовсе началась «немецкая операция». В первую очередь арестовали всех немцев, трудившихся на оборонных предприятиях. Затем аресты продолжились и среди обычных граждан. За все время операции под стражу были заключены около 68 тысяч немцев. 55 тысяч из них получили тюремный срок или были сосланы [6].
Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях.
В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.
Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.
В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.
Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровнях. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев».
Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни [2].