При упоминании автопилота в автомобиле люди сразу вспоминают о компании Tesla и их системе Full Self Drive, однако мало кто из обывателей придает значение тому, что это лишь расширенный круиз-контроль, созданный лишь помочь водителю, а не заменить его. Full Self Drive стал таким не из-за непонимания водителей, а благодаря агрессивной маркетинговой кампании Tesla, где представители на любой презентации говорили: «Водители больше не нужны», «Вы можете заниматься своими делами во время поездки», «Никакого внимания на дорогу можете не уделять» и прочие громкие слова.
В противовес «камероцентричной» философии Tesla, большинство компаний, таких как Waymo, Mercedes, СберАвтоТех делают ставку на сенсорный синтез, комбинируя LiDAR, радары и камеры для избыточности систем.
Однако реальность не так проста, человеку свойственно идти за лидерами мнений, особенно такими народными, как Илон Маск. Все эти заявления, просто заявление, не имеющие ничего общего с реальностью, где машина сама попросит водителя взяться за руль, сконцентрироваться на дороге, и в случае ДТП, сама выключит «автопилот», чтобы компания не несла ответственности за жизни людей.
Всего выделяют 6 ступеней автопилота:
- Нулевой уровень – отсутствие автоматизации. Все функции управления находятся исключительно в руках водителя. Автомобиль может быть оборудован системами помощи, такими как предупреждение о столкновении, мониторинг слепых зон или оповещение о выходе из полосы, но они не вмешиваются в процесс вождения.
- Первый уровень – вспомогательные системы. Автопилот способен выполнять одну из функций: либо контролировать скорость, либо помогать в управлении. К таким системам относятся адаптивный круиз-контроль, помощь в парковке и ассистент удержания в полосе.
- Второй уровень – частичная автоматизация. Автомобиль может одновременно управлять рулём и регулировать скорость, облегчая вождение. Однако водитель обязан сохранять внимание на дороге и в любой момент быть готовым вмешаться.
- Третий уровень – условная автоматизация. Система автомобиля управляет вождением сама, водитель может отвлечься, но должен быть готов взять управление.
- Четвёртый уровень – высокая автоматизация. Система управляет машиной полностью, но делает это только в заранее определённых зонах, например в пределах одного города или на конкретных маршрутах.
- Пятый уровень – полный автопилот. Максимальная степень автоматизации, при которой автомобиль может передвигаться в любых условиях без участия человека. Машина сама оценивает ситуацию, выбирает маршрут, адаптируется к изменяющимся обстоятельствам и выполняет манёвры.
На данный момент законы всех стран позволяют пользоваться автопилотом 3 уровня, однако множество компаний проводят исследования и испытания автопилотов высших уровней. Все это проходит на закрытых полигонах и выделенных участках дорог общего пользования, но дальше испытаний, пока что прогресс не сдвинулся. В первую очередь, чтобы достичь более высоких уровней, необходимо внедрение не только камер, как у Tesla, но и технологии LiDAR, что удорожает производство и так недешевых транспортных средств, а также помимо стоимости LiDAR, остаются нерешёнными проблемы работы сенсоров в сложных погодных условия, где камеры и радары демонстрируют противоречивые данные. Это особенно актуально для России с её климатическим разнообразием.
Несмотря на невозможность применения в рамках гражданском секторе автопилотируемых ТС, они уже давно применяются в коммерческой сфере, что является одним из пунктов развития автопилота. Такие транспортные средства развозят грузы на складах и выступают в роли автоматических парковщиков. Например, на заводе BMW, благодаря функции Start/Stop и системе автопилота, после съезда с конвейерной линии автомобиль, благодаря лидарам, подвешенным под потолком, получает информацию о происходящем вокруг и способен самостоятельно проследовать от конечного пункта сборочной линии, до своего парковочного места. Это разгружает завод от персонала, который может помешать выполнению работы коллег и удешевляет стоимость конечного продукта.
Разумеется, в России есть и свои наработки, компания Яндекс уже давно использует роботов доставщиков, которые стали героями множеств видео, где небезразличные люди помогают им выбраться из снега или перевести их через дорогу. Согласно статистике за 2 года в Москве, Санкт-Петербурге и Казани более 99% заказов было доставлено без задержек. Это показывает компетентность компании и готовность расширять сферу в данном направлении. В 2023 году Минтранс РФ утвердил пилотные зоны для тестирования беспилотников в 8 регионах, включая Москву и Татарстан. Однако отсутствие единого стандарта для V2X-инфраструктуры (связь «машина-среда») замедляет интеграцию.
Однако, что касается грузоперевозок и пассажироперевозок с использованием автопилота – пока что будущее этих сфер туманно, как с точки зрения законов, так и реализации. Всё ещё подняты вопросы о согласованности движения автопилотируемых и управляемых человеком автомобилей. Если выделять для этого полосы на дорогах общего пользования, то есть риск многокилометровых пробок, заторов, ДТП, с участием обоих видов транспорта, в котором невозможно будет выявить виновника.