Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Автопилот и его непригодность для нашей жизни

Автопилот и его непригодность для нашей жизни

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

автопилот
автономные автомобили
Tesla FSD
уровни автоматизации
роботы-доставщики
LiDAR

Аннотация статьи

В статье рассматривается текущее состояние технологий автопилотирования в автомобильной отрасли, с особым акцентом на маркетинговые стратегии компаний, таких как Tesla, и их влияние на общественное восприятие. Описываются шесть уровней автономности транспортных средств – от базовых систем помощи водителю до полностью автономного управления. Подчеркивается, что, несмотря на заявления производителей, даже продвинутые системы (например, Full Self Drive) требуют постоянного внимания человека.

Анализируются перспективы внедрения автопилотов 4-го и 5-го уровней, включая технологические (например, необходимость LiDAR) и законодательные ограничения. Отдельное внимание уделено коммерческому применению автономных систем – от логистики на заводах до роботов-курьеров, на примере решений BMW и «Яндекса». В заключении обсуждаются ключевые вызовы для массового внедрения автопилотов, включая безопасность и организацию дорожного движения.

Текст статьи

При упоминании автопилота в автомобиле люди сразу вспоминают о компании Tesla и их системе Full Self Drive, однако мало кто из обывателей придает значение тому, что это лишь расширенный круиз-контроль, созданный лишь помочь водителю, а не заменить его. Full Self Drive стал таким не из-за непонимания водителей, а благодаря агрессивной маркетинговой кампании Tesla, где представители на любой презентации говорили: «Водители больше не нужны», «Вы можете заниматься своими делами во время поездки», «Никакого внимания на дорогу можете не уделять» и прочие громкие слова.

В противовес «камероцентричной» философии Tesla, большинство компаний, таких как Waymo, Mercedes, СберАвтоТех делают ставку на сенсорный синтез, комбинируя LiDAR, радары и камеры для избыточности систем.

Однако реальность не так проста, человеку свойственно идти за лидерами мнений, особенно такими народными, как Илон Маск. Все эти заявления, просто заявление, не имеющие ничего общего с реальностью, где машина сама попросит водителя взяться за руль, сконцентрироваться на дороге, и в случае ДТП, сама выключит «автопилот», чтобы компания не несла ответственности за жизни людей.

Всего выделяют 6 ступеней автопилота:

  • Нулевой уровень – отсутствие автоматизации. Все функции управления находятся исключительно в руках водителя. Автомобиль может быть оборудован системами помощи, такими как предупреждение о столкновении, мониторинг слепых зон или оповещение о выходе из полосы, но они не вмешиваются в процесс вождения.
  • Первый уровень – вспомогательные системы. Автопилот способен выполнять одну из функций: либо контролировать скорость, либо помогать в управлении. К таким системам относятся адаптивный круиз-контроль, помощь в парковке и ассистент удержания в полосе.
  • Второй уровень – частичная автоматизация. Автомобиль может одновременно управлять рулём и регулировать скорость, облегчая вождение. Однако водитель обязан сохранять внимание на дороге и в любой момент быть готовым вмешаться.
  • Третий уровень – условная автоматизация. Система автомобиля управляет вождением сама, водитель может отвлечься, но должен быть готов взять управление.
  • Четвёртый уровень – высокая автоматизация. Система управляет машиной полностью, но делает это только в заранее определённых зонах, например в пределах одного города или на конкретных маршрутах.
  • Пятый уровень – полный автопилот. Максимальная степень автоматизации, при которой автомобиль может передвигаться в любых условиях без участия человека. Машина сама оценивает ситуацию, выбирает маршрут, адаптируется к изменяющимся обстоятельствам и выполняет манёвры.

На данный момент законы всех стран позволяют пользоваться автопилотом 3 уровня, однако множество компаний проводят исследования и испытания автопилотов высших уровней. Все это проходит на закрытых полигонах и выделенных участках дорог общего пользования, но дальше испытаний, пока что прогресс не сдвинулся. В первую очередь, чтобы достичь более высоких уровней, необходимо внедрение не только камер, как у Tesla, но и технологии LiDAR, что удорожает производство и так недешевых транспортных средств, а также помимо стоимости LiDAR, остаются нерешёнными проблемы работы сенсоров в сложных погодных условия, где камеры и радары демонстрируют противоречивые данные. Это особенно актуально для России с её климатическим разнообразием.

Несмотря на невозможность применения в рамках гражданском секторе автопилотируемых ТС, они уже давно применяются в коммерческой сфере, что является одним из пунктов развития автопилота. Такие транспортные средства развозят грузы на складах и выступают в роли автоматических парковщиков. Например, на заводе BMW, благодаря функции Start/Stop и системе автопилота, после съезда с конвейерной линии автомобиль, благодаря лидарам, подвешенным под потолком, получает информацию о происходящем вокруг и способен самостоятельно проследовать от конечного пункта сборочной линии, до своего парковочного места. Это разгружает завод от персонала, который может помешать выполнению работы коллег и удешевляет стоимость конечного продукта.

Разумеется, в России есть и свои наработки, компания Яндекс уже давно использует роботов доставщиков, которые стали героями множеств видео, где небезразличные люди помогают им выбраться из снега или перевести их через дорогу. Согласно статистике за 2 года в Москве, Санкт-Петербурге и Казани более 99% заказов было доставлено без задержек. Это показывает компетентность компании и готовность расширять сферу в данном направлении. В 2023 году Минтранс РФ утвердил пилотные зоны для тестирования беспилотников в 8 регионах, включая Москву и Татарстан. Однако отсутствие единого стандарта для V2X-инфраструктуры (связь «машина-среда») замедляет интеграцию.

Однако, что касается грузоперевозок и пассажироперевозок с использованием автопилота – пока что будущее этих сфер туманно, как с точки зрения законов, так и реализации. Всё ещё подняты вопросы о согласованности движения автопилотируемых и управляемых человеком автомобилей. Если выделять для этого полосы на дорогах общего пользования, то есть риск многокилометровых пробок, заторов, ДТП, с участием обоих видов транспорта, в котором невозможно будет выявить виновника.

Список литературы

  1. https://www.sae.org/standards/content/j3016_202104.
  2. https://www.nhtsa.gov/vehicle-safety/tesla-autopilot.
  3. https://yandex.ru/company/researches/2023/robot-delivery.
  4. https://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-31.12.2023-N-248-FZ.
  5. https://ethicsinaction.ieee.org/autonomous-vehicles.

Поделиться

2

Меркушев Д. В., Натобов В. А. Автопилот и его непригодность для нашей жизни // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12418-avtopilot-i-ego-neprigodnost-dlya-nashej-zhizni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля