Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Организация работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей до...

Организация работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
духовно-нравственное воспитание
праздники

Аннотация статьи

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Текст статьи

Введение

Настоящее и будущее подрастающего поколения, а также общества и государства в целом, определяются духовно-нравственным здоровьем, бережным сохранением и развитием культурного наследия своей страны, норм общественной жизни, сохранением национального достояния.

Во все времена существования России в основе воспитания были представления о доброте, милосердии, сострадании, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сейчас эти ценности являются основополагающими в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Задачей государства установлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».

Объекты и методы исследования

Система работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников направлено на решение следующих задач:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, сохранение исторической памяти;
  • воспитание нравственных качеств: терпения, милосердия, сострадания, взаимовыручки, послушания, смирения и этического сознания;
  • сохранение семейных ценностей, уважения и почитания старшего поколения;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) [2].

Система работы по духовно-нравственному воспитанию воспитанников выстроена по следующим направлениям:

  • духовно-образовательное направление;
  • воспитательно-оздоровительное направление;
  • культурно-познавательное направление;
  • нравственно-трудовое направление.

Духовно-образовательное направление

Тематические занятия, участие воспитанников в исследовательских работах, благотворительных акциях, совместных тематических беседах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей стали эффективным средством формирования у дошкольников нравственных норм, общечеловеческих ценностей – добра, красоты, дружбы, совести, ответственности, чувства долга.

Воспитательно-оздоровительное направление

Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания – привитие детям здорового образа жизни, развитие силы воли, укрепления силы духа. В рамках реализации духовно-образовательного направления организуются и проводятся экскурсии в краеведческий музей, в Храм, библиотеку, школу, пешие прогулки в природу, «маршруты выходного дня».

Нравственно-трудовое направление

Формирование нравственных качеств (гуманности и трудолюбия), воспитание культуры трудовой деятельности, бережного отношения к результату труда, формирование начал гражданственности и патриотизма основные цели нравственно-трудового направления. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка. Дошкольники участвуют в экологических, благотворительных акциях, трудовых десантах, оказывают посильную помощь в генеральной уборке и озеленении территории ДОУ, дарят заботу и внимание старшему поколению [1].

В ходе участия дошкольников в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми, формируются такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, добросовестность, взаимопомощь, формируются начала гражданственности и патриотизма.

Культурно-познавательное направление

В рамках реализации культурно-познавательного направления проводятся тематические развлечения «Мы вместе – мы едины!», День матери, День пожилого человека, День дружбы, православные праздники «Масленица», «Рождественские колядки», Осенины и Веснянка, театрализованные праздничные мероприятия, посвященные православным праздникам: Дню Ангела, Дню семьи, Дню Матери, посредством которых дети знакомятся с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения [3].

Усвоить правила культуры поведения, вызвать эмоциональные и эстетические переживания у дошкольников, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников помогают посещения Свято-Никольского храма, библиотеки, краеведческого музея и музея боевой Славы.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников выстроена в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагоги, воспитанники и их родители активно участвуют в общественной жизни города, в проведении патриотических и духовно-нравственных мероприятий.

Это родительские гостиные, совместные творческие мастерские «Рождественские мастерские», «Пасхальные хлопоты», совместные выставки «Рождественский ангел», «Вот она какая – мамочка родная», «Пасхальное яичко», семейные образовательные проекты «Война глазами детей», «Братья наши меньшие», «Семейные традиции», совместные праздники «Светлая Пасха», «Рождественские посиделки, развлечения «Яблочный спас», «Широкая масленица», «Рождественские чтения», экскурсии и походы на основе разработанных «маршрутах выходного дня», семейные соревнования и игры.

Заключение

Реализация системы духовно-нравственного воспитания в детском саду приводит к значительным изменениям в жизни всех участников образовательных отношений и социальных партнеров. Включение в систему воспитания духовно-нравственного компонента, принципов доброжелательности значительно повышает качество воспитательной работы дошкольного учреждения.

Список литературы

  1. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: – М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  2. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Творческий центр «Сфера», 2013.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир: православная культура для малышей: хрестоматия: в 4 книгах / Прогулки по дням творения. Устроение мира. – Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2024, 2024. – 175 с.: цв. Ил.

Поделиться

47

Аблёзгова С. А., Безуглая С. В., Мегадука С. В. Организация работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.IV. С. 7-9. URL: https://apni.ru/article/12426-organizaciya-raboty-v-dou-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-i-razvitiyu-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля