Введение
Настоящее и будущее подрастающего поколения, а также общества и государства в целом, определяются духовно-нравственным здоровьем, бережным сохранением и развитием культурного наследия своей страны, норм общественной жизни, сохранением национального достояния.
Во все времена существования России в основе воспитания были представления о доброте, милосердии, сострадании, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сейчас эти ценности являются основополагающими в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Задачей государства установлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».
Объекты и методы исследования
Система работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников направлено на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, сохранение исторической памяти;
- воспитание нравственных качеств: терпения, милосердия, сострадания, взаимовыручки, послушания, смирения и этического сознания;
- сохранение семейных ценностей, уважения и почитания старшего поколения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) [2].
Система работы по духовно-нравственному воспитанию воспитанников выстроена по следующим направлениям:
- духовно-образовательное направление;
- воспитательно-оздоровительное направление;
- культурно-познавательное направление;
- нравственно-трудовое направление.
Духовно-образовательное направление
Тематические занятия, участие воспитанников в исследовательских работах, благотворительных акциях, совместных тематических беседах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей стали эффективным средством формирования у дошкольников нравственных норм, общечеловеческих ценностей – добра, красоты, дружбы, совести, ответственности, чувства долга.
Воспитательно-оздоровительное направление
Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания – привитие детям здорового образа жизни, развитие силы воли, укрепления силы духа. В рамках реализации духовно-образовательного направления организуются и проводятся экскурсии в краеведческий музей, в Храм, библиотеку, школу, пешие прогулки в природу, «маршруты выходного дня».
Нравственно-трудовое направление
Формирование нравственных качеств (гуманности и трудолюбия), воспитание культуры трудовой деятельности, бережного отношения к результату труда, формирование начал гражданственности и патриотизма основные цели нравственно-трудового направления. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка. Дошкольники участвуют в экологических, благотворительных акциях, трудовых десантах, оказывают посильную помощь в генеральной уборке и озеленении территории ДОУ, дарят заботу и внимание старшему поколению [1].
В ходе участия дошкольников в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми, формируются такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, добросовестность, взаимопомощь, формируются начала гражданственности и патриотизма.
Культурно-познавательное направление
В рамках реализации культурно-познавательного направления проводятся тематические развлечения «Мы вместе – мы едины!», День матери, День пожилого человека, День дружбы, православные праздники «Масленица», «Рождественские колядки», Осенины и Веснянка, театрализованные праздничные мероприятия, посвященные православным праздникам: Дню Ангела, Дню семьи, Дню Матери, посредством которых дети знакомятся с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения [3].
Усвоить правила культуры поведения, вызвать эмоциональные и эстетические переживания у дошкольников, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников помогают посещения Свято-Никольского храма, библиотеки, краеведческого музея и музея боевой Славы.
Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников выстроена в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагоги, воспитанники и их родители активно участвуют в общественной жизни города, в проведении патриотических и духовно-нравственных мероприятий.
Это родительские гостиные, совместные творческие мастерские «Рождественские мастерские», «Пасхальные хлопоты», совместные выставки «Рождественский ангел», «Вот она какая – мамочка родная», «Пасхальное яичко», семейные образовательные проекты «Война глазами детей», «Братья наши меньшие», «Семейные традиции», совместные праздники «Светлая Пасха», «Рождественские посиделки, развлечения «Яблочный спас», «Широкая масленица», «Рождественские чтения», экскурсии и походы на основе разработанных «маршрутах выходного дня», семейные соревнования и игры.
Заключение
Реализация системы духовно-нравственного воспитания в детском саду приводит к значительным изменениям в жизни всех участников образовательных отношений и социальных партнеров. Включение в систему воспитания духовно-нравственного компонента, принципов доброжелательности значительно повышает качество воспитательной работы дошкольного учреждения.