Формирование здорового образа жизни студентов

Формирование здорового образа жизни студентов

Изучены вопросы формирования здорового образа жизни у студентов. Эта проблема становится всё более актуальной для учебных заведений. Рассматриваются возможности физической рекреации в повышении работоспособности учащихся, свойства и виды физической рекреации.

Аннотация статьи
ЗОЖ
студенческая молодежь
здоровье студентов
культура здоровья
Ключевые слова

Изучение здоровья современных студентов является актуальной проблемой, требующей научного анализа и активного участия в ее обсуждении всех заинтересованных специалистов. Исследования показывают, что большинство студентов ведут совершенно не здоровый образ жизни, но есть способы изменить свое здоровье к лучшему: здоровое питание, режим сна и физические упражнения. Реформа образования, происходящая в настоящее время в России от дошкольного уровня до послевузовского уровня может обеспечить благоприятные условия для улучшения здоровья студентов.
Под "культурой здоровья" мы понимаем социально-психологическую индивидуальную деятельность, направленную на пропаганду, закрепление и усвоение правил, принципов и традиций здорового образа жизни, превращая его во внутренние потребности. Однако понимание этого культурного феномена сомнительно и имеет различную интерпретацию. Быть здоровым в наше время становится современно и престижно. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, культурный образ жизни. Основная идея этого явления - забота о человеке, о физическом, психическом здоровье и нравственном здоровье. Здоровый образ жизни – это средство жизни, поддерживающее деятельность, направленное на сохранение и совершенствование здоровья.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетико-типологическим особенностям конкретного человека. Этот вид деятельности направлен на формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также продуктивное завершение социальной и биологической деятельности человека.

Результаты опроса по данным к анкете «Питание». Мы провели опрос среди студентов, чтобы выявить их нормы и личные поведенческие паттерны, которые довели их до улучшения при ухудшении здоровья. 193 участника ответили на вопросы про питание. 31,7% студентов ответили на вопрос «Какой компонент питания преобладает в вашем ежедневном рационе?» – «Я не знаю» 22% ответили «белок»; 20% студентов ответили «углевод». 58,5% студентов имеют 3-4 приема пищи в день; 41,35% студентов едят два раза в день. 46,34% студентов считают, что главное во время еды насытиться, попробовать на вкус питания важно для 36,64% студентов, 17,02% студентов не задумываются об этом. Материал анкеты показал, что только 29,3% студентов всегда завтракают по утрам; 58,7% изредка едят в столовой утром; 7,0% никогда не завтракают. Выявлена следующая область проблем, которые интересны студентам в области питания: Как набрать/сбросить вес, не навредив своему здоровью? Каким должен быть ежедневный рацион спортсмена?

Результаты опроса по данным к анкете «образ жизни студентов». Анкета выявила тот факт, что 44,3% студентов совмещают учебу с работой. Продолжительность сна 17% студентов составляет до 5 ч, 67% студентов спят 6-7 ч и только 23% студентов спят по стандарту (8-9 ч). Что касается частоты курения, то мы получили следующие ответы: 74% «никогда» не курят; 12% курят «очень редко»; 3% курят «иногда»; 13% курят «каждый день». Чтобы избавиться от стресса, 6% студентов употребляют алкоголь и никотин; 46% занимаются спортом, 48% общаются с друзьями или в социальных сетях. На вопрос «Считаете ли вы важным вести здоровый образ жизни? Есть ли подходящие условия для этого в высшем учебном заведении?» получили следующие ответы: «я считаю это важным, но никаких условий для этого нет». это – 38,6%; «я считаю это важным и там есть ли для этого все условия» – 24,34%; «я считаю это важным, но недостаточно проведена воспитательная работа по организации здорового образа жизни» – 25,7%; «не могу сказать» – 11,36%. Следует отметить, что 70% студентов указали на трудности, которые у них есть во время учебы в высшем учебном заведении. Это доказывает низкий уровень психофизиологической адаптации.

В настоящее время большой экспериментальный опыт демонстрирует отрицательный результат влияния вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, нездоровая пища) на сердечно-сосудистую систему человека, дыхательную и нервную системы, обмен веществ, а также на психику. Принципиально важно, чтобы студенты ценили своё здоровье, а сформировать мотивацию к изучению основ здорового образа жизни обязаны педагоги. На данный момент в вузах проводятся различные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

В документах 16-го Конгресса Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья «Образование и здоровье с детства и до взрослой жизни» было обращено внимание на необходимость формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования:

  • осуществлять на регулярной основе медико-педагогический мониторинг состояния здоровья и развития ребенка;
  • уделять первоочередное внимание укреплению здоровья в каждом детском центре, во всех школах и университетах;
  • мотивировать педагогов, врачей и родителей делиться знаниями о методах развития здоровья;
  • создать центры здравоохранения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей и студентов;
  • инициировать дополнительные меры финансового и морального воздействия.

Динамический анализ показателей здоровья детей, подростков и молодежи в России за последние два десятилетия свидетельствует о разложении физического, психического и морального здоровья. Среди новорожденных детей здоровы около 30%, к моменту поступления в школу только 15%, среди выпускников школ здоровы всего 5%. По итогам проведенной работы (2016-2017 гг.), студенты, которые регулярно занимаются спортом, составляют только 10%, тех, кто не соблюдает распорядок дня и выделяет ночное время на обучение от 28% до 40%. Большинство студентов первого курса, согласно статистике, курит и пьёт. Когда их спросили, хороши ли они заботятся о своем здоровье, только 60% студентов ответили, что этого недостаточно и может быть лучше. Причинами такого отношения к здоровью считают отсутствие силы воли и лень. Эти ответы показывают несформированное понимание здоровья как ценности и отсутствия мотивация к здоровому образу жизни. В современных условиях повышение культуры здоровья через образование возможно, это будет обеспечено введением специальных предметов.

В последнее время всё чаще специалисты указывают на возрастающую популярность в среде студенческой молодёжи рекреационной направленности физической культуры, обеспечивающей им активный отдых и восстановление работоспособности после напряжённой умственной работы. В теории и практике недостаточно уделяется внимания изучению и практическому воплощению возможности использования средств и методов физической культуры и спорта для восстановления работоспособности студенческой молодёжи. В этом аспекте слабо исследован вопрос о том, какими упражнениями, в каком нагрузочном режиме, в какой последовательности их применения можно это сделать наиболее быстро и результативно.

Признаки физической рекреации:

– двигательная активность;

– физические упражнения как главное средство;

– осуществляется в свободное или специально выделенное время;

– включает культурно-ценностные аспекты;

– содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; – осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

– оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

– включает образовательно-воспитательные компоненты;

– носит преимущественно развлекательный характер;

– осуществляется преимущественно в природных условиях;

Целью рекреации в физическом воспитании студентов является: восстановление их умственной и физической работоспособности в ходе учебного процесса, а также оптимизация функционального состояния организма во внеурочное время.

Заключение. Можно утверждать, что учебные занятия физической культурой рекреационной направленности способствуют восстановлению у студентов как физической, так и умственной работоспособности. Формирование здорового образа жизни молодёжи должно являться не только одной из приоритетных задач Министерства здравоохранения РФ, но и учебного заведения. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Текст статьи
  1. Елисеев Е.В. Дефиниция роли интегративного педагогического мышления в семантике профессионально-познавательных ценностей современной цивилизации / Е. В. Елисеев // Образование и цивилизация : межотрасл. науч.-практ. вестн. Ин-та ноосфер. образования УрО РАО. Челябинск : ЮУрГУ, ИНО УрО РАО, 2004. С. 75–83.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский. – М. : КноРус, 2016. – 240 с.
  3. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 1. С. 5–11.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня