Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Приёмы воздушной перспективы при создании графического пейзажа

Приёмы воздушной перспективы при создании графического пейзажа

Научный руководитель

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

воздушная перспектива
пейзаж
графика
приём
обучение
искусство
образование

Аннотация статьи

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС): реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одарённых детей и молодёжи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. Урок изобразительного искусства в рамках ФГОС должен развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развивать нравственно и духовно.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить основные приёмы воздушной перспективы при создании графического пейзажа. Чтобы освоить эти приёмы, детям необходимо знать: основные концепции воздушной перспективы, пространственные отношения в картине, какие использовать оттенки, как играть на контрасте. Необходимо сформировать умения: восприятие перспективы, создание гармоничной композиции, использование заднего и переднего плана, тоновые и световые приёмы, технические навыки, креативность, самовыражение, критическое мышление.

Текст статьи

Цель: раскрыть особенности использования приёмов воздушной перспективы в графическом пейзаже.

Задачи:

  1. Выделить приёмы воздушной перспективы.
  2. Рассмотреть историю развития графического пейзажа.
  3. Обсудить уменьшение контрастности и чёткости силуэтов на переднем и задних планах.
  4. Развить эстетическое восприятие.
  5. Улучшить навыки самовыражения.

Графический пейзаж вошёл в историю XV–XVI века вместе с развитием печати и гравюрой. Изображение разных местностей, памятников, городов распространились в газетах по всему миру.

В истории отечественного искусства, пейзаж как жанр появился в конце XVIII века. Основоположниками были архитекторы, театральные диктаторы, мастера перспективы. Художники впервые представили графические пейзажи в виде парков и величественных дворцов.

Родоначальником графического пейзажа является современник Щедрина – Ф. Я. Алексеев. Его творения занимают особую роль в русском искусстве начала XX века. В его работах характерны пейзажи с видом на прекрасный Санкт-Петербург, стараясь передать портретные черты без искажений и утайки, какой он есть на самом деле.

Виды пейзажной графики, выполненные мастерами графиками, являются одной из разновидностей изобразительного искусства, где основной акцент делается на использовании линий, штриховки и пятен для создания образа. Пейзаж в графике занимает особое место, являясь важным жанром изобразительного искусства. Живописцы всегда восхищались красотой человека в сочетании с природой, что делает пейзажную графику особенно ценной [1].

Исследование развития графического пейзажа включает в себя изучения этого жанра как в мировом искусстве, так и в отечественном искусстве, а также рассмотрение этапов выполнения авторской творческой работы в графические техники. Вся глубина и многогранность пейзажа становится доступной через тонкости графических приёмов и живописного постижении мира в его разнообразии и красоте. Графический пейзаж позволяет мастерам выразить свои видения природы, передать её настроение и уникальные черты с помощью линий, штриховки и пятен. Жанр подчёркивает гармонию человека и окружающего мира, воплощая в себе уважение и восхищение перед природой, её красотой и величием [2].

Линейная и воздушная перспектива в графическом пейзаже играет значительную роль в создании эффекта глубины и объёма. Применение правил линейной и воздушной перспективы в изобразительном искусстве способствуют развитие навыкам и знаний, обучающихся в области изображения пейзажа. Как отмечается, воздушная перспектива в рисунках подразумевает целенаправленное изменение внешнего вида объектов на изображении под воздействием воздуха и пространства, создавая иллюзию удалённости и глубины [3].

Воздушная перспектива является одним из важных приёмов в изобразительном искусстве, который помогает художникам создавать видимое ощущение объёма на плоской поверхности. Воздушная перспектива очень важный инструмент для передачи пространственных отношений, или проще воздуха. Она помогает показать объем и создать реалистичные изображения ландшафтов, что особенно актуально для обучения учащихся не только средних школ, но для детей помладше, стремящихся овладеть искусством графического изображения.

Выделим основные приёмы создания воздушной перспективы в графическом пейзаже:

Первый приём – изменения объектов по цвету.

Принцип или даже закон воздушной перспективы заключается в том, что объект, который находится далеко от глаз, становится менее чётким и более размытым, чем объекты, находящиеся ближе. Этот закон, который легко понять и запомнить. Так происходит, потому что свет и воздух взаимодействуют, создавая атмосферные эффекты, которые влияют на видимость наших глаз. Например, в солнечный день далёкие горы могут казаться серо-голубыми и менее контрастными по сравнению с ярко освещённой зелёной травой на переднем плане. Этот эффект получается путём рассеивания света в атмосфере, что изменяет цвет и чёткость объектов на разных расстояниях.

Второй приём, изменение чёткости изображаемых предметов. Объекты, расположенные близко к зрителю, изображаются с высокой степенью детализации. Видны все трещинки, листики на деревьях, трава, или же волна на берегу. Но все меняется, по мере удаления объектов, они должны быть менее чёткими и более размытыми. Этот принцип и создаёт эффект глубины и чувство пространства, так зритель лучше воспринимает расстояние. Хорошим примером послужит лес на переднем плане и горы на заднем. Художник изобразит лес с чёткими контурами и текстурами, а для гор будет использовать мягкую кисть, делая их размытыми, так он уменьшает контраст между ними. Благодаря этому приёму зритель чётко понимает, что лес являешься главным объектом на картине, а горы дополняющим звеном.

Третий приём – контрастность. Контраст исходит от яркого акцента к приглушённому фону, управляя вниманием зрителя. Объекты поближе, имеют высокий контраст, делая их заметными, привлекая свой взгляд. А объекты подальше, имеют меньший контраст, они менее выражены, и помогают создать глубину. Этот приём используют для управления вниманием зрителя, указывая на определённые элементы в композиции [4].

В графическом пейзаже тоже есть правила, при использовании воздушной перспективы. Линии на переднем плане более толстые, чёткие и тёмные. Линии на заднем плане становятся более тонкими, светлыми и менее чёткими. Штриховка на переднем плане плотная, направленная в одну сторону, а на заднем она более редкая и хаотичная. Контраст между штрихами и пробелами уменьшается вдали, делая объекты менее чёткими и более туманными.

Далее, воздушная перспектива, также включает в себя и линейную перспективу. Она берет основу из геометрии и оптики, и получается, что имеет одну точку схода. Предполагается, что линейная перспектива – это две параллельные линии, уходящие в глубину, которые будут сходиться в одной точке схода на горизонте, создавая эффект трехмерности. Её используют, чтобы передать пропорции предмета. Линейная перспектива в сочетании воздушной перспективой помогает создавать более сложную композицию, например, в пейзаже.

Важно отметить, что для художника воздушная перспектива не является строгим правилом, она как инструмент для достижения красоты и гармонии в картине. Он может игнорировать к или изменять принципы для создания определённого настроения и стиля. В пример можно поставить импрессионистов, техника которых заключалась в нечётких формах и ярких цветах, чтобы передать движение предмета и ощущение цвета, а не точную передачу пространства. Они послужили примером для молодёжи, на путь экспериментов с восприятием пространства.

Обучение воздушной перспективе в рамках школьного курса изобразительного искусства осуществляет обогащение опыта, приручает внимательно наблюдать и креативности. Знания основ помогут им в будущем в изучении других жанров изобразительном искусства, такие как натюрморт, морской пейзаж, портретная или бытовая зарисовка. Учащиеся изучат различные техники графита и акварели, что поможет применять приёмы воздушной перспективы в своих творческих работах. Приёмы будут помогать, освоить технические навыки, и найти свою индивидуальный стиль [5].

В процессе обучения воздушной перспективе важно не только теоретическое понимание, но и практическое применение. Учителя могут организовать занятия, на которых учащиеся будут исследовать различные пейзажи и анализировать, как атмосферные условия влияют на восприятие цвета и формы. Это может включать в себя выездные занятия на природу, где учащиеся смогут наблюдать за изменениями в освещении и в цвете в зависимости от времени суток и погодных условий [6].

Кроме того, надо поощрять учащихся анализировать работы известных художников, которые успешно использовали воздушную перспективу в своём творчестве. Это изучение картин таких мастеров, как Клод Моне, Иссак Левитан или Альфред Сислей, а из отечественных художников Павел Гречишкин и Иван Шишкин, которые мастерски передавали ощущение объёма и глубины в пространстве. Обсуждение этих работ в классе поможет учащимся развить критическое мышление и научить видеть и анализировать художественные приёмы [7].

Таким образом, мы изучили особенности использования приёмов воздушной перспективы в графическом пейзаже. При решении первой задачи «Выделить приёмы воздушной перспективы», нами были определены следующие приёмы: изменения объектов по цвету, чёткости изображаемых предметов, применение контрастности, которые предлагают такие авторы как Кузин B. C., Кубышкина Э. И. Мы рассматриваем историю графического пейзажа, также кто являлся основателем отечественной графики. Вместе с этим анализируем процесс обучения графического пейзажа у учащихся.

Список литературы

  1. Графика – вид изобразительного искусства [Электронный ресурс] // veryimportantlot.com – Режим доступа: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/grafika-chto-eto-takoe.
  2. Урок. Конспект. Виды графики. Пейзаж в графике [Электронный ресурс] // infourok.ru – Режим доступа: https://infourok.ru/urok-konspekt-vidy-grafiki-pejzazh-v-grafike-4274942.html.
  3. Что такое воздушная перспектива и как её рисовать [Электронный ресурс] // smirnov.school.ru – Режим доступа: https://smirnov.school/blog/illustration/vozdushnaya-perspektiva-v-risovanii.
  4. Воздушная перспектива – главное средство передачи глубины в пейзаже [Электронный ресурс] // dshi-ust.nsk.muzkult.ru – Режим доступа: http://dshi-ust.nsk.muzkult.ru/media/2019/10/10/1263204613/vozdushnaya_perspektiva.pdf.
  5. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М., 2001.
  6. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях / В.С. Кузин. М.: Дрофа, 2014. 89 с.
  7. Маликова И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: автореф. канд. психологических наук: 19.00.07 / И.В. Маликова. Оренбургский государственный педагогический ун-т. Самара., 2015. 24 с.

Поделиться

104

Муханова Е. В. Приёмы воздушной перспективы при создании графического пейзажа // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.II. С. 36-39. URL: https://apni.ru/article/12432-priyomy-vozdushnoj-perspektivy-pri-sozdanii-graficheskogo-pejzazha

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля