Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
К вопросу осуществления государственного учета объектов культурного наследия в Р...

К вопросу осуществления государственного учета объектов культурного наследия в Российской Федерации

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

объекты культурного наследия
реестр
неудовлетворительное состояние

Аннотация статьи

В статье освещаются некоторых аспекты ведения государственного учета объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представлены критерии характеристики их физического состояния. Приведенные статистические данные и анализ информационных ресурсов позволяют выявить основные тенденции в сфере сохранения объектов культурного наследия на текущий период.

Текст статьи

В настоящее время культурному наследию уделяется важное значение, осознан его существенный потенциал для сохранения исторической преемственности и традиций, «памяти» российского народа, связывающей многочисленные поколения в историческом пространстве.

Памятники истории и культуры составляют культурное наследие народов Российской Федерации, под которым согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» понимаются «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [7].

Как отмечают исследователи Дайнеко А. И. и Дайнеко Д. В., определение понятия «памятники истории и культуры» первоначально содержалось в Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, в соответствии с которым «недвижимыми памятниками истории и культуры определяются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном состоянии, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов» [13].

В современном правовом поле ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия отнесены «объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» [8].

Первые перечни объектов культурного наследия были составлены в 1960-е годы и утверждены нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР): постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», постановлением Совета министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», постановлением Совета министров РСФСР от 07.09.1976 № 495 «О дополнении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»».

В постсоветское время перечни объектов культурного наследия утверждались указами Президента Российской Федерации от 30.11.1992 № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (далее – указ Президента Российской Федерации № 1487) [1], от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»[3], от 05.05.1997 № 452 «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»[5].

Согласно п. 2 указа Президента Российской Федерации № 1487 объекты, наделенные статусом особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, были отнесены к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки, и подлежали включению в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее – Государственный свод), образованный на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 № 1143 «Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» и ставший единым комплексом (банком) документов и материалов об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации [9].

Состав Государственного свода был дополнен указами Президента Российской Федерации от 24.01.1995 № 64 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» [2], от 02.04.1997 № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» [4].

В 2011 году в целях учета и систематизации сведений об объектах культурного наследия в Российской Федерации был создан единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр). Формирование Реестра совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и его ведение осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, что установлено пп. 10 ст. 9 Федерального закона № 73-ФЗ. Порядок ведения Реестра регулируется главой IV Федерального закона № 73-ФЗ и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» [11].

По смыслу положений ст. 15 Федерального закона № 73-ФЗ сведения, содержащиеся в Реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия (сведения о границе территории, зонах охраны), учет которых необходим при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и иных информационных систем [8]. Публичная часть сведения из Реестра размещена в открытом доступе на Портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [15].

Согласно информации, указанной в статье начальника отдела государственного реестра и исторических поселений Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Лыткина И. А., по состоянию на сентябрь 2023 года в Реестре было зарегистрировано 153 510 объектов культурного наследия всех категорий историко-культурного значения [14].

Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) позволяют проанализировать динамику включения объектов культурного наследия в Реестр за период с 2014 года по 2023 год как для Российской Федерации в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации в отдельности [16].

По данным ЕМИСС за 2023 год общее количество включенных в Реестр объектов культурного наследия составило 102454 объектов /1/. В процентном отношении от общего числа объектов культурного наследия памятники составили 88%, ансамбли – 10%, достопримечательные места – 2% /2/. Также в Реестр вошли 56167 объектов археологического наследия, относящиеся к категории федерального значения.

Сравнивая обобщенные данные субъектов Российской Федерации за более близкий временной интервал (2021–2023 гг.) к текущему периоду, можно выявить устойчивую тенденцию к увеличению числа реестровых объектов культурного наследия по Российской Федерации: за 3 года количество реестровых объектов культурного наследия увеличилось на 4477 единиц или 4,4%, а выявленных объектов культурного наследия на 5659 единиц или 4,3% от первоначальных данных 2021 года /3/.

Помимо включения объектов культурного наследия в Реестр немаловажным аспектом для государственного учета является определение их физического состояния.

В рамочных критериях для оценки состояния объектов культурного наследия, определенных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29.02.2016 № 487 «Об организации подготовки ежегодного государственного доклада за 2015 год о состоянии культуры в Российской Федерации», выделено шесть критериев состояния объектов культурного наследия: «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное», «аварийное», «руинированное» и «утраченное» [12].

Подробные критерии отнесения объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, к объекту культурного наследия, находящемуся в неудовлетворительном состоянии, указаны в пункте 5 статьи 50.1 Федерального закона № 73-ФЗ, к которым, в частности относятся: утрата элементов систем инженерно-технического обеспечения, наличие горизонтальных и (или) вертикальных сквозных трещин в стенах, частичная или полная утрата элементов несущих строительных конструкций и другое.

Следует отметить, что по всему миру количество объектов культурного наследия, требующих реставрации, стремительно растет. Старение материалов, воздействие природных факторов и антропогенные воздействия приводят к постепенному разрушению этих уникальных памятников. Особенно остро данная проблема стоит в регионах с суровыми климатическими условиями или с высокой антропогенной нагрузкой. Недостаток финансирования, отсутствие квалифицированных специалистов и низкая осведомленность общественности усугубляют ситуацию, приводя к утрате ценных артефактов и архитектурных шедевров.

В настоящее время в России наблюдается особая обеспокоенность о неудовлетворительном состоянии объектов культурного наследия, находящихся в различных видах собственности. Данная тенденция является следствием одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2024 года, о необходимости приведения в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия по всей стране к 2030 году, «чтобы они служили людям и украшали наши города и села» [6].

Исходя из вышеперечисленных критериев, состояние таких объектов культурного наследия может быть охарактеризовано как: «неудовлетворительное» – требующее проведение значительного объема реставрационных работ, «аварийное» – предполагающее наличие опасности, т. е. значительных повреждений здания или сооружения, трещин, деформаций, нарушений кровли, и «руинированное» – свидетельствующее о разрушении здания или сооружения (обрушение кровли, разрушение стен, несущих конструкций внутри здания).

Например, на декабрь 2024 года по сведениям, приведенным главой Федерального агентства по управлению государственным имуществом В. Яковенко, полученным в ходе инвентаризации федерального имущества, было выявлено 6116 объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, из числа которых 1279 объектов было предложено включить в программу сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2045 года в целях дальнейшей реставрации [18].

За период конца 2024 – первой половины 2025 года в России в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.03.2024 № Пр-616 на различных уровнях исполнительной и законодательной власти были проведены мероприятия по вопросам совершенствования законодательства в области охраны объектов культурного наследия, дальнейшего реформирования сферы сохранения наследия, вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот, привлечения инвесторов к их восстановлению.

К таким мероприятиям следует отнести: парламентские слушания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: программный подход и законодательное обеспечение» (09.12.2024, г. Москва) [19], совещание с участием регионов, организованное комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре (27.02.2025, г. Москва), совещание, проведенное Министром культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой (05.12.2024, г. Москва) [20], методическое совещание Министерства культуры Российской Федерации (10.12.2024, г. Рязань), а также форум реновации наследия «Сто домов», организованный Ассоциацией содействия развитию памятников культурно-исторического наследия «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» (18.04.2025, г. Конаково, Тверская обл.) [23], экспертную дискуссию «Инвестиции в культурное наследие» в рамках ХХ Юбилейного Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» (23.04.2025, г. Санкт-Петербург) [24], стратегическую сессию по совершенствованию законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия, организованную Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области и Российской ассоциацией реставраторов (25.04.2025, г. Липецк) [25].

Особое значение приобрела Стратегическая сессия по вопросам сохранения объектов культурного наследия, проведенная Председателем Правительства Российской Федерации М. В. Мишустиным (10.12.2024, г. Москва) [21]. По итогам Стратегической сессии был утвержден перечень поручений от 10.02.2025 года № ММ-П44-4056, согласно которому до 01.06.2026 в России должна быть проведена инвентаризация объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии [22].

Кроме того, в отношении данных объектов культурного наследия с конца 2024 года начала действовать программа выдачи предпринимателям льготных кредитов из средств федерального бюджета на восстановление объектов культурного наследия, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2024 № 3222-р [10].

В целях предоставления всем заинтересованным лицам актуальных сведений о таких объектах культурного наследия, а также для вовлечения их в хозяйственный оборот, в конце 2024 года была создана специальная платформа Акционерного общества «ДОМ.РФ» (https://наследие.дом.рф), наполнение сведениями которой продолжается в настоящее время [17].

Таким образом, анализ нормативной правовой базы, статистических данных и информационных ресурсов показывает, что на современном этапе преобладает устойчивая тенденция увеличения количества объектов культурного наследия, включаемых в Реестр, что в свою очередь, является наиболее надежным механизмом сохранения всего многообразия памятников истории и культуры России. Вместе с тем, в части сохранения объектов культурного наследия заметно увеличение все большего внимания со стороны государства и бизнеса к наиболее подверженному полной утрате сегменту культурного наследия – объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, для сохранения которых прорабатываются различные законодательные инициативы в рамках государственно-частного партнерства.

Приложения

/1/.

Таблица

Количество объектов культурного наследия, включенных в Реестр, за период 2021-2023 годов (значение показателя за год)

Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр (значение показателя за год)

2021

2022

2023

Российская Федерация

всего по Российской Федерации

памятники

86 281

87 668

90 109

памятники в составе ансамблей

21 284

20 170

20 758

ансамбли

9 488

9 829

10 092

достопримечательные места

2 208

2 213

2 253

объекты археологического наследия

55 542

55 821

56 167

всего включено в Реестр

97 977

99 710

102 454

выявленные объекты культурного наследия

125 560

126 932

131 219

федерального значения

памятники

12 947

13 420

13 207

памятники в составе ансамблей

7 743

7 366

7 054

ансамбли

2 630

2 582

2 661

достопримечательные места

78

77

75

объекты археологического наследия

55 542

55 821

56 167

всего включено в Реестр

15 655

16 079

15 943

регионального значения

памятники

69 910

70 676

72 887

памятники в составе ансамблей

13 041

12 404

13 136

ансамбли

6 660

7 034

7 176

достопримечательные места

2 030

2 033

2 067

всего включено в Реестр

78 600

79 743

82 130

местного (муниципального) значения

памятники

3 424

3 572

4 015

памятники в составе ансамблей

500

400

568

ансамбли

198

213

255

достопримечательные места

100

103

111

всего включено в Реестр

3 722

3 888

4 381

/2/.

image.png

Рис. 1. Диаграмма количественных показателей объектов культурного наследия, включенных в Реестр, на 2023 год (по видам, за исключением памятников археологии)

/3/.

image.png

Рис. 2. График изменения количества объектов культурного наследия (реестровых и выявленных, за исключением памятников археологии) за период 2021–2023 годов

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 23. Ст. 1961.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1995 № 64 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» // Российская газета. № 20. 1995. 26 января.
  3. Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» // Международное гуманитарное право в документах. Москва: Издательство Московского независимого института международного права. 1996.
  4. Указ Президента РФ от 02.04.1997 № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 14. Ст. 1606.
  5. Указ Президента РФ от 05.05.1997 № 452 «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 19. Ст. 2219.
  6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.02.2024 «Послание Президента Федеральному Собранию». – [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения 01.05.2025).
  7. Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. № 248. 1992. 17 ноября.
  8. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 № 1143 «Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» // Российская газета. № 199. 1994. 15 октября.
  10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2024 № 3222-р Официальный интернет-портал правовой информации. 18.11.2024. № 0001202411180039. – [Электронный ресурс] – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411180039 (дата обращения 01.05.2025).
  11. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 2012. 23 января.
  12. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 29.02.2016 № 487 «Об организации подготовки ежегодного государственного доклада за 2015 год о состоянии культуры в Российской Федерации» – [Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71246320/ (дата обращения 01.05.2025)
  13. Дайнеко А.И., Дайнеко Д.В. Нормативно-правовое обеспечение в сфере сохранения объектов недвижимости культурного наследия // ВЕСТНИК ИрГТУ. – №9. – (80). – 2013. – С. 140-148.
  14. Лыткин И.А. Формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия // Вестник национального исследовательского института культурного наследия. – Вып. 1 – 2024. – С. 32-37.
  15. Официальный интернет-портал «Открытые данные Минкультуры России» – [Электронный ресурс] – URL: https://opendata.mkrf.ru/ (дата обращения 01.04.2025).
  16. Официальный интернет-портал «Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)», раздел «Количество объектов культурного наследия, включенных в реестр» (данные на 26.06.2024) – [Электронный ресурс] – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/55126 (дата обращения 01.05.2025).
  17. Платформа АО «ДОМ.РФ» – [Электронный ресурс] – URL: https://наследие.дом.рф/о-платформе (дата обращения 01.05.2025).
  18. Росимущество выявило более 6 тыс. объектов в неудовлетворительном состоянии // Информация ТАСС. 11.12.2024. – [Электронный ресурс] – URL: https://tass.ru/ekonomika/22639259 (дата обращения 01.05.2024).
  19. Рекомендации по итогам парламентских слушаний на тему «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: программный подход и законодательное обеспечение» – [Электронный ресурс] – URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/162905/ (дата обращения 01.05.2025).
  20. Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова провела совещание по вопросу совершенствования законодательства в области охраны объектов культурного наследия. 05.12.2024. – [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/minkultury_rf?w=wall-56049514_53905 (дата обращения 01.05.2025).
  21. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию о сохранении объектов культурного наследия России // Координационный центр Правительства России. 10.12.2024. – [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru/news/53670/ (дата обращения 01.05.2025).
  22. Мишустин поручил провести инвентаризацию объектов культурного наследия // РИА Новости. 11.02.2025. – [Электронный ресурс] – URL: https://ria.ru/20250211/kultura-1998554809.html (дата обращения 01.05.2025).
  23. СТО ДОМОВ. В Тверской области пройдет Форум реновации наследия. 08.04.2025. – [Электронный ресурс] – URL: https://levitan-inform.ru/сто-домов-в-тверской-области-пройдет-ф/(дата обращения 01.05.2025).
  24. Инвестиции в культурное наследие // XX Юбилейный Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». 23.04.2025. – [Электронный ресурс] – URL: https://forum-goszakaz.ru/media/investiczii-v-kulturnoe-nasledie/ (дата обращения 01.05.2025).
  25. Стратегическая сессия в Липецкой области: как усовершенствовать охрану памятников? // Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области. 23.04.2025. – [Электронный ресурс] – URL: https://gosdirekcia.ru/news?id=664 (дата обращения 01.05.2025).

Поделиться

43

Журбенко Л. Н. К вопросу осуществления государственного учета объектов культурного наследия в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). Ч.III. С. 31-38. URL: https://apni.ru/article/12437-k-voprosu-osushestvleniya-gosudarstvennogo-ucheta-obuektov-kulturnogo-naslediya-v-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (262)

Прием материалов

5 июля - 11 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

30 июля