Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности

Теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

внешнеэкономическая деятельность
торговля
экспорт
импорт
государственное регулирование

Аннотация статьи

Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации и международного распределения труда является неотъемлемым аспектом деятельности любого государства. Благодаря осуществлению внешнеэкономической деятельности государство укрепляет позиции на международной арене, способствует выходу отечественных предприятий на международный рынок сбыта, а также создает благоприятные условия для импорта и экспорта товаров и услуг, трансферу технологий и повышению инвестиционной привлекательности отраслей промышленности. В текущих условиях особое значение имеет изучение детальное изучение организационно-правовых основ осуществления внешнеэкономической деятельности.

Текст статьи

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность экономических операций и процессов, связанных с обменом товаров, услуг и капитала между странами [18, с. 8]. Она охватывает все аспекты международной торговли и инвестиций, включая экспорт, импорт, трансакции с иностранными партнерами, а также международное сотрудничество в различных сферах.

Сущность внешнеэкономической деятельности можно рассмотреть через несколько ключевых аспектов: экономический, социальный, политический, экологический и культурный [19, с. 22-25].

Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей экономической политики государства и играет ключевую роль в его экономическом развитии [21, с. 15]. Она обеспечивает интеграцию страны в мировую экономику, способствует росту производства и улучшению жизненного уровня населения, а также укрепляет международные связи и сотрудничество.

Регулирование внешнеэкономической деятельности – это совокупность мер и инструментов, применяемых государственными органами для управления и контроля процессов, связанных с международной торговлей, инвестициями и другими экономическими операциями между странами [12, с. 30].

Целью такого регулирования является обеспечение эффективного функционирования внешнеэкономической деятельности, защита национальных интересов, а также стимулирование экономического роста и развитие международного сотрудничества [4, с. 4].

К целям регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: защита национальных интересов, стимулирование экономического роста, развитие международного сотрудничества, обеспечение устойчивого развития и повышение конкурентоспособности [4, ст. 4; 14, с. 18].

Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности включают различные меры и механизмы, которые государства используют для контроля и управления международной торговлей, инвестициями и другими экономическими операциями [12, с. 31-35; 15, с. 50-55].

К инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: меры тарифного регулирования (импортные и экспортные таможенные пошлины, таможенные платежи и сборы); меры нетарифного регулирования (квотирования и лицензирования импорта, введение прямых и косвенных барьеров, экспортный контроль и так далее); меры валютного контроля, финансовые меры (субсидирование экспорта, льготное кредитование экспорта), меры регулирования иностранных инвестиций; нормативно-правовые инструменты (торговые соглашения, национальные нормативно-правовые акты осуществления внешнеэкономической деятельности) [12, с. 32-34; 4, ст. 12, 13, 15; 5].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внешнеэкономическая деятельность государства является неотъемлемой частью его экономической стратегии, а регулирование внешнеэкономической деятельности – необходимостью, которая позволяет государству достигнуть баланса между национальными приоритетами и амбициями на мировой арене.

Организационно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой совокупность норм, институтов и механизмов, которые обеспечивают правовую и организационную структуру осуществления регулирования внешнеэкономической активности [11, с. 65].

Организационные основы регулирования внешнеэкономической деятельности включают в себя структуру и механизмы, которые обеспечивают эффективное управление и контроль за внешнеэкономическими операциями [11, с. 40]. Эти основы включают различные государственные и частные организации, а также их взаимодействие.

К ключевым институтам относятся: федеральные, региональные и местные органы власти, частные и общественные организации, финансовые учреждения, образовательные учреждения органы мониторинга и оценки [11, с. 41-42].

Правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой совокупность законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе внешнеэкономической активности [20, с. 88]. Эти основы включают в себя несколько ключевых элементов:

Конституция Российской Федерации [1] – является основным источником права, который устанавливает базовые принципы внешнеэкономической деятельности. В ней содержатся положения о праве граждан на участие в международной торговле, а также о полномочиях государства в области внешнеэкономической политики (ст. 15, 71, 72, 74).

Таможенное законодательство:

  • Договор о Евразийском экономическом союзе [2], который устанавливает единые требования к движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
  • Таможенный кодекс Российской Федерации [3] является важным элементом правового регулирования внешнеэкономической деятельности, который устанавливает порядок оформления товаров при пересечении границы, включая декларирование, контроль и выпуск товаров, определяет ставки пошлин, порядок их расчета и уплаты, а также изъятие из них в определенных случаях, описывает полномочия таможенных органов по контролю за соблюдением правил и норм, включая возможность проведения проверок и наложения санкций.
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [4] – закон определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ [5], устанавливает правила для осуществления расчетов в иностранной валюте, включая обязательства по использованию определенных валют для внешнеэкономических сделок, а также определяющее лимиты на вывоз наличной валюты и требования к декларированию валютных операций.

Налоговый кодекс Российской Федерации [6] – регулирует налогообложение внешнеэкономической деятельности, в том числе:

  • устанавливает правила налогообложения операций, связанных с импортом и экспортом товаров (ст. 146, 150, 151, 164, 165, 166). Включают положения о возврате НДС для экспортируемых товаров (ст. 164,165).
  • определяет порядок налогообложения доходов от внешнеэкономической деятельности, включая особенности расчета и уплаты налога для иностранных компаний (ст. 246, 247, 307-309).

Антимонопольное законодательство, представленное Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [7], а также иными подзаконными актами, которые регулируют антимонопольные аспекты внешнеэкономической деятельности, в том числе:

  • устанавливают нормы, запрещающие действия, которые могут привести к неравной конкуренции на внутреннем и международном рынках (ст. 10, 11, 14, 15);
  • устанавливают правила для контроля за сделками, которые могут повлиять на конкуренцию, включая обязательное уведомление антимонопольных органов о таких сделках (ст. 27–32).

Международные соглашения, которые играют ключевую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности по отношению к третьим странам [13, с. 102]:

  • соглашения о свободной торговле, упрощающие условия торговли между странами-участницами, снижая или отменяя тарифы и другие барьеры.
  • двусторонние и многосторонние соглашения, устанавливающие общие правила и стандарты для внешнеэкономической деятельности, включая правила защиты инвестиций, интеллектуальной собственности и трудовых прав.

Исходя из вышеизложенного можно говорить, что организационно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности играют ключевую роль в создании благоприятной среды для международной торговли и инвестиций. Они способствуют не только защите интересов государства, но и обеспечивают правовую безопасность для участников внешнеэкономической деятельности, что в итоге способствует устойчивому экономическому развитию.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eaeunion.org.
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (Подписан в г. Москве 11.04.2017) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eaeunion.org.
  4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 15.12.2003. – № 50. – Ст. 4850; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  5. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. – 15.12.2003. – № 50. – Ст. 4859; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32. – Ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  8. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ. – 05.05.2008. – № 18. – Ст. 1940; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  9. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие / Е.Ф. Авдокушин. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2018. – 366 с.
  10. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев; под ред. Н.Н. Ливенцева. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 256 с.
  11. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / [А.И. Архипов и др.]; под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2020. – 496 с.
  12. Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеэкономических операций: учеб. пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2018. – 368 с.
  13. Зубенко В.В. Международная экономика: учебник для бакалавров / В.В. Зубенко, О.А. Иванова, Л.В. Переверзева; под ред. Л.С. Шаховской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2020. – 268 с.
  14. Кузнецов А.В. Государственное регулирование внешней торговли в условиях глобализации: учебное пособие / А.В. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 192 с.
  15. Международные экономические отношения: учебник для вузов / [В.Е. Рыбалкин и др.]; под ред. В.Е. Рыбалкина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 591 с.
  16. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / [Г.В. Акопова и др.]; под общ. ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2018. – 654 с.
  17. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран: пер. с англ. / М. Портер. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.
  18. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для вузов / Е.Ф. Прокушев. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 490 с.
  19. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина; под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 559 с.
  20. Таможенное право: учебник для вузов / [Н.Д. Эриашвили и др.]; отв. ред. Н.Д. Эриашвили. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 375 с.
  21. Шимко П.Д. Международная экономика: учебник для бакалавров / П.Д. Шимко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 592 с.
  22. Сидорова Е.Ю. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: современные тенденции и вызовы // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2021. – № 4. – С. 3-19.

Поделиться

24

Слобцова Н. А., Доронина О. Н. Теоретические и организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12439-teoreticheskie-i-organizacionno-pravovye-osnovy-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля