Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность экономических операций и процессов, связанных с обменом товаров, услуг и капитала между странами [18, с. 8]. Она охватывает все аспекты международной торговли и инвестиций, включая экспорт, импорт, трансакции с иностранными партнерами, а также международное сотрудничество в различных сферах.
Сущность внешнеэкономической деятельности можно рассмотреть через несколько ключевых аспектов: экономический, социальный, политический, экологический и культурный [19, с. 22-25].
Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей экономической политики государства и играет ключевую роль в его экономическом развитии [21, с. 15]. Она обеспечивает интеграцию страны в мировую экономику, способствует росту производства и улучшению жизненного уровня населения, а также укрепляет международные связи и сотрудничество.
Регулирование внешнеэкономической деятельности – это совокупность мер и инструментов, применяемых государственными органами для управления и контроля процессов, связанных с международной торговлей, инвестициями и другими экономическими операциями между странами [12, с. 30].
Целью такого регулирования является обеспечение эффективного функционирования внешнеэкономической деятельности, защита национальных интересов, а также стимулирование экономического роста и развитие международного сотрудничества [4, с. 4].
К целям регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: защита национальных интересов, стимулирование экономического роста, развитие международного сотрудничества, обеспечение устойчивого развития и повышение конкурентоспособности [4, ст. 4; 14, с. 18].
Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности включают различные меры и механизмы, которые государства используют для контроля и управления международной торговлей, инвестициями и другими экономическими операциями [12, с. 31-35; 15, с. 50-55].
К инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: меры тарифного регулирования (импортные и экспортные таможенные пошлины, таможенные платежи и сборы); меры нетарифного регулирования (квотирования и лицензирования импорта, введение прямых и косвенных барьеров, экспортный контроль и так далее); меры валютного контроля, финансовые меры (субсидирование экспорта, льготное кредитование экспорта), меры регулирования иностранных инвестиций; нормативно-правовые инструменты (торговые соглашения, национальные нормативно-правовые акты осуществления внешнеэкономической деятельности) [12, с. 32-34; 4, ст. 12, 13, 15; 5].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внешнеэкономическая деятельность государства является неотъемлемой частью его экономической стратегии, а регулирование внешнеэкономической деятельности – необходимостью, которая позволяет государству достигнуть баланса между национальными приоритетами и амбициями на мировой арене.
Организационно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой совокупность норм, институтов и механизмов, которые обеспечивают правовую и организационную структуру осуществления регулирования внешнеэкономической активности [11, с. 65].
Организационные основы регулирования внешнеэкономической деятельности включают в себя структуру и механизмы, которые обеспечивают эффективное управление и контроль за внешнеэкономическими операциями [11, с. 40]. Эти основы включают различные государственные и частные организации, а также их взаимодействие.
К ключевым институтам относятся: федеральные, региональные и местные органы власти, частные и общественные организации, финансовые учреждения, образовательные учреждения органы мониторинга и оценки [11, с. 41-42].
Правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой совокупность законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе внешнеэкономической активности [20, с. 88]. Эти основы включают в себя несколько ключевых элементов:
Конституция Российской Федерации [1] – является основным источником права, который устанавливает базовые принципы внешнеэкономической деятельности. В ней содержатся положения о праве граждан на участие в международной торговле, а также о полномочиях государства в области внешнеэкономической политики (ст. 15, 71, 72, 74).
Таможенное законодательство:
- Договор о Евразийском экономическом союзе [2], который устанавливает единые требования к движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
- Таможенный кодекс Российской Федерации [3] является важным элементом правового регулирования внешнеэкономической деятельности, который устанавливает порядок оформления товаров при пересечении границы, включая декларирование, контроль и выпуск товаров, определяет ставки пошлин, порядок их расчета и уплаты, а также изъятие из них в определенных случаях, описывает полномочия таможенных органов по контролю за соблюдением правил и норм, включая возможность проведения проверок и наложения санкций.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [4] – закон определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ [5], устанавливает правила для осуществления расчетов в иностранной валюте, включая обязательства по использованию определенных валют для внешнеэкономических сделок, а также определяющее лимиты на вывоз наличной валюты и требования к декларированию валютных операций.
Налоговый кодекс Российской Федерации [6] – регулирует налогообложение внешнеэкономической деятельности, в том числе:
- устанавливает правила налогообложения операций, связанных с импортом и экспортом товаров (ст. 146, 150, 151, 164, 165, 166). Включают положения о возврате НДС для экспортируемых товаров (ст. 164,165).
- определяет порядок налогообложения доходов от внешнеэкономической деятельности, включая особенности расчета и уплаты налога для иностранных компаний (ст. 246, 247, 307-309).
Антимонопольное законодательство, представленное Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [7], а также иными подзаконными актами, которые регулируют антимонопольные аспекты внешнеэкономической деятельности, в том числе:
- устанавливают нормы, запрещающие действия, которые могут привести к неравной конкуренции на внутреннем и международном рынках (ст. 10, 11, 14, 15);
- устанавливают правила для контроля за сделками, которые могут повлиять на конкуренцию, включая обязательное уведомление антимонопольных органов о таких сделках (ст. 27–32).
Международные соглашения, которые играют ключевую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности по отношению к третьим странам [13, с. 102]:
- соглашения о свободной торговле, упрощающие условия торговли между странами-участницами, снижая или отменяя тарифы и другие барьеры.
- двусторонние и многосторонние соглашения, устанавливающие общие правила и стандарты для внешнеэкономической деятельности, включая правила защиты инвестиций, интеллектуальной собственности и трудовых прав.
Исходя из вышеизложенного можно говорить, что организационно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности играют ключевую роль в создании благоприятной среды для международной торговли и инвестиций. Они способствуют не только защите интересов государства, но и обеспечивают правовую безопасность для участников внешнеэкономической деятельности, что в итоге способствует устойчивому экономическому развитию.