Благодаря развитию технологий слово «автопилот» применимо теперь не только к самолетам, но и автомобилям. Задумка самоуправляемых машин в фантазиях инженеров появилась ещё в 30-х годах XX века. Автором идеи был американский дизайнер Норман Бел Геддес. В своем проекте «Футурама» он описал и построил город будущего, в котором не было ни пробок, ни ДТП. Эта идея стала прогрессивной и заложила направление развития на десятилетия вперед. Несмотря на все трудности, с которыми столкнулся весь мир и США, в частности, идея закрепилась, и другие учёные и инженеры стали развивать идею о безаварийных дорогах, которых, пока что, мы ещё не видим.
Уже к концу 60-х готов различные компании представили свои варианты круиз контролей, которые позже перерастут в автопилоты. В наше время эта технология стоит на острие прогресса, развивается скачкообразными темпами, эволюционирует, также и оборудование, которое помогает реализовывать возможность освободить человека от обязанностей водителя и дать право перемещаться из точки А в точку Б, без лишних забот.
Такие компании как Waymo, Tesla, Яндекс и множество других активно разрабатывают как оборудование, так и программы для реализации автопилотируемых автомобилей. Изначально первые прообразы автопилотов назывались адаптивный круиз-контроль, представлял он собой то же, что мы имеем на некоммерческих автомобилях и сегодня, однако с куда более скудным функционалом. Он мог набирать и убавлять скорость в зависимости от окружения: будь то дождь или попутный трафик. Был способен перестраиваться по желанию водителя, мог сам определить, если человеку стало плохо, и он не способен следить за качеством выполнения задач круиз-контроля.
С развитием автомобилестроения адаптивный круиз-контроль стал вытесняться автопилотом 3 уровня, согласно которому, весь процесс поездки автоматизирован, но водитель должен быть готов взять управление на себя. Это значит, что водитель должен лишь поставить точки маршрута и может отвлечься от дороги. Сама технология работает на датчиках LIDAR и камерах, которые считывают обстановку на дороге и способны автоматически строить маршрут, менять полосу движения и подбирать скорость.
На данный момент это последние наработки по вопросу автопилота, допущенные на дороги общего пользования, однако, по всему миру различные компании с разрешения властей тестируют свои технологии на дорогах. На трассе М-11 и М-12 уже несколько лет осуществляются грузоперевозки без участия водителей, они выступают лишь в роли операторов. Также тестирую наработки в области беспилотных такси в США. Увы статистика не такая радужная, как в области грузоперевозок, но прогресс есть. В основном все проблемы приходят от активистов, которые мешают машинам ездить, ставя перед ними конусы и перекрывая проезд.
В то время как массовое внедрение беспилотных автомобилей на общественных дорогах сталкивается с регуляторными и техническими сложностями, в ограниченных пространствах – складах, портах, аэропортах и промышленных зонах – автономные системы уже активно используются. Такие решения демонстрируют высокую эффективность, поскольку работают в контролируемой среде с четко заданными маршрутами и минимальным вмешательством человека.
Компании, такие как Amazon, Alibaba и Ocado, уже несколько лет используют автономные транспортные средства и мобильных для перемещения грузов в границах своих складов, а Amazon Robotics применяет более 750000 роботов на своих складах. Они автоматически перемещают стеллажи с товарами к работникам, что сокращает время обработки заказов на 40–50%, что удешевляет процесс доставки и уменьшает конечную стоимость продукта. В Китае Alibaba внедрила систему "Роботизированный склад", где 700 автономных транспортных средств работают 24/7, сортируя до 700 000 посылок в день без участия человека. Британская компания Ocado, специализирующаяся на онлайн-доставке продуктов, использует «ульевые» склады, где тысячи роботов перемещаются по алгоритмизированной сетке, ускоряя сборку заказов.
Аэропорты по всему миру переходят на беспилотные тягачи и контейнеровозы:
- Порт Роттердама (Нидерланды) тестирует автономные электрогрузовики Tesla Semi в партнерстве с Einride. Они перевозят контейнеры между терминалами, снижая выбросы CO₂ и ускоряя логистику.
- В Сингапуре и Шанхае работают беспилотные портовые тягачи, управляемые через 5G-сети. Они точно позиционируют контейнеры благодаря LiDAR и компьютерному зрению.
- В аэропортах Дубая и Сеула автономные тележки без водителей перевозят багаж, уменьшая задержки рейсов.
Аналогичный прогресс происходит в сельскохозяйственном и горнодобывающем секторах, благодаря чему увеличивается производительность и ускоряется процесс сборки и добычи ресурсов.
В отраслях, где важны точность и безопасность, автопилоты также находят применение:
- Komatsu, Caterpillar и БелАЗ выпускают автономные карьерные самосвалы, которые работают в шахтах Австралии и Чили. Они не устают, не ошибаются в расчетах маршрута и экономят топливо.
- В агросекторе John Deere и «Кировец» разрабатывают беспилотные тракторы, способные обрабатывать поля круглосуточно с точностью до 2-3 см благодаря GPS-навигации и датчикам урожайности.
Почему же вышеперечисленные области легче приняли «автопилоты»? Всё благодаря тому, что нет негативно влияющих факторов, которые способны повлиять на беспилотные средства: нет других водителей, пешеходов, велосипедистов и прочих людей, чье поведение невозможно предсказать. Нет инфраструктуры, которая «ведет под ручку» автопилот в машине, он может лишь опираться на разметку и знаки. А так же экономическая выгода – компании быстро окупают инвестиции за счет снижения зарплат водителей и роста производительности предприятий.
Замкнутые пространства стали «тестовым полигоном» для автономных технологий. Успех в логистике доказывает, что автопилоты – не фантастика, а рабочий инструмент, который постепенно выйдет за пределы складов. Следующий шаг – интеграция этих решений в «умные города», где беспилотные грузовики и такси будут взаимодействовать с инфраструктурой так же четко, как роботы на фабриках.