Главная
АИ #19 (22)
Статьи журнала АИ #19 (22)
Зарубежный опыт повышения экономической безопасности и возможности его применени...

Зарубежный опыт повышения экономической безопасности и возможности его применения в России

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

экономическая безопасность
национальная безопасность
экономическое равновесие
баланс сил
базис
экономический рост
контроль государства
экономические интересы
защита экономических интересов

Аннотация статьи

В условиях нестабильности мировой экономики и введения санкций против России рядом стран проблема обеспечения национальной экономической безопасности приобрела особую актуальность. Эта тема также имеет высокую научную, практическую и социальную значимость, так как позволяет выявить возможные пробелы в экономической безопасности современной России и своевременно разработать механизмы их устранения для защиты национальных интересов государства. Целью данной статьи является определение состояния и перспектив повышения экономической безопасности современной России. Это может быть достигнуто путем решения следующих задач: обзор существующих методов оценки экономической безопасности страны.

Текст статьи

Экономическая безопасность является базисом для обеспечения национальной безопасности страны в целом и ее устойчивого социально-экономического развития. Раскрывая определение экономической безопасности, можно исходить из разных трактовок [6].

Также существует мнение, что экономическая безопасность страны складывается из уровня экономической безопасности отдельных регионов/городов.

Другие исследователи отмечают, что экономическая безопасность страны представляет собой экономическую безопасность отдельно взятого члена общества.

Эта точка зрения активно укрепилась в странах запада, в частности в США [1].

Экономическая безопасность или финансовая безопасность – это условие стабильного дохода или других ресурсов для поддержания уровня жизни сейчас и в обозримом будущем. Это включает:

  • вероятная сохраняющаяся платежеспособность;
  • предсказуемость будущего денежного потока человека или другого экономического субъекта, такого как страна;
  •  обеспечение занятости или обеспечение занятости [7].

Финансовая безопасность чаще всего относится к управлению деньгами и сбережениями в семье и семье. Экономическая безопасность, как правило, включает более широкий эффект от уровня производства в обществе и денежной поддержки неработающих граждан.

В Соединенных Штатах экономическая безопасность детей определяется уровнем дохода и уровнем занятости их семей или организаций. Экономическая безопасность людей старше 50 лет основана на пособиях по социальному обеспечению, пенсиях и сбережениях, заработной плате и занятости, а также на медицинском страховании [3].

В 1972 году законодательный орган штата Аризона сформировал Департамент экономической безопасности с миссией по содействию «безопасности, благополучию и самодостаточности детей, взрослых и семей». Этот департамент объединяет действия правительства штата, которые ранее осуществлялись Комиссией по безопасности занятости, Государственным департаментом социального обеспечения, Отделом профессиональной реабилитации, Государственным управлением экономических возможностей, Советом по профессиональному обучению, Государственным управлением планирования рабочей силы и Государственным департаментом Умственная отсталость. Государственный департамент по умственной отсталости (переименованный в Отдел по проблемам развития, законопроект № 2213) присоединился к Департаменту в 1974 году. Целью создания Департамента было обеспечение интеграции прямых услуг людям таким образом, чтобы уменьшить дублирование административных усилий, услуг и расходов. Семейные связи стали частью Департамента в январе 2007 года [2].

Департамент экономической безопасности Миннесоты был образован в 1977 году из департаментов служб занятости и профессиональной реабилитации, Управления кадров губернатора и Управления экономических возможностей, которые руководили программами борьбы с нищетой. В 1985 году Государственная служба для слепых была включена в этот отдел. В 2003 году Департамент экономической безопасности Миннесоты и Департамент торговли и экономического развития Миннесоты были объединены в Департамент занятости и экономического развития Миннесоты.

Экономическая безопасность в контексте политики и международных отношений – это способность национального государства следовать выбранным мерам политики для развития национальной экономики желаемым образом. Исторически завоевание наций делало завоевателей богатыми за счет разграбления, доступа к новым ресурсам и расширения торговли за счет контроля над экономикой побежденных наций. В современной сложной системе международной торговли, характеризующейся многонациональными соглашениями, взаимозависимостью и наличием природных ресурсов и т. д., Экономическая безопасность сегодня, вероятно, является такой же важной частью национальной безопасности, как и военная политика [4].

Экономическая безопасность была предложена в качестве ключевого фактора международных отношений, особенно в геополитике нефти в американской внешней политике после 11 сентября 2001 года.

Новое прочтение экономическая безопасность получила при администрации президента Д. Трампа.

Президент Трамп все больше стирает грань между национальной и экономической безопасностью Америки.

В то время как предыдущие администрации пытались бороться с экономическими угрозами и угрозами безопасности по отдельности, г-н Трамп преднамеренно смешал их, рассматривая торговую практику другой страны так же опасной для Соединенных Штатов, как и ее военные возможности.

Это точка зрения, которую он поддерживал с начала кампании 2016 года, когда он продвигал свою программу «Америка прежде всего» и поклялся защищать компании, которые, по его мнению, оказались в проигрышном конце мировой торговли. Вступив в должность, г-н Трамп немедленно вывел Соединенные Штаты из многонационального Транстихоокеанского партнерства и начал расследование по импортным товарам, таким как стиральные машины и солнечные батареи, которые, по его мнению, наводнили американский рынок.

Тем не менее, суть экономической безопасности осталась прежней. Экономическая безопасность – это безопасность каждого, отдельно взятого, члена общества.

Индекс базовых таблиц экономической безопасности (BEST) показывает, сколько дохода работающие взрослые из разных семей должны быть экономически безопасными в каждом штате.

В этом информационном бюллетене представлены новые данные BEST на национальном и государственном уровне, рассчитанные Институтом исследований политики женщин [5].

Угрозы экономической безопасность в США следующие:

  • только 67 процентов работающих взрослых (в возрасте 19–64 лет) в Соединенных Штатах экономически защищены, что означает, что их семейный доход достаточен для покрытия ежемесячных базовых расходов и достижения скромных целей развития активов;
  • работающие мужчины более склонны к экономической безопасности, чем работающие женщины (68,2 процента мужчин экономически безопасны по сравнению с 65,5 процента женщин);
  • белые мужчины чаще всего достигают нужного уровня экономической безопасности в Соединенных Штатах, а латиноамериканские мужчины и женщины реже всего достигают нужного уровня экономической безопасности;
  • семьи, возглавляемые одинокими матерями, с наименьшей вероятностью будут экономически безопасными, в то время как супружеские пары без детей с наибольшей вероятностью будут экономически безопасными.

В Канаде угрозы общей экономической безопасности страны считаются экономическим шпионажем, который является «незаконной, тайной или принудительной деятельностью иностранного правительства с целью получения несанкционированного доступа к экономической разведке, такой как конфиденциальная информация или технологии, для получения экономического преимущества».

Широко распространено мнение, что между экономической безопасностью и экономическими возможностями существует компромисс.

Российское же понимание экономической безопасности практически не касается конкретно граждан.

В стратегии экономической безопасности, принятой в России, упор делается на более «размытых» фактах, в частности на постоянном вялом росте России после мирового финансового кризиса 2008 года и «исчерпании модели экспорта ресурсов». В процессе это стало критикой российской политической экономии.

В нем упоминаются внешние проблемы, в том числе дискриминация в отношении российского экспорта, санкции и глобальная финансовая нестабильность, в нем основное внимание уделяется внутренним источникам слабости России: недостаточной конкурентоспособности, низким инвестициям и неспособности к инновациям. Указанные причины включают, среди прочего, высокий уровень преступности и коррупции, чрезмерные административные барьеры, неэффективное государственное управление, большую теневую экономику, отсутствие долгосрочных инвестиций, снижение качества образования, плохо развитую рыночную инфраструктуру и отсутствие участие в глобальных цепочках поставок.

Стратегия также привлекает внимание к долгосрочным тенденциям, направленным против России: изменения в глобальной структуре спроса и предложения на энергоносители, истощение российских месторождений нефти и газа, отсутствие российского представительства среди глобальных компаний за пределами сектора природных ресурсов, страны неадекватные трудовые ресурсы и конкурентный мировой рынок талантов [3].

Примечательно, что, учитывая его значимость с 2014 года, «импортозамещение» вообще не упоминается (в стратегии упоминается лишь однажды «преодоление критической зависимости от импортных поставок», гораздо более слабая формулировка). Скорее, стратегия предполагает, что для стимулирования более высоких темпов роста необходимо более глубокое взаимодействие на более выгодных условиях с глобальной экономикой.

Но стратегия избирательна в отношении этого взаимодействия. Он призывает к более глубокому сотрудничеству, в частности, с такими региональными группировками, как Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС. Примечательно, что Запад вообще не упоминается, несмотря на тот факт, что ЕС в подавляющем большинстве случаев остается важнейшим экономическим партнером России.

В основе многих из этих недостатков лежит неспособность вводить новшества и разрабатывать новые технологии. Отголосок советской экономики в 1980-х годах, несомненно, непреднамеренный, отголосок: неспособность отреагировать на новую научно-техническую революцию, в результате которой Россия отстает от остального развитого мира.

Таким образом, концепция стратегии «экономической безопасности» стала ориентироваться не столько на защиту суверенитета от внешних угроз, сколько на поддержание силы России как великой державы путем создания условий, позволяющих ей более эффективно конкурировать в глобальной экономике. Тем не менее, он стремится сделать это, даже несмотря на то, что отношения с его основными экономическими партнерами по-прежнему ограничены санкциями и недоверием [6].

Поскольку экономическая нестабильность в России связана главным образом с ее собственной внутренней политикой и институтами, решение состоит в том, чтобы провести реформы, которые устранят хроническую неэффективность, коррупцию и другие препятствия для инвестиций и инноваций. Это список «пожеланий» (в стратегии перечислено 78 из них), большинство из которых обсуждались в эпоху Путина. Они включают реформу образования, предотвращение искусственного банкротства и другие формы незаконного рейдерства, улучшение управления государственными активами, предотвращение отмывания денег, улучшение прав собственности, более привлекательный инвестиционный климат, и так далее. Оставленные недосказанными, почему они не были достигнуты, или даже во многих случаях серьезно преследуются, каковы перспективы сделать это сейчас, и какие препятствия, в том числе со стороны влиятельных интересов, стоят на пути.

Таким образом, из анализа опыта стран запада, в частности, США, можно сделать вывод, что экономическая безопасность – это, прежде всего, экономическая безопасность каждого отдельного члена общества. И в данном случае экономически безопасность считается страна, где превалирующим классом является средний класс.

На наш взгляд, такой подход к пониманию экономической безопасности – наиболее оптимален для России.

Наш действующий президент страны считает, что к среднему классу в России следует относить тех граждан, которые получают от 17 тысяч рублей в месяц.

Объясняя, как была высчитана эта цифра, достаточная для того, чтобы подавляющее большинство россиян считали себя средним классом, В.В. Путин сослался на одну из методик подсчета Всемирного банка, который определяет российский средний класс как «домохозяйства, чей уровень потребления в 1,5 раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума)».

«У нас таких достаточно много, уверенно свыше 70%», – сказал президент, добавив, что средняя зарплата в России гораздо выше МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который составлял в 2019 году 11,28 тысяч рублей.

При этом, оперируя «сухими цифрами», президент отбросил сущность определения понятия «средний класс»: к среднему классу стоит отнести тех граждан, которые имеют возможность удовлетворять «широкий круг материальных и социальных потребностей».

То есть, у населения должны оставаться свободные средства, после вычета обязательных расходов на ЖКХ, питание, одежду и пр. Если брать международную практику, например, определение Всемирного банка, средний класс начинается при уровне доходов не ниже 3500 долларов. Во всем мире к данному критерию можно отнести не более 8% населения.

Конечно, средний класс в каждой стране разный, но нельзя не согласиться с некоторыми базовыми критериями отнесения к среднему классу:

  • не менее $2000 на каждого члена семьи,
  • не менее 30-40 кв.м общей площади на каждого члена семьи,
  • минимум 2 автомашины на семью.

В России данные показатели немного ниже. Например, средняя обеспеченность жильем – 20-25 кв. метров на человека. При этом, более 20% населения обеспечены жильем в расчете менее 10 кв.м. на человека.

Доход в 2000 долларов на каждого члена семьи – реальность для 1,3% населения. 97% финансовых активов, хранимых в банках, принадлежат 3% населения страны.

Для достижения уровня экономической безопасности, которая бы отвечала международным требованиям в нашей стране, необходимо, прежде всего, обратить внимание на уровень экономической безопасности каждого отдельного гражданина.

Список литературы

  1. Бабынина, Л. О. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность [Текст]: [монография / Л. О. Бабынина, Ю. А. Борко, Р. Г. Герасимова и др.]; под общ. ред. А. А. Громыко, М. Г. Носова; Федер. гос. бюджет. учреждение науки, Ин-т Европы Рос. акад. наук. – Москва: Весь мир, 2015. – 588 с.
  2. Орехов, В. И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса [Текст]: монография / В. И. Орехов, Т. Р. Орехова, О. В. Карагодина; под науч. ред. Т. Р. Ореховой. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 105 с.
  3. Табаков, А. В. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России: в поисках баланса частных и публичных интересов [Текст] / А. В. Табаков // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 4. – С. 25–34.
  4. Матвеева Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 367-369. – URL https://moluch.ru/archive/137/38388/ (дата обращения: 21.03.2020).
  5. Шпилевская Е.В. Человеческий капитал в системе экономической безопасности региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015 №5 (84). С. 118-125.
  6. Шпилевская Е.В. Методика оценки уровня жизни в аспекте концепции качества населения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015 №6 (85). С.127-132.
  7.  Моденов А.К. Экономическая безопасность при бизнес-планировании реинжиниринга фирмы [Текст]: монография / А.К. Моденов, М.П. Власов, Т.Н. Орловская]; под общей редакцией А.К. Моденова; СПбГАСУ. - Санкт-Петербург, 2018. - 620с.

Поделиться

6682

Малахова А. А., Курняев В. И. Зарубежный опыт повышения экономической безопасности и возможности его применения в России // Актуальные исследования. 2020. №19 (22). С. 64-68. URL: https://apni.ru/article/1245-zarubezhnij-opit-povisheniya-ekonomicheskoj

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа